РП по УК Морянка 2-3 класс

Пояснительная записка
Статус документа
Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента
Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с
учётом действующих в начальной школе программ.
Основная идея – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части
федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и
внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших
школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Общая характеристика курса
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для
социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной
школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный
смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с
ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение
содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики,
область как часть мирового пространства.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический,
компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции
регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и
культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие
знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе
ценностей: чем больше их объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг
объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на
деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении
(свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций.
Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение
проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только
«присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в
конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях., осознаёт ценность
освоенных знаний.
Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные,
региональные ценности.
Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся
осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между
человеком, окружающей и социальной средой.
В курсе краеведения «Морянка» соблюдён принцип природосообразности, который
понимается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребёнка.
Изучение материала начинается с ближайшего окружения – дома, семьи, затем следует
расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут
ученики, область как часть России и мирового пространства.
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально
насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости
культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.

Реализация цели предполагается через систему задач:


формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и
историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории
родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе;



формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого
материала и его использование в учебных ситуациях.

Планируемые результаты освоения краеведческого курса «Морянка»
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свой край и свою Родину;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- положительное отношение и интерес к изучению жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
- способность к самооценке.
Метапредметные результаты
- способность принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
– отрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельност
Предметные результаты
2 класс
в результате освоения курса 2 класса ученики узнают:
- географическое положение;
-природные и погодные условия Архангельской области;
- слова краеведческой тематики;
- название малой родины М. В. Ломоносова;
- основные занятия членов семьи М.В.Ломоносова;
- как относился к учению М.В.Ломоносов;

- имена знаменитых людей Архангельской области
- поэтов, писателей и художников Севера;
- традиции и праздники северян,
-особенности Поморского календаря;
- подвижные народные игры русского Севера;
научатся:
- рассказывать о природе, истории родного края, используя прочитанные литературные
произведения;
– находить на карте России край, где родился М. В. Ломоносов;
– выразительно читать стихи (отрывки из стихотворных произведений) М. В. Ломоносова и о
нем;
-рассказывать о знаменитых людях Архангельской области
- выразительно читать стихи о Севере
-рассказывать о семейных традициях и праздниках;
-отличать Поморский календарь;
-играть в подвижные народные игры русского Севера;
-рассказывать о профессиях основных отраслей хозяйства;
-соблюдать нормы здорового образа жизни
3 класс
в результате освоения курса 3 класса ученики узнают:
- символы Архангельской области;
- древние города;
-природные и погодные условия Архангельской области;
- слова краеведческой тематики;
- названия стран, в которых проходило обучение;
- 2-3 художественных произведения, написанных М. В. Ломоносовым;
- основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина;
- имена знаменитых людей Архангельской области
- поэтов, писателей и художников Севера;
-2-3 художественных произведения о Севере
- профессии основных отраслей хозяйства;
-особенности здорового питания и здорового образа жизни северян
получат возможность узнать:
- находить символы Архангельской области среди подобных
-рассказывать о жизни и деятельности земляков (по материалам прочитанного);
- записывать место и год рождения М. В. Ломоносова;
- читать и пересказывать эпизоды из прочитанных произведений о детстве и юности М. В.
Ломоносова;
- записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М. В. Ломоносов;
- рассказывать о знаменитых людях Архангельской области
- находить в тексте характерные для Севера слова и выражения, при необходимости
употреблять их при пересказе текста
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОРЯНКА»
2 класс (34часа)
1. Вот она какая, дорогая Родина моя! (5 ч)
История родного края. Понятие малой родины, ее судьба. Архангельская область.
История родного города. Архангельск как областной центр.
2. Родом из Поморской славной стороны (5 часа)

Художественные ремесла родного края. Каргопольская игрушка, козули,
Пермогорская роспись, Мезенская роспись, лоскутное шитье.
3. Славные поморы (4 часа)
Детские годы М.В. Ломоносова.
4. Мой Север, скупой чародей! (10 часов)
Времена года на Севере: осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и
художников Севера. Писатели, поэты о растениях и животных нашего края.
5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (10 часов)
Семья, фамилия, семейные традиции и праздники. Особенности Поморского
календаря – энциклопедии народной жизни. Морские, речные пути; железная дорога;
воздушные линии; шоссе. Дорога в космос. Значение двигательной активности в жизни
человека. Подвижные народные игры Русского Севера.
3 класс (34часа)
Вот она какая, дорогая Родина моя! (6 ч)
Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области.Древние города
Севера: Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса,
Вавчуга.
2. Родом из Поморской славной стороны (12ч)
Народный костюм Русского Севера. Северный русский народный хор. Северные
колокольные звоны. Знаменитые люди северного края: писатели, поэты и художники: Ф.
Абрамов, С. Писахов, Б. Шергин, Н. Рубцов, А. Борисов и др.
3. Славные поморы (4 ч)
Годы учебы М. В. Ломоносова в Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрейбурге.
4. Мой Север, скупой чародей! (8 ч)
Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озера родного края. Значение леса
в жизни северян. Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот.
Охрана природы Архангельской области.
5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской (4 ч)
Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность,
машиностроение, сельское хозяйство и др.). Занятия северян. Поморская трапеза.
Особенности здорового питания на Севере.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».