РП по обществознанию 8-9 классы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Обществознание»

Классы: 5-9
Количество часов в год: 5-9/34
Количество часов в неделю:5-9/1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностные результаты :
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации
к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;

10) умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
11) способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
12) овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
13) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
4) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
14) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации

Предметные результаты
5 класс
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
-называть черты сходства и различия человека и животных; основные возрастные периоды жизни человека;
- знание и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья»,
«мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

- понимание значения получения образования как для гражданина, так и для государства; - знание этапов и ступеней образования;
особенности современного образования;
- выбор дальнейшего образовательного маршрута;
- описывать особенности подросткового возраста;
- называть типы семей; знать историю своей семьи; права ребенка в семье;
- проявление уважение к своему народу, развитие толерантности;
- умение давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм,
нравственных и этических ценностей гражданина России;
- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
- осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалы СМИ, учебный текст,
иллюстрации учебника, фото- и видеоизображения и другие адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу,
схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему);
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка
социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
- использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета.

6 класс
Предметные результаты :
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее
социализации;
- характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе
познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни общества; роль семьи в жизни человека и общества; современное
Российское государство (на основе Конституции Российской Федерации); значение российской культуры для мировой культуры;
- раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности человека; деятельность; познание; общение;
межличностные отношения; семья; общество; государство; конституция; культура;
- называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; основные возрастные периоды жизни
человека; виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе;

права и обязанности обучающегося школы; глобальные проблемы современного общества;
- описывать особенности подросткового возраста; виды экономической деятельности; особенности социальной структуры современного
российского общества; типы семей; ресурсы и возможности экономики России; государственные символы России; место России среди
современных государств;
- приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических и социальных потребностей человека; проявления способностей
человека; отношений между поколениями; осуществления различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных
конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей
общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; влияния российской культуры на мировую культуру; попыток
решения глобальных проблем усилиями международного сообщества;
- классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные
конфликты; социальные общности и группы;
- сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов;
типы семей;
- осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалы СМИ, учебный текст,
фото- и видеоизображения, диаграммы, графики и другие адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу,
схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему);
- анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ,
учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам,
соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом, делать выводы;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка
социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
- использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета.

7 класс
Предметные результаты :
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

8 класс
Предметные результаты:
- познавательной:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

9 класс
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей
в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную
точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Ученик научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Ученик научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Ученик получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Ученик научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции,
для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Ученик научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников
различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и
мода.
Социальная сфера
Ученик научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного
типа.

Политическая сфера жизни общества
Ученик научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Ученик научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Ученик получит возможность научиться:
 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Ученик научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;








характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в
предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.
Ученик получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Ученик научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль
конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать
несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;



формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.

Содержание программы (34ч.)
5 класс
Введение(1ч)
Значение изучения общества для человека. Науки. Изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Глава I. Человек (5 ч).
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность –
показатель взрослости.
Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту
партнёрами.

Глава II. Семья(7 ч)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение
хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Глава III. Школа (7ч)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).

Глава IV. Труд( 5 ч)
Труд-основа жизни.Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека.
Благотворительность и меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

Глава V. Родина ( 6 ч)
Наша Родина – Россия. Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как
государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица
России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Юные граждане России:
какие права получает человек от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России.
Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговые уроки. (2 ч)
.Личный опыт -социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

Содержание программы (34ч)
6 класс
Введение (1 ч)

Тема I. Человек в социальном измерении (12 часов)
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельности человека, ее основные формы.
(труд, игра, учение) Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной
деятельности. Потребности человека.- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Человек- личность. Учимся узнавать и оценивать себя. учимся правильно организовывать свою деятельность. учимся размышлять.

Тема II. Человек среди людей (10 часов)
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и
соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение- форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения
со сверстниками, старшими и младшими.
Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить
обиду.
Тема III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх- защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм-уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.
Итоговое повторение и контроль (3 ч)

Содержание программы (34ч)
7 класс
Введение (1ч)

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения
законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля
и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и
проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 ч)
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность
труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые
формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (5 ч).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства.
Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности
Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники.
Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение (3ч)

Содержание программы (34ч)
8 класс
Вводное повторение (1ч)
Человек и природа, значение природоохранных ресурсов. Регулирование поведений людей в обществе. Человек в экономических
отношениях.
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.Социальные изменения и их формы. Развитие общества.
Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии
морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Совесть - внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение.
Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные
элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни
современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.Религия как
одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.
Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы.

Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость
(цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических
систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм
регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение
труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство.Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги,
уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки
населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав
потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан.
Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в
обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (1ч)

Содержание программы (34ч)
9 класс
Введение (1ч)
Тема 1. Политика (10ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки.
Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия
становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в
РФ. Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум.
Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические
партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль
СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право (22ч)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативноправовой акт. Виды нормативно-правовых
актов. Система законодательства. Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие
международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и
гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав
человека и гражданина в РФ. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права
потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство
несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и
институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в
условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Правовое регулирование
отношений в сфере образования.
Итоговое повторение (1ч)

Тематическое планирование
Обществознание (5 класс) – 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№
п/п

Название разделов, тем уроков

1.

Введение.
Глава I. Человек
Загадка человека
Отрочество – особая пора жизни

Колво
часов
1
5
2
2


Практикум по теме «Человек»
Глава 2. Семья

1
7

2-3
4-5

6.

Учет рабочей программы воспитания
День знаний

2018-2027 годы – Десятилетие детства
в России (Указ Президента РФ № 240
от 29 мая 2017 г.)

7-8

Семья и Семейные отношения

2

9-10
11-12
13-14

Семейное хозяйство
Свободное время
Практикум по теме «Семья»
Глава 3. Школа
Образование в жизни человека

2
2
2
7
2

Образование и самообразование
Одноклассники, сверстники, друзья
Практикум по теме «Школа»
Глава 4. Труд

2
2
1
5

Труд – основа жизни
Труд и творчество
Практикум по теме «Труд»
Глава 5. Родина
Наша Родина - Россия
Государственные символы РФ
Гражданин России
Итоговое повторение
ПА Итоговая контрольная работа

2
2
1
6
2
2
1
2
1

15-16

17-18
19-20
21
22-23
24-25
26.
27-28
29-30
31.
32-33
34.

28 апреля – День семьи.
20 ноября – Всемирный день ребенка

10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции
Российской Федерации;



12 июня – День России
22 августа – День Российского флага

Тематическое планирование
Обществознание (6 класс) – 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№

Название разделов, тем уроков

Кол-

Учет рабочей программы воспитания

2-3
4-5

Введение.
Глава I. Человек в социальном измерении
Человек - личность
Человек познает мир

во
часов
1
12
2
2


6-7
8-9
10-11

Человек и его деятельность
Потребности человека
На пути к жизненному успеху

2
2
2

12-13

Практикум «Человек в социальном измерении»
Глава 2. Человек среди людей
Межличностные отношения
Человек в группе
Общение
Конфликты в межличностных отношениях

2
10
2
2
2
2

24-25

Практикум «Человек среди людей»
Глава 3. Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми делами

2
8
2

26-27
28-29

Будь смелым
Человек и человечность

2
2

30-31
32-33
34.

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Итоговое повторение
ПА Итоговая контрольная работа

2
2
1

п/п
1.

14-15
16-17
18-19
20-21
22-23

Тематическое планирование

День знаний



7 ноября –
примирения

День

согласия

и



9 декабря – День Героев Отечества
Международный
день
«Спасибо»
(Утвержден по инициативе ООН и
ЮНЕСКО для борьбы с грубостью и
пропаганды вежливости)

Обществознание (7 класс) – 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№
п/п

Название разделов, тем уроков

1.
2.
3-4

Введение.
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам
Права и обязанности граждан

Колво
часов
1
11
1
2


5-6
7-8
9.

Почему важно соблюдать законы.
Защита Отечества
Что такое дисциплина

2
2
1



10.
11.
12.

Виновен – отвечай.
Кто стоит на страже закона
Контрольная работа по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»
Глава II. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участники
Мастерство работника.
Производство: затраты, выручка, прибыль
Виды и формы бизнеса
Обмен, торговля, реклама

1
1
1
14
2
1
2
2
2



Деньги, их функции
Экономика семьи
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»
Глава III. Человек и природа
Воздействие человека на природу
Охранять природу- значит охранять жизнь
Закон на страже природы.
Практикум «Человек и природа»
Итоговое повторение
ПА – Итоговая контрольная работа

1
2
2
5
1
1

13-14
15.
16-17
18-19
20-21
22.
23-24
25-26
27.
28.
29.
30-31
32-33
34.

1
2
2
1

Учет рабочей программы воспитания
День знаний

Тематическое планирование
Обществознание (8 класс) – 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№
п/п

Название разделов, тем уроков

Кол-во
часов

Учет рабочей программы воспитания

1.

1
6
1
1

День знаний

2.
3.

Введение.
Глава I. Личность и общество
Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа



4.
5.
6.

Общество как форма жизнедеятельности людей
Развитие общества
Как стать личностью

1
1
1



7.

ПОУ: «Личность и общество»
Глава II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Моральный выбор-это ответственность
Образование
Наука в современном обществе
Религия как одна из форм культуры

1
8
1
1
1
1
1
1
1



ПОУ: «Сфера духовной культуры»
Глава III. Социальная сфера
Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение

1
5
1
1
1
1

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

ПОУ: «Социальная сфера»
Глава IV. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества
Главные вопросы экономики
Собственность
Рыночная экономика
Производство-основа экономики
Предпринимательская деятельность
Роль государства в экономике
Распределение доходов
Потребление
Инфляция и семейная экономика
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля
ПОУ: «Экономика»
Итоговое повторение

1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
Обществознание (9 класс) – 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
№
п/п

Название разделов, тем уроков

1.

Введение.
Глава I. Политика
Политика и власть
Государство

2.
3.

Колво
часов
1
10
1
1


Учет рабочей программы воспитания

4.
5.
6.

Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство

1
1
1

7.
8-9
10-11

1
2
2

12.
13.
14-15
16.
17-19

Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Практикум по теме «Политика»
Глава II. Право
Роль права в жизни общества и государства
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

20-21
22.
23.
24-25
26.
27.
28.
29-30
31.
32-33
34.

Права и свободы человека и гражданина
Гражданские правоотношения
Право на труд.
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Социальные права
Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Практикум по теме «Право»
Итоговое повторение

2
1
1
2
1
1

1
1
2
1
3

1
2
1
2
1






Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».