Пояснительная записка Рабочая программа курса «Мой родной край» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования; - Планируемых результатов начального общего образования; - Календарного учебного графика. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных родным краем. Уровень воспитанности человека отражается на его отношении к Малой Родине. Именно выработка нравственных качеств, бережного отношения, чувства гордости за родной край составляет сущность данной программы. Данная программа направлена на: - формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как культура, искусства, наука, семья; - воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России; - раскрытие способностей и талантов учащихся, - подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Цель изучения курса - способствовать развитию исследовательских навыков у детей младшего школьного возраста. Задачи: - сформировать навыки работы с информацией – поиск, отбор, обработка; - развивать нравственно воспитанную личность; - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к наследию малой Родины; - обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся. Место курса в плане внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Мой родной край» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Окружающий мир», «ОРКСЭ», «Литературное чтение» и др. Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотического воспитания: - первоначальные представления о наследии родного края; - ценностное отношение к наследию нашей страны. Духовно-нравственного воспитания: - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей по отношению к Родине; - адекватная оценка ситуации и умение правильного выбора нравственных ориентиров. Эстетического воспитания: - развитие этических чувств – порядочности, бережного, эмоционально-ценностного отношения в Родине; - ориентация в культурном наследии родного края. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им. Трудового воспитания: - знание основных норм коллективного и индивидуального труда и ориентация на их выполнение. Экологического воспитания: - проявление бережного отношения к природе родного края; - неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: - формирование первоначальных представлений о научной картине мира; - осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении знаний. Метапредметные результаты - высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников; - прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. - работать в паре и в группе. Предметные: ученик научится: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). - понимать значимость наследия родного края для страны; - использовать знания о родном крае; - сравнивать и находить общее и различное в культуре других регионов страны; - использовать навыки работы с информацией – отбор, поиск, анализ; - высказывать предположения о последствиях неблагонадёжных поступков; - создавать по иллюстрации словесный портрет (положительный, отрицательный); - описывать культурное наследие; - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. - культурно выражать свои эмоции в совместной работе. Содержание курса внеурочной деятельности «Мой родной край» (1 час) История Архангельской области. Географическое положение. Климат. Природные зоны. Географические объекты: города, сёла и др. «Памятники природы Архангельской области» (7 часов) Заповедники и заказники. Болота. Урочища. Боры. Рощи. Реки и море. Озёра. Пецеры. «Памятники культуры Архангельской области» (7 часов) Памятники архитектуры. Художники Русского Севера: А. Борисов. И.К.. Вылка, С.Г. Писахов и др. Литературное наследие: сказительница М.Д. Кривополенова. С.Г. Писахов. Б. Шергин «Научное наследие Архангельской области» (2 часа) М.В. Ломоносов. Н. Лавёров. И. Мелехов. Б. Розинг и др.. «Мой проект» (12 часов) Работа над проектом: поиск информации, отбор информации, анализ. Оформление в творческий продукт. «Защита проектов» (4 часа). Защита проектов. Обобщение (1 час). Тематическое планирование № Тема Содержание 1. «Мой родной край» (1 час) 2. «Памятники природы Архангельской области» (7 часов) Заповедники: Пинежский, Водлозерский Кенозерье Реки и озёра Архангельской области Леса Архангельской области Болота Пиково и Вакханник Пинежские пещеры Пинежские пещеры «Памятники культуры Архангельской области» (7 часов) Архитектура Русского История Архангельской области. Географическое положение. Климат. Природные зоны. Географические объекты Заповедники и заказники. Болота. Урочища. Боры. Рощи. Реки и море. Озёра. Пецеры. 3 4 5 6 7 8 9 Памятники архитектуры. Художники Русского Севера: А. Борисов. И.К.. Вылка, С.Г. Писахов и др. Основные виды деятельности учащихся Раскрывает особенности родного края. Раскрывает особенности памятников природы Архангельской области. Оперирует полученными знаниями. Анализирует особенности природного наследия Раскрывает особенности памятников культуры. Оперирует полученными знаниями. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34. Севера (храмы) Живописцы Русского Севера и декоративноприкладное искусство Литературное наследие Русского Севера Литературное наследие: сказительница М.Д. Кривополенова. С.Г. Писахов. Б. Шергин «Научное наследие Архангельской области» (2 часа) «Мой проект» (12 часов) М.В. Ломоносов. Н. Лавёров. И. Мелехов. Б. Розинг. Подготовительный этап Этап планирования Этап исследования проблемы Заключительный этап Оценка проведенной работы Подготовка презентации «Защита проекта» (4 часа) Защита проекта Анализирует особенности культурного наследия Оперирует полученными знаниями. Отбирает и анализирует информацию. Оформляет творческий продукт по результатам проекта Обобщение Форма организации внеурочной деятельности – исследовательский проект. Форма работы по количеству участников – индивидуальная, групповая. Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение. Виды деятельности на занятиях: рассказ, дискуссия, исследовательский проект, практикум, творческая работа, игра. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117 Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996 Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. № 3. – С. 50-57 Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23 Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24 Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18 Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.] Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 - 23 Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41 Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7 Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33 Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектноисследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22 Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65 Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18 Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140 Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84 Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. №4. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова " Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. Попов, О., Попова Е. Кому подойдут проектные задачи? // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37 Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38 Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47 Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91 Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36 Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48 Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30 Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100 Каталог образовательных ресурсов-интернет: Федеральные образовательные ресурсы; · Региональные образовательные ресурсы; · Образовательная пресса; · Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады; · Инструментальные программные средства; · Энциклопедии, словари, справочники, каталоги; · Ресурсы для дистанционных форм обучения; · Ресурсы по предметам образовательной программы.