Пояснительная записка Рабочая программа курса «Читаю в поисках смысла» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования; - Планируемых результатов начального общего образования; - Календарного учебного графика. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса Программа предназначена для развития читательских способностей учащихся, для формирования элементов читательской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Цель курса: совершенствование читательской грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным результатом. Задачи: - сформировать первоначальное представление о правилах смыслового чтения; - воспитывать ответственное отношение к читательской грамотности; - обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся. Место курса в плане внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» позволяет реализовать межпредметные связи со всеми учебными предметами. Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотического воспитания: - оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Духовно-нравственного воспитания: - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - адекватная оценка ситуации и умение предотвращения конфликтов. Эстетического воспитания: - развитие этических чувств – аккуратности, честности, порядочности как регуляторов морального поведения; - ориентация в содержании этикета и смысле как поведения своего и чужого. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им; - соблюдения правил этикета для сохранения эмоционального здоровья своего и окружающих. Трудового воспитания: - знание основных норм коллективного и индивидуального труда и ориентация на их выполнение. Экологического воспитания: - проявление бережного отношения к природе; - неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: - формирование первоначальных представлений о научной картине мира через читательскую грамотность; - осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом; - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; - учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки; - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре); - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; - слушать и понимать речь других. Предметные результаты - Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое). - Воспринимать фактическое содержание художественного, научно- познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. - Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. - Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. - Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). - Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. - Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. - Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. - Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. Содержание курса внеурочной деятельности Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» (1ч.) Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!» (1ч.) Удмуртская сказка «Березка-красавица» (4ч.) Китайская сказка «Жадный Ча» (2ч.) Научно-познавательный текст «Дракон». (1ч.) Чувашская сказка «Откуда взялась река» (2ч.) Экскурсия в библиотеку (1ч.) Готовимся к постановке сказки «Откуда взялась река» (1ч.) Занятие в компьютерном классе (1ч.) Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» (2ч.) Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка» (1ч.) Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» (3ч.) Рассказ В. Осеевой «Долг». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» (3ч.) Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» (1ч.) Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» (3ч.) Стихотворение И. Бродского «История двойки» (2ч.) Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» Тематическое планирование № Тема 1 Стихотворение И. Готовимся к Асеевой «С Днём выразительному чтению знаний». стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» 2 Стихотворение Ладонщикова добрым утром!». 3 Содержание Г. Готовимся к «С выразительному чтению стихотворения Г. Ладонщикова «С добрым утром!» Удмуртская сказка Удмуртская сказка «Березка-красавица» «Березка-красавица» 4 5 6 7 8 Китайская «Жадный Ча» 9 НаучноНаучно-познавательный познавательный текст текст «Дракон». «Дракон». Чувашская сказка Раскрывает смысл рассказа «Откуда взялась река» Чувашская сказка Анализирует содержание «Откуда взялась река» рассказа Оперирует полученными навыками выразительного чтения 10 11 12 13 сказка Китайская «Жадный Ча» сказка Основные виды деятельности учащихся Раскрывает смысл стихотворения Оперирует полученными навыками выразительного чтения Раскрывает смысл стихотворения Оперирует полученными навыками выразительного чтения Оперирует полученными навыками работы с информацией Раскрывает смысл сказки Анализирует содержание Оперирует полученными навыками выразительного чтения Раскрывает смысл текста Анализирует содержание текста Раскрывает смысл сказки Анализирует содержание Экскурсия в библиотеку Готовимся к Чувашская сказка Раскрывает смысл сказки постановке сказки «Откуда взялась река» Анализирует содержание «Откуда взялась река» сказки Оперирует полученными навыками выразительного чтения 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Занятие в компьютерном классе Рассказ Н. Сладкова Рассказ Н. Сладкова Раскрывает смысл текста «Воздушный замок» «Воздушный замок» Анализирует содержание текста Раскрывает смысл рассказа НаучноНаучно-познавательный Анализирует содержание познавательный текст текст «Паук-серебрянка» рассказа «Паук-серебрянка» Рассказ Н. Сладкова Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» «Болтливые окуни» Оперирует полученными навыками выразительного чтения Раскрывает смысл рассказа Рассказ В. «Долг». Анализирует содержание рассказа Осеевой Готовимся к чтению по Раскрывает смысл текста ролям рассказа В. Анализирует содержание Осеевой «Долг» текста Выразительно читает текст Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» Подготовка к выразительному чтению рассказа В. Осеевой «Картинки» Раскрывает смысл стихотворения Оперирует полученными навыками выразительного чтения Рассказ Л. Рассказ Л. Каминского Раскрывает смысл рассказа Каминского «Послушный Петя» Анализирует содержание «Послушный Петя» рассказа Оперирует полученными навыками выразительного чтения Стихотворение И. Раскрывает смысл рассказа Бродского «История Анализирует содержание двойки» рассказа Рассказ В. Голявкина Рассказ В. Голявкина Раскрывает смысл «Вот что интересно!» «Вот что интересно!» стихотворения Оперирует полученными навыками выразительного чтения Раскрывает смысл стихотворения Оперирует полученными навыками выразительного чтения 34 Итоговое Игра занятие. Обобщение Оперирует знаниями полученными Форма организации внеурочной деятельности– факультатив. Форма работы по количеству участников – индивидуальная, групповая. Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение. Виды деятельности на занятиях: рассказ, дискуссия, беседа, объяснение проблемных ситуаций, практикум, творческая работа, игра. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Электронные ресурсы: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec Каталог образовательных ресурсов-интернет: Федеральные образовательные ресурсы; · Региональные образовательные ресурсы; · Образовательная пресса; · Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады; · Инструментальные программные средства; · Энциклопедии, словари, справочники, каталоги; · Ресурсы для дистанционных форм обучения; · Ресурсы по предметам образовательной программы.