Курс внеурочной деятельности Азбука этикета 2 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука этикета» составлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Календарного учебного графика.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
классам и разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение
детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности
человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов
и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
начального звена направлена на:
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как
человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель изучения курса
- способствовать формированию основ этикета у детей младшего школьного
возраста.
Задачи:
- сформировать первоначальное представление о правилах этикета;
- формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к
здоровому образу жизни;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой
активности учащихся.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Азбука этикета» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами «Окружающий мир», «ОРКСЭ»,
«Литературное чтение» и др.
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления об этикете, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
- адекватная оценка ситуации и умение предотвращения конфликтов.
Эстетического воспитания:
- развитие этических чувств – аккуратности, честности, порядочности как
регуляторов морального поведения;
- ориентация в содержании этикета и смысле как поведения своего и чужого.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им;
- соблюдения правил этикета для сохранения эмоционального здоровья своего и
окружающих.
Трудового воспитания:
- знание основных норм коллективного и индивидуального труда и ориентация на их
выполнение.
Экологического воспитания:
- проявление бережного отношения к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
- формирование первоначальных представлений о научной картине мира в области
этикета;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний.
Метапредметные результаты
- высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализировать высказывания
собеседников;
- прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам,
созданным трудом других людей;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать
высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- работать в паре и в группе.
Предметные:
ученик научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- понимать основы и виды этикета как общепринятые стандарты поведения в
обществе;
- использовать основы столового этикета;
- использовать правила праздничного этикета;
- использовать правила делового этикета;
- использовать основы воинского этикета.
- высказывать предположения о последствиях поступков;
- создавать по иллюстрации словесный портрет (положительный, отрицательный);

- описывать сюжет;
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и
жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать в общении доброжелательный тон;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице,
в общественных местах;
- различать правила этикета по отношению к мужчинам и женщинам;
- вести себя в различной обстановке (на работе, празднике, повседневной жизни);
- отличить воинские звания;
- правильно принимать пищу;
- организовывать беседу;
- выстраивать деловые отношения.
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы этикета» (4 часа)
История этикета. Этикет – это принятые в обществе стандарты поведения, которые
помогают современному человеку произвести на окружающих приятное впечатление.
Знание основ этикета позволяет нам по некоторым поступкам людей определять
практически безошибочно степень их воспитанности, зрелости и социального положения
в обществе. Правила поведения (гендерные отличия). Общепринятые правила поведения в
обществе.
«Этикет нашей речи» (7 часов)
Культура речи. Приветствие. Беседа. Переписка. Просьбы. Советы. Согласие и отказ.
Поздравления. Комплименты. Прощание.
«Деловой этикет» (7 часов)
Условности поведения, помогающие создать дружественную и непринужденную
обстановку на встречах, переговорах, приемах. Участник делового общения должен
соблюдать определенные правила поведения. Рассадка гостей на приеме, не по этикету
одетые участники переговоров – каждая из этих и многих других «мелочей» способна
тормозить, охлаждать, а иногда и ухудшать отношения между партнерами и
препятствовать дальнейшему успешному развитию делового сотрудничества. Элементы
делового этикета: имидж бизнесмена; визитная карточка, приглашения; деловые подарки;
переговоры, приемы; деловое письмо; телефонный разговор; переписка по электронной
почте; резюме; собеседования.
«Повседневный этикет» (3 часа)
Культура поведения в обществе. поддержание хороших отношений между людьми и
уменьшение количества конфликтов и недопонимания. Вежливость, деликатность,
взаимоуважение, скромность, дружелюбие по отношению к людям.
«Праздничный этикет» (2 часа)
При проведении праздника также используются определенные правила этикета: в
гости ходят только по приглашению (исключение составляют только очень близкие
друзья или родные, однако, и с ними лучше согласовать время вашего визита); заставлять
себя ждать, опаздывать или ранний приход; подарки. Цветовой этикет.
«Столовый этикет» (6 часов)

Правила поведения за столом, знание искусства сервировки и особенности ведения
беседы за столом. Оформление стола, покрытие скатертью (безукоризненно чистая и
выглаженная, свисает на 20-30 см, под скатерть желательно подложить плотную ткань,
чтобы предотвратить скольжение скатерти и стук приборов); салфетки разворачивают и
кладут на колени; нож и ложку принято класть справа от тарелки, ложку выгнутой
поверхностью вверх, а нож лезвием к тарелке, вилка слева, зубцами вверх. правее от
тарелки – стаканы. Положение рук за столом (не принято ставить локти на стол, на нем
держат лишь кисти рук); правила приёма пищи (рыба, мясо, десерты).
«Воинский этикет» (3 часа).
Правила поведения офицера, военнослужащего на военной службе и в гражданском
обществе. Образ человека в мундире - мужественность, дисциплинированность,
ответственность, выдержку и особую военную выправку. Авторитет у младших по
званию. Воинские звания, отличия.
Обобщение (2 часа).

Тематическое планирование
№

1.
2.
3
4
5
6
7
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.

Тема

Содержание

«Основы этикета» (4 часа) Что
такое этикет?
Правила хорошего тона в
обществе
Правила хорошего тона для
мальчиков
Правила хорошего тона для
девочек
«Этикет нашей речи» (7
часов) Приветствие и прощание
Как знакомиться
Как правильно вести беседу.
Советы и просьбы
Как правильно отказать или
согласиться
Делаем комплименты
Как поздравить человека

История
этикета.
Общепринятые стандарты
этикета.
Половые
различия правил этикета,
особенности

«Деловой этикет» (7 часов)
Имидж делового человека
Как сделать визитную карточку
Как сделать визитную карточку
Как вести переговоры и приемы
Деловые подарки
Как вести деловой разговор
Как составить резюме
«Повседневный этикет» (3
часа). Как произвести приятное
впечатление
Как обойтись без конфликтов
Как обойтись без конфликтов

Имидж делового человека,
визитная
карточка.
Условности
поведения,
помогающие
создать
обстановку на встречах,
переговорах, приемах.

Культура
речи.
Приветствие.
Беседа.
Переписка.
Просьбы.
Советы. Согласие и отказ.
Поздравления.
Комплименты. Прощание.
Особенности
поздравления устного и
письменного.

Конфликтология.
Участники,
способы
решения.

Основные виды
деятельности
учащихся
Раскрывает
смысл
правил
хорошего
тона.
Анализирует
ситуации.
Оперирует
полученными
знаниями об общении
Раскрывает
смысл
правил
речевого
этикета.
Оперирует
полученными
знаниями об речевом
этикете.
Анализирует
ситуации
по
соблюдению речевого
этикета.
Раскрывает
смысл
правил
создания
имиджа.
Оперирует
полученными
знаниями.
Составляет
письменные резюме .
Раскрывает
особенности
конфликтов.
Анализирует
конфликтные
ситуации.

22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

33.
34

«Праздничный этикет» (2
часа) Правила организации
праздника
Правила посещения праздника

Особенности организации
праздничного
мероприятия.
Особенности посещения
праздничного
мероприятия.

Правила поведения за
столом, знание искусства
сервировки и особенности
ведения беседы за столом.
Оформление
стола,
сервировка.
Положение
рук за столом (не принято
ставить локти на стол, на
нем держат лишь кисти
рук); правила приёма
пищи
(рыба,
мясо,
десерты).
«Воинский этикет» (3 часа). Правила
поведения
Правила для офицера
офицера,
военнослужащего
на
Воинские звания
военной
службе
и
в
Творческая работа
гражданском
обществе.
Авторитет у младших по
званию. Воинские звания,
отличия.
«Столовый этикет» (6 часов)
Оформление и сервировка стола
Посадка за столом
Правила приёма пищи: рыба
Правила приёма пищи: мясо и
птица
Правила приёма пищи: мясо и
птица
Правила приёма пищи: десерты

«Обобщение» (2 часа)
Итоговое занятие

Подведение
обобщение

Находит
пути
решения
конфликтных
ситуаций.
Понимает
алгоритм
действий
при
организации
праздничного
мероприятия.
Оперирует
полученными
знаниями
об
особенностях
организации
праздника.
Анализирует
ситуации.
Понимает
алгоритм
действий посадке за
столом.
Оперирует
полученными
знаниями столового
этикета.
Анализирует
ситуации
несоблюдения
столового этикета.
Раскрывает
смысл
правил
воинского
этикета, особенности..
Анализирует
ситуации.
Оперирует
полученными
знаниями о воинском
этикете

итогов, Анализирует
ситуации
по
соблюдению
или
несоблюдению правил
этикета

Форма организации внеурочной деятельности– кружок.
Форма работы по количеству участников – индивидуальная, групповая.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение.
Виды деятельности на занятиях: рассказ, дискуссия, объяснение проблемных
ситуаций, практикум, творческая работа, игра.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Е. Ульева «Хорошие поступки», Издательство CLEVER
2. «Кот Академик в стране Этикетии» И. Терентьева, А. Шевченко, С. Тимофеева.
3. «Этикет для детей различных лет» А. Усачёв.
4. «Как вести себя за столом» Оникс. 2017 г.
5. «Какой у вас воспитанный ребенок» С. Прокофьева, Я. Аким, Э. Мошковская.
6. Тржемецкий Борис, Домбаян С., Кузнецова Е., Данкова Р. Е. «Вежливые дети»
Оникс, 2017 г.
7. Н. Чуб «Школа вежливости и доброты», АСТ, 2015 г.
8. Е. Запесочная. «Правила вежливости», Просвещение/Дрофа, 2013 г.
9. Дж. Бриджес, К. Вест, Б. Кертис. «Этикет для юной леди», Эксмо, 2021 г.
10. Дж. Бриджес, Б. Кертис «Этикет для юного джентльмена» Эксмо, 2021 г.
Каталог образовательных ресурсов-интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
· Региональные образовательные ресурсы;
· Образовательная пресса;
· Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
· Инструментальные программные средства;
· Энциклопедии, словари, справочники, каталоги;
· Ресурсы для дистанционных форм обучения;
· Ресурсы по предметам образовательной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».