РП по УК умники и умницы 1 класс

Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как
отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование
познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной
работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе
авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей». Программа курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в
возрасте от 6 до 10 лет.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные
Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои
мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать
свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в
коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения

школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Курс включает 33 занятия в 1 классе

Планируемые результаты освоения учебного курса «Юным умникам и
умницам»
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
работать по предложенному учителем плану.
отличать верно выполненное задание от неверного.
ениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
ших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.

Предметные результаты


вательность событий;

- «вид»;
ь аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЮНЫМ УМНИКАИ УМНИЦАМ »
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой
памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на
развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и
распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных
умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается
основа для рационального использования сил и времени.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
гурации;
рисунка;
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
ние спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет
речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С
этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям
материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование
умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».