Пояснительная записка Рабочая программа курса «Развивайка» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования; - Планируемых результатов начального общего образования; - Календарного учебного графика. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации. Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. Это важно в равной степени как для учащихся, развитие, которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. Данный курс обращен к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития. Цель - развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий Задачи Обучающие: - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие: - формирование и развитие логического мышления; - развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.); - развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти); - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; - развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук; - развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); - развитие речи и словарного запаса учащихся; - развитие быстроты реакции. Воспитательные: - формирование положительной мотивации к учению. - формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; - формирование умения работать в группе Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно¬деятельностного развития младших школьников. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотического воспитания: - проявляет любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - умеет делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Духовно-нравственного воспитания: - ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Эстетического воспитания: - умеет определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им. Трудового воспитания: - ориентируется на понимание причин успеха в учебной деятельности. Экологического воспитания: - проявление бережного отношения к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: - осуществляет самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - умеет определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - умеет проговаривать последовательность действий; - способен учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; - умеет работать по предложенному учителем плану; - отличает верно выполненное задание от неверного; - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; - способен принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Познавательные УУД: - ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывает новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; - перерабатывает полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывает полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: - может донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - способен слушать и понимать речь других; - читает и пересказывает текст; - способен совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: ученик научится: - угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; - понимать геометрические фигуры, их свойства; - применять способы решения логических задач; - решать ребусы; - использовать глазомер; - находить в двух и более объектах общие и различные признаки; - переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой; - решать логические задачи. - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы - воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; - решать логические задачи; - объяснять названия предметов, свойства и признаки, внешний облик этих предметов; - применять приемы работы с инструментами, материалами; - составлять периодические издания; - высказываться в устной и письменной форме; - уметь работать с инструментами, материалами; - составлять задачи. Содержание курса внеурочной деятельности Введение (2 ч) Занимательные задачи на сложение. Загадки. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт». Как предметы измерять на глаз? (4 ч) Игра «Задумай число». Задача-смекалка. Задача-шутка. Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задача-смекалка. Упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b . Сравниваем фигуры (3 ч) Геометрические фигуры. Их виды. Сравнение фигур. Что такое ребус? Птицы и животные из геометрических фигур. Лабиринты. Ребусы. Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать. упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше». Логические задачи (3ч) Игра «Задумай число». Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры учащиеся решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности. Игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Математическая газета (2ч) Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у учащихся внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии). Коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память). Загадочные слова (3ч) Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Математические игры. Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов учащимися. Игра «Весёлый счёт». Перед обучающимися две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой. Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24). Весёлые задачки (3ч). Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Задача-смекалка. Весёлые задачки. Загадки. Ребусы. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». Любимые фигуры (4ч) Занимательные задачки. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого. Разрезание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). Викторина (2ч) Турнир «Умники и умницы» Равно, больше или меньше? (2ч) Задачи в стихах. Логические упражнения Весёлые числа (3ч) Занимательные квадраты. Занимательные задачи. Составление занимательных задач на сложение и вычитание. Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число». Развитие глазомера (2ч) Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. Составление ребусов. Загадки – шутки. Число». Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число». Тестовая работа № Тематическое планирование Содержание Тема Занимательные задачи на проверку сложение. Загадки. 1. 2. Введение (2 ч) Упражнения на знания нумерации. 3. Как предметы измерять на глаз? (4 ч) Игра «Задумай число» Задача-смекалка. Задачашутка Упражнения в измерении на глаз. Сравниваем фигуры (3 ч) Геометрические фигуры. Что такое ребус? Лабиринты. Ребусы. Геометрические фигуры. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13, 14. Измерение предметов (визуальное) Игра Решение задач Загадки. Задача-смекалка. Виды геометрических фигур. Сравнение фигур. Птицы и животные из геометрических фигур. Решение задач Логические задачи (3ч) Игра Игровая деятельность. «Задумай число». Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. Математическая газета (2ч) Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Коллективное Основные виды деятельности учащихся Раскрывает смысл изучаемых понятий Определяет особенности знаков Оперирует полученными знаниями нумерации Раскрывает смысл изучаемых понятий Оперирует полученными знаниями при решении задач Определяет размеры предметов Раскрывает смысл изучаемых понятий Оперирует полученными знаниями при решении ребусов Определяет геометрические фигуры Раскрывает смысл изучаемых понятий Оперирует полученными знаниями при решении задач Определяет размеры предметов Оперирует полученными знаниями при создании газеты Взаимодействует с учащимися в изготовление газеты 15. 16. 17. 18. 19. 20 21 22. 23. 24. Загадочные слова (3ч) Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Математические игры. Загадочные слова Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Математические игры. Составление ребусов учащимися. Весёлые задачки (3ч). Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Задачасмекалка. Весёлые задачки. Загадки. Ребусы. Любимые фигуры (4ч) Занимательные задачки. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. Задача-смекалка. Весёлые задачки. Занимательные задачки. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Турнир «Умники и умницы» 25, 26. Викторина (2ч) 27. в стихах. Равно, больше или меньше? Задачи Логические упражнения (2ч) Задачи в стихах. Логические упражнения 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 Весёлые числа (3ч) Занимательные квадраты Занимательные задачи. Составление занимательных задач на сложение и вычитание. Развитие глазомера (3 ч) Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. Тестовая работа Составление ребусов. Загадки – шутки. Число». Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. Составление ребусов. коллективной деятельности Раскрывает смысл изучаемых понятий Оперирует полученными знаниями при решении задач Анализирует математические данные Оперирует полученными знаниями при решении задач Оперирует полученными знаниями при решении задач Раскрывает смысл изучаемых понятий, геометрических фигур Анализирует математические данные Оперирует полученными знаниями в игровой деятельности Оперирует полученными математическими знаниями через выявление в творческом произведении Оперирует полученными знаниями при составлении ребусов Загадки – шутки. Число». Раскрывает смысл Как предметы нужно изучаемых понятий измерять на глаз. Оперирует полученными знаниями при решении задач Анализирует цифровые данные Форма организации – объединение. Вид деятельности – интеллектуальная деятельность. Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, диалог, практическая работа, анализ и объяснение проблемных ситуаций, решение задач, творческая работа, отбор информационного материала, викторина. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие 1 класс Программа курса РПС (развитие познавательных способностей) Изд. РостКнига, 2011 2. Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс 3. Д.А. Глазунов психология Развивающие занятия 1 класс Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус, 2008 4. О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2003 5. Т.А.Ратанова Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие. Изд. М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003 Каталог образовательных ресурсов-интернет: Федеральные образовательные ресурсы; · Региональные образовательные ресурсы; · Образовательная пресса; · Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады; · Инструментальные программные средства; · Энциклопедии, словари, справочники, каталоги; · Ресурсы для дистанционных форм обучения; · Ресурсы по предметам образовательной программы.