РП по музыке 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
для обучающихся 8 классов

Архангельск

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- основы российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание своей
этнической принадлежности;
- формирование целостного мировоззрения, охватывающее социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям и ценностям народов России и мира; готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской и др. видов
деятельности.
Учащиеся научатся:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о
нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и
современности;
•
использовать различные формы индивидуального, нового и коллективного
музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на
инструментах);
•
решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах,
художественных событиях школы;
• проявлять творческую инициативу в различных ее художественно-творческой
деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера,
музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Авторы конкретизируют формирование следующих универсальных учебных
действий УДД на уроках музыки в 5—6 классах:
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства,
влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной,
эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества,
в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных
культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой
культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических,
драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных
связей музыки с другими видами искусства;

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о
содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление
личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и
современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой,
изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры
своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в
исследовательских проектах.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и
новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и
профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов,
особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей
(профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края,
региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе
художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка
различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и
понятиями художественного языка других видов искусства;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства
в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая
интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и
исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки,
создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами
искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в
коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской
деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы
над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных
формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям
одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных
и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в
различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета;
- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к
ней, представленное в музыкальнотворческой деятельности (индивидуальной и
коллективной).
Коммуникативные УУД:
- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе
музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,
слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных
явлений музыкальной культуры;

- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных
ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских
проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора
информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе
анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и
представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой
деятельности;
- развитие умений письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и
контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих
тетрадях;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты
исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе
восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями,
CD-RОМ, Интернетом;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой
для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и
передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и
необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную
информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ
информации, умение аргументировать её влияние на формирование музыкального вкуса,
художественных предпочтений;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской
деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и
видеозаписи, электронная почта, Интернет;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать
одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей,
композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве
музыкальной культуры.
По окончании 8 класса школьники научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их
исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров
и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной
деятельности;
- осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественноэстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том
числе связанных с музицированием;

- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть
специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, музыки разных эпох;
- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска
информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Метапредметные результаты изучения музыки являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
—
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
— работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
— умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и
др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при
решении различных задач.
Учащиеся научатся:
•
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй
художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и других видов искусства;
•
передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки
исследовательской
художественно-эстетической
деятельности
(выполнение
индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации
культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.,
посещении концертов, театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях
музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Предметные результаты:
5 класс
- знание основ видов искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства;
- ориентация в жанрах музыки (симфония, балет, симфония, концерт, песня, романс,
вокализ, кантата, опера, мюзикл);
- мотивация к творческой деятельности с проявлением креативности в решении
учебной задачи;
- понимание особенности взаимосвязи между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством;
- развитие музыкального восприятия, ассоциативного мышления в понимании
музыки как искусства образного;
- развитие музыкального кругозора через различные музыкальные жанры и
произведения выдающихся композиторов;
- осознание основы музыкальной культуры как части духовной мировой культуры.
- эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой и живописью.
6 класс

- сформированность понимания музыкального образа в произведении;
- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (через слушание музыки. создание творческого продукта в виде эйдосконспекта, ментальной карты, рисунка, сочинения, письма, эссе и др.);
- умение определять вид музыкального образа через принадлежность музыки
определённому композитору, музыкальному стилю, произведению;
- развитие музыкального мышления через анализ музыкального образа в вокальной и
инструментальной музыке;
- свободное ориентирование и умение классифицировать жанры вокальной и
инструментальной музыки;
- анализ музыкальных выразительных средств в формировании музыкального
художественного образа;
- уметь критически воспринимать музыкальную информацию в исполнительской
интерпретации музыкального произведения.
7 класс
- понимание основ драматургии музыкальных произведений;
- развитие основы музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной
культуры, потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в
развитии мировой культуры;
- общие музыкальные способности, а также образное, ассоциативное мышление,
фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальной драматургии
произведений;
- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, музыкально-пластическое движение и др.);
- музыкальный и общий культурный кругозор, музыкальный вкус, устойчивый
интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
- основы музыкальной грамотности, способность эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной
терминологией и ключевыми понятиями, нотной грамотой в изучении музыкальной
драматургии.
8 класс
- высокая степень развития основ музыкальной культуры школьника как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с классической и достойными
образцами современной музыки для дальнейшего духовно-нравственного развития,
социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии
мировой культуры;
- становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти
и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое
движение, создание проектов и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах
музыкальной деятельности, связанной с театром, кино в интерпретации конкретных
режиссёров в постановке одного и того же произведения, литературой, различными
видами изобразительного искусства;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой для раскрытия особенностей классической и современной
музыки;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных
творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих
задач в анализе взаимосвязи классики и современности.
Учащиеся научатся:
•
понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных
произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях
жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к
ответствующему жанру и стилю — музыка классическая, родная, религиозной традиции,
современная;
•
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей классикой и современной музыки, обосновывать свои
предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении;
высказывать суждение об основной идее средствах и формах ее воплощения;
•
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности
музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной
выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития
музыкальных образов;
анализировать различные трактовки одного и того же
произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
•
исполнять народные и современные песни, знаков мелодии изученных
классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара
класса;
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической
музыки; находить жанровые naраллели между музыкой и другими видами искусства;

творчески интерпретировать содержание музыкального изведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом
слове, изобразительной деятельности;
•
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
исполнителей, узнавать наиболее значимые произведения и интерпретации; приводить
примеры их произведений;
• ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
По окончании 8 класса школьники научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их
исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров
и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной
деятельности;
- осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественноэстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том
числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении
концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть
специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, музыки разных эпох;
- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска
информации в образовательном пространстве сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
5 класс – 34 часа
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и
поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики,
книжных иллюстраций и др.), meaтр (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),
кино.
Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и
изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как
знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с
произведениями других видов искусства, нашло свое отражение на страницах учебника и
творческой тетради.
Раздел 1. Музыка и литература - (16ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, o6разы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая
жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный
театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Родина Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися плетень; Уж ты, поле
мое; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные
песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
(фрагмент). Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов».
Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова,
Баркарола, ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод
Перезвоны- По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого
хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, Э. Фарджен, перевод М.
Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А.
Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Dignare. Г. Гендель.
Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Кс ков.
Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк,
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки зыки». Р. Роджерс, слова О.
Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи
Б. Окуджавы.
Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Музыка
и слова В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Примерный перечень литературных произведений
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И.
Сахаровым.
Венецианская ночь. И. Козлов.
Осыпаются листья в садах... И. Бунин.
Скучная картина... А. Плещеев.
Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.
Война колоколов. Дж. Родари.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.
Горсть земли. А. Граши
Вальс. Л. Озеров
Тайна печного сверчка. Г. Цыферов.
«Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкант-чародей. Белорусская сказка.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов.
Книги и часы. Неизвестный художник.
На Валааме. П. Джогин.
Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.
Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.
Золотая осень. И. Остроухое.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. Петров-Водкин.
Итальянский пейзаж:. А. Мордвинов.
Ожидание. К. Васильев.
Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.
Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.
Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.
Песня без слов. Дж.-Г. Баррабл.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.
Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события,
картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах
искусства, раз музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в
звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему.
Музыкальная живописи живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном

искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура —
застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская
композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в
музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных произведений.
Примерный перечень музыкального материала
Знаменный распев.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть) С. Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения» П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения» С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г.
Свиридов.
Аве, Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах —Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс №24. Для скрипки соло. Паганини (классические и современные
интерпретации).
Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и
струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис
Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Лунный сеет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с полосами цвета льна.
Прелюдии. К. Дебюсси.
Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок» К. Дебюсси
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные
интерпретации).
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. Остроухое.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона.
1роица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль.
Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский. М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,
«Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Да кресле; Водоем. В. БорисовМусатов.
Пейзаж. Д. Бурлюк.
Бурный ветер. А. Рылов.
Формула весны. П. Филонов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.
Н. Паганини. С. Коненков.
Антракт. Р. Дюфи.
Ника Самофракийская.
Восставший раб. Микеланджело.
Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Скрипка. Р. Дюфи.
Скрипка. И. Пуни.
Скрипка. К. Петров-Водкин.
Скрипка. Е. Рояк.
Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Мууга.
Три музыканта. П. Пикассо.
Православные храмы и их внутреннее убранство.
Готические соборы и их внутреннее убранство.
Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;
Зима; Соната моря. Триптих М. Чюрленис.
Впечатление. Восход солнца. К. Моне.
Руанский собор в полдень. К. Моне.
Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Примерный перечень литературных произведений
Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков
По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей — то скрипка пела... А. Блок.
Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует… И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других… К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам… В. Шефнер
6 класс - 34часа
В программе VI класса рассматриваются различные музыкальные образы, запечатленные
в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности,
выраженное в звуках.
Программа состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной
музыки» и «Мир образов камерой и симфонической музыки».
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического
текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая,
оркестровая. Соотношения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской
музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство 20 в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкин
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова родные.
На море утушка купалася, русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, net Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественский
Шестопсалмие (знаменный распев).
Свете тихий. Гимн (киевский распев).
Да исправится молитва моя. П. Чесноков.
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть) C. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши.
Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю» Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В.
Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «3eмля» В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В.
Гаврилин.
В горнице. И Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Винъона. Слова и музыка Б. Окуджавы
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтин
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С.
Бах.
Хоралы №2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах
Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления
на сцене (фрагменты).
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст
Л. Гинзбурга.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и
музыка Б. Окуджавы.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.
Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Гopod Нью-Йорк. Блюз и др.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Д. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д.
Иванова.
Караван. Д, Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвин.
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого искусства. Воплощение нравственных
исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и
различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность,
вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их
сопоставления, столкновение конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюд баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт,
концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических
сюжетов и зов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Примерный перечень музыкального материала
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного
оркестра. Ч. Айвз.
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести Л. Пушкин «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония №4 (2 часть). П. Чайковский.
Симфония№2 (Богатырская) (1-я часть). А. Бородин.
Симфония №3 (Героическая) (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave verum. В.А. Моцарт
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического
оркестра. Д. Кабалевский.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн
Орфей иЭвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и .Джульетта». Н. Рота, русский текст
Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети
капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев,
слова Р. Рождественского.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р.
Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.
7 класс - 34 часа
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия —
Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические драматические,
лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством
в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы
(классический и характерный), па-де-де, музыкально хореографические сцены и др. Приемы
симфонического раз вития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений Мастерство исполнителя («искусство
внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Myзыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися
содержания музыкальных произведений.
Примерный перечень музыкального материала
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.
Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.
Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны» К. Дебюсси.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где каше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Порога добра. Из телевизионного фильма «Приключения аленького Мука». М. Минков, слова Ю.
Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь. Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
Спасибо, музыка. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рокджаз и др.).
Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры
Продолжение знакомства с сюжетами и образами русской и зарубежной музыки религиозной
традиции (месса, всенощное бдение, рок-опера). Выявление особенностей музыкального языка,
специфики форм, исполнительской манеры. Знакомство с понятием «светская музыка». Жанр
сонаты в творчестве русских и зарубежных композиторов. Расширение представлений о
симфонической музыке разных жанров (рапсодия, симфоническая картина, симфония) на основе
понимания драматургии крупных музыкальных форм, сопоставления её с особенностями развития
музыки в жанрах камерной музыки. Мастерство исполнения народной, классической, популярной
музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Темы исследовательских проектов:
«Жизнь даёт для песни образы и звуки». «Музыкальная культура родного края». «Классика на
мобильных телефонах». «Есть ли у симфонии будущее?». «Музыкальный театр: прошлое и
настоящее». «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». «Музыка народов мира: красота
и гармония».
Примерный перечень музыкального материала
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты) Э.-Л. Уэббер.
Соната № 11 для фортепиано. В.-А. Моцарт.
Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховен для фортепиано.
Соната №2 для фортепиано (1-я часть) С.С. Прокофьев
Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. Из Партиты №2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.
Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.
Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рокджаз и др.).
Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого
День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовскоп
До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы,
Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.
Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка A. Kукина.
Следы. Слова и музыка В. Егорова.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.

8 класс – 34 часа
Раздел 1. Классика и современность (16 часов)
Продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Углубление понимания
разнообразных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества.
Расширение представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рокопера), жанров инструментальной музыки (симфония), об особенностях музыки в кино, в
драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства.
Развитие умений и навыков интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа
музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения. Углубление представлений о
современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство
с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами. Накопление

практических способов пропаганды опыта исполнения музыки, расширение музыкальных
интересов в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
Музыкальный материал
Князь Игорь. Опера (Солнцу красному слава! Сцена затмения. Ария князя Игоря.
Половецкие пляски с хором.Плач Ярославны. Улетай на крыльях ветра). А. Бородин.
Ярославна (≪Хореографические размышления в трёх действиях по мотивам ≪Слова о
полку Игореве≫) (Вступление «Стон Русской Земли». Первая битва с половцами. Вежи
половецкие. Стрелы. Плач Ярославны. Молитва). Балет. Б. Тищенко.
Преступление и наказание. Рок-опера по одноимённому роману Ф. Достоевского
(Интродукция. Баллада Шарманщика. Толпа и очередь к старухе-процентщице. Соня у старухипроцентщицы. Раскольников: «Не все на свете люди — муравьи!» Монолог Раскольникова. Соня:
«Бедный ты мой…» Родион: «Что со мной?..» Притча о Лазаре и комментарий шарманщиков.
Родион: «Меня сжигает вечный пыл…»). Э. Артемьев.
Память. Из мюзикла ≪Кошки≫. Э. Л. Уэббер.
Дуэт Призрака и Кристины. Из мюзикла ≪Призрак оперы≫. Э. Л. Уэббер.
Мария. Песня Тони из мюзикла ≪Вестсайдская история≫.
Л. Бернстайн. Belle (Красавица). Из мюзикла ≪Собор Парижской Богоматери≫. Р.
Коччианте.
Мой верный лучший друг. Из мюзикла ≪Чикаго≫. Дж. Кандер.
Ромео и Джульетта: от ненависти до любви. Мюзикл. Ж. Пресгурвик
(Вступление. Верона. Любовь. Счастье). Д. Кабалевский.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.
(Утро в Вероне. Шествие гостей. Ромео и Джульетта (Лирический танец.)
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ (Утро. Смерть Озе. Танец Анитры. В
пещере горного короля. Жалоба Ингрид. Арабский танец. Возвращение Пера Гюнта. Песня
Сольвейг).
Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю ≪Ревизская сказка≫ по Н. Гоголю. (Увертюра.
Детство Чичикова. Шинель.Чиновники. Бал.) А. Шнитке.
Время, вперёд! Из сюиты к одноимёному кинофильму. Г. Свиридов.
Вальс.Из кинофильма ≪Мой ласковый и нежный зверь≫. Е. Дога.
Моя Москва. Из кинофильма ≪В шесть часов вечера после войны≫. И. Дунаевский, слова
М. Лисянского и С. Аграняна.
Властелин колец.
Музыка к одноимённому фильму (Величие. Это может быть). Г. Шор.
Фрески Софии Киевской (Музыкант). Концертная симфония для арфы с оркестром. В.
Кикта. Перезвоны (Вечерняя).
По прочтении В. Шукшина. Хоровая симфония-действо. В. Гаврилин.
Симфония № 2 (Андрей Рублёв) (фрагмент). О. Янченко.
Концерт-симфония (фрагмент). Т. Смирнова.
Симфония-сюита № 2 (Из русской старины) (фрагмент). Ю. Буцко.
Симфония (Хроника блокады) (фрагмент). Б. Тищенко.
Симфония № 8 («Неоконченная»). 1-я часть. Ф. Шуберт.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга.
Аве Мария Ф. Шуберт, слова В. Скотта.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И. В. Гёте.
Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.
Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.
Песни современных композиторов: Молитва Франсуа Вийона. Слова и музыка
Б. Окуджавы.
Моцарт. Слова и музыка.Б. Окуджавы.
Будь со мною (молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
Песня о друге. Из кинофильма ≪Путь к причалу≫. А. Петров, слова Г. Поженяна.
Прощальный вальс. Из кинофильма ≪Розыгрыш≫. А. Флярковский, слова А. Дидурова.
Гляжу в озёра синие… Из телефильма ≪Тени исчезают в полдень≫.
Л. Афанасьев, слова И. Шаферана. Город золотой (из репертуара группы ≪Аквариум≫).
Мелодия Ф. ди Милано в обр. Б. Гребенщикова.

Дорога. Из кинофильма ≪Никколо Паганини≫. С. Баневич, слова Т. Калининой.
Музыка для всех. В. Раинчик, слова В. Некляева.
Песня о надежде. Из телефильма ≪Не покидай≫. Е. Крылатов, слова Л. Дербенёва.
Ты мне веришь? Из кинофильма ≪Большое космическое путешествие≫. А. Рыбников, слова
И. Кохановского.
Всё пройдёт. Из телефильма ≪Куда он денется≫. М. Дунаевский, слова Л. Дербенёва.
Облака. Играет Бах. Слова и музыка В. Егорова. Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева
(из репертуара группы ≪Любэ≫).
Произведения изобразительного искусства
Галина Уланова. Е. Янсон-Манизер.
Князь Игорь. Фрагмент. И. Глазунов. Эскизы костюмов половцев к опере ≪Князь Игорь≫
А. Бородина. Ф. Федоровский. Эскизы костюмов половцев к опере ≪Князь Игорь≫ А. Бородина.
К. Коровин.
Ожидание. К. Васильев.
После побоища Игоря Святославича с половцами. В. Васнецов.
Слово о полку Игореве. Фрагмент росписи ларца. Палех. А. Котухина.
Свияжск. Фрагмент. К. Васильев.
Плач Ярославны. Фрагмент. В. Фаворский.
Проводы войск. Фрагмент. И. Глазунов.
Ромео и Джульетта. С. Бродский.
Похороны Джульетты. Ваннутелли. Сцена из спектакля ≪Ромео и Джульетта≫ Театра
им. Е. Вахтангова. 1956 г.
Домик Сольвейг. Н. Рерих.
Мельница. Н. Рерих.
Театральная программа к спектаклю ≪Мёртвые души≫. Фрагменты. Л. Непомнящий.
Памятник Н. В. Гоголю. Модель. Н. Андреев.
Мёртвые души. Губернский Олимп (чиновники губернского города NN). П. Боклевский.
Мёртвые души. В губернской канцелярии. А. Агин.
Шинель. В департаменте. Кукрыниксы.
Мёртвые души. Чичиков на балу у губернатора. А. Агин.
Шубертовский вечер в доме И. фон Шпауна. Шуберт за фортепиано. Гравюра. М. фон
Швинд.
Записная книжка Чайковского с набросками Симфонии № 5.
Золотая осень. И. Бродский
Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке (18 часов)
Раскрываются следующие содержательные линии: постижение традиций и новаторства в
музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей,
общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов.
Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера),
жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и
камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах.
Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции.
Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов
переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения
интерпретаций разных исполнителей. Знакомство с выдающимися исполнителями и
исполнительскими коллективами.
Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации
музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования,
разработки и защиты исследовательских проектов.
Обобщающий урок (1 ч).
Темы исследовательских проектов:
≪История Отечества в музыкальных памятниках≫. ≪Известные интерпретации/интерпретаторы
классической музыки». «Музыка и религия: обретение вечного». «Музыка мира: диалог культур».
«Композиторы «читают» литературную классику». «Современная популярная музыка: любимые
исполнители». «Музыка в моей семье». «Народные праздники в нашем городе (селе, крае)».
«Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения». «Музыкальные традиции моей

семьи». «Мои любимые музыкальные фильмы». «Музыкальные инструменты моей малой
родины». «О чём рассказали нам старые пластинки». «Музыка в организации досуга молодёжи
города (микрорайона)». «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)».
«Песни, которые пели бабушки и дедушки». «Культурные центры нашего города».
Музыкальный материал
Порги и Бесс. Опера (Вступление. Блюз Джамбо Брауна. Колыбельная Клары. Песня Порги. Дуэт
Порги и Бесс. Хор «Я не могу усидеть». Песни Спортинг Лайфа. Молитва Сирены. Финальная
сцена). Дж. Гершвин.
Кармен. Опера (Увертюра. Хабанера. Сегедилья. Антракт ко 2-му действию Цыганская песня и
пляска Кармен. Антракт к 3-му действию. Сцена гадания Кармен. Заключительная сцена). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (Вступление. Танец. Первое интермеццо. Развод караула. Выход Кармен и
Хабанера. Сцена. Второе интермеццо. Болеро. Тореро. Дуэт Тореро и Кармен. Адажио. Сцена
гадания. Финал). Р. Щедрин.
Мюзиклы русских и зарубежных композиторов (фрагменты): Кошки. Э. Л. Уэббер.
Иисус Христос — суперзвезда. Э. Л. Уэббер.
Призрак оперы. Э. Л. Уэббер.
Собор Парижской Богоматери. Р. Коччианте.
Юнона и Авось. А. Рыбников.
Орфей и Эвридика. А. Журбин.
Поющие под дождём. Н. Х. Браун.
Современные обработки классической музыки (Д. Тухманов, В. Зинчук, Р. Коннифф, П.
Мориа, Swingl Singers, Il Divo, Ю. Чичеро, В. Мэй и др.).
Симфония № 7 (≪Ленинградская≫) (фрагменты). Д. Шостакович.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Любовь святая. Из музыки к спектаклю ≪Царь Фёдор
Иоаннович≫.
≪Песнопения и молитвы≫. Хоровой цикл (фрагменты). Г. Свиридов.
Фрески Дионисия. Для камерного оркестра. Р. Щедрин. Гейлигенштадтское завещание Бетховена.
Симфонический фрагмент для оркестра. Р. Щедрин.
Песни современных композиторов:
Музыка. Слова и музыка М. Володина.
Баллада о красках. Я. Френкель, слова Р. Рождественского. Счастья тебе,
Земля! Ю. Саульский, слова В. Завальнюка. Школьный романс. Е. Крылатов, слова В.
Просторновой.
Романс о гитаре. Б. Кравченко, слова А. Белинского.
Люди идут по свету. Н. Ченборисов, слова И. Сидоровой.
О Грине и Григе. Слова и музыка А. Загот.
Белые тихие вьюги. Слова и музыка С. Никитина.
Куда уходит детство. Из кинофильма «Фантазии Веснухина». А. Зацепин, слова Л. Дербенёва.
Берёзы. И. Матвиенко, слова М. Андреева.
Позови меня тихо по имени. И. Матвиенко, слова А. Пеленягре.
Песни-притчи. Слова и музыка С. Копыловой.
Песни иеромонаха Романа. Песня о звёздах. Слова и музыка В. Высоцкого.
Литературные произведения
Письмо к Богу неизвестного солдата. Стихи русских поэтов: Вечер ясен и тих. И. Никитин.
Легенда. А. Плещеев.
Молитва. К. Романов.
Ещё те звёзды не погасли… К. Фофанов.
Любить. Молиться. Петь… П. Вяземский.
Мадонна. А. Майков.
Жизнь. А. Апухтин.
Гейлигенштадтское завещание (фрагмент). Л. Бетховен.
Произведения изобразительного искусства
Эскизы костюмов Хозе и Кармен. А. Головин.
Испания. Фрагмент. М. Врубель.
Эскиз декорации к балету «Кармен сюита». Б. Мессерер.
Испанский танец в Мулен Руж. Д. Больдини.

Война с Германией. П. Филонов.
Портрет Шостаковича. Фрагмент. П. Вильямс.
Спас. Звенигородский чин. А. Рублёв.
Богоматерь. Икона. Благовещенский собор Московского Кремля. Фрагмент. Ф. Грек.
Иверская икона Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери.
Николай Чудотворец. Церковь Рождества Богородицы, Ферапонтов монастырь. Фреска.
Дионисий.
Спас Вседержитель. Церковь Святителя Николая Чудотворца в с. Аксиньине. Ф. Грек.
Спас Вседержитель. Церковь Спаса Преображения. Новгород. Фреска.
Памятник Г. Свиридову. Курск. Н. Криволапов и И. Минин.
Спас Нерукотворный. Икона.
О Тебе радуется. Икона.
Фрески церкви Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь. Дионисий

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

МУЗЫКА 5 КЛАСС
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
Темы
Количество
часов

Учёт рабочей
программы
воспитания

Музыка и литература (16 часов)
1
2
3
4
5

Что роднит музыку с литературой (р/с)
Вокальная музыка. Вся Россия просится в песню… (р/с)
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов
Что за прелесть эти сказки…(р/с)

1
1
1
1
1

6
7
8
9
10

Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Всю жизнь мою несу Родину в душе…
Писатели и поэты о музыке и музыкантах (р/с)
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, в кино и на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Мир композитора

17
18
19
20
21
22
23

1
1
1
1
1
Обобщение материала 1 полугодия
1
«Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством (р/с)
1
Небесное и земное в звуках и красках
1
Звать через прошлое к настоящему
1
За Отчий дом, за русский край…
1
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
1
Древний храм златой вершиной блещет ярко…
1

24
25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижёра

1
1

День Знаний

Международный день
музыки

265 лет со дня
рождения В.А. Моцарта

80 лет со дня рождения
В.Г. Кикта

26

Застывшая музыка

1

27
28
29

Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте (р/с)
Импрессионизм в музыке живописи

1
1
1

30
31
32
33
34

Пр/а Итоговый тест
В каждой мимолетности вижу я миры…
О подвигах, о доблести и славе...
Мир композитора. С веком наравне

1
1
1
1
1

№

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

15

16

Обобщение материала 2 полугодия

6 класс – 34 часа
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
Темы
Количество
часов

Неделя музыки для
детей и юношества
160 лет со для
рождения Клода
Дебюсси
День Победы

Учёт рабочей
программы
воспитания
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Образы романсов и песен русских композиторов.
1
День Знаний
Песня-романс
Два музыкальных посвящения.
1
220 лет со дня
рождения А.
Варламова
Портрет в музыке и живописи
1
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
1
Международный
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
день музыки
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
1
композиторов (р/с)
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство 1
прекрасного пения
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
1
Образы русской народной и духовной музыки.
1
Народное искусство Древней Руси.
Русская духовная музыка. Духовный концерт (р/с)
1
День Народного
Единства
«Фрески Софии Киевской».
1
80 лет со дня
рождения В.Г.
Кикта
«Перезвоны» Молитва
1
Образы духовной музыки Западной Европы.
1
Небесное и земное в музыке Баха.
Фортуна правит миром.
1
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
Международный
день бардовской
песни
Джазовая музыка и авторская песня: прошлое и
1
120-летие со дня
настоящее (р/с)
рождения Луи
Армстронга
Обобщение материала 1 полугодия
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч)
Вечные темы искусства и жизни. Могучее царство
1
Шопена. Вдали от Родины (р/с)
Инструментальная баллада.
1
Ноктюрн. Ночной пейзаж.
1
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» 1
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – 1
мозаика цветов?». Картинная галерея.
Образы симфонической музыки.
1
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести
1
А.С. Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В 1
Неделя музыки для
печали весел, а в веселье печален». Связь времён
детей и юношества
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
1
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
1
(продолжение)
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
1
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
(продолжение)
Балет «Ромео и Джульетта»
1
Мюзикл «Вестсайдская история»
1
Мир музыкального театра. Орфей и Эвридика (опера 1
и рок-опера)
Итоговый тест
1
Образы киномузыки
1
Обобщение материала 2 полугодия
1
7 класс – 34 часа
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
Темы
Количество
часов

Учёт рабочей
программы
воспитания

«Особенности драматургии сценической музыки» (16 часов)
1
День Знаний
1
1
Международный
день музыки
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве: опера «Иван
1
День Народного
Сусанин».
Единства
В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В. А. Моцарта. 1
Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери.
1
Симфония № 5 Л. Бетховена
1
Героическая тема в музыке
1
В музыкальном театре. Балет
1
Камерная музыка. Вокальный цикл
1
Камерная музыка. Вокальный цикл
1
Инструментальная музыка. Этюд.
1
Транскрипция. Прелюдия
1
110-летие со дня
рождения
Ференца Листа
Классика и современность (р/с)
Музыкальная драматургия — развитие музыки
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»

22
23
24
25
26

Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.
1
Хачатуряна.
«Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита
1
Обобщающий урок 1 полугодия
1
«Основные направления музыкальной культуры» (18 ч)
Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной
1
музыки. «Высокая месса» И. С. Баха. От страдания к
радости.
Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина.
1
«Всенощное бдение» С. Рахманинова.
1
Образы «Вечерни» и «Утрени».
1
Литературные страницы. «Христова Всенощная» И.
1
Шмелёва
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
1
1
1
Светская музыка. Соната.
1
Соната В.А. Моцарта
1

27
28

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
Симфоническая картина

1
1

29
30
31
32
33
34

Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея
Итоговый тест
Музыка народов мира
Международные хиты
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова
Обобщающий урок 2 полугодия

1
1
1
1
1
1

14
15
16
17

18
19
20
21

Неделя музыки
для детей и
юношества
160-летие Клода
Дебюсси

8 класс – 34 часа
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
№

1
2
3
4
5
6

7

Темы

Количество
часов

«Классика и современность» (16 часов)
Классика в нашей жизни (р/с)
1
В музыкальном театре. Опера. Опера
1
«Князь Игорь».
1
В музыкальном театре. Балет.
1
В музыкальном театре. Мюзикл.
1
Рок-опера «Преступление и наказание».
1

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до
любви»

1

Учёт рабочей
программы
воспитания
День Знаний

200-летие со дня
рождения Ф.М.
Достоевского,
155-летие
романа
«Преступление
и наказание»
20-летие
премьеры

мюзикла «Ромео
и Джульетта»
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра.
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская
сказка». Образы «Гоголь-сюиты»
Музыка в кино.

1
1
1
1
1
1

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
1
Музыка - это огромный мир, окружающий человека ...
1
Обобщающий урок 1 полугодия
1
«Традиции и новаторство в музыке» (18 ч)
Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном
1
театре…
Развитие традиций оперного спектакля
1
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
1
1
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова
1
Балет «Кармен-сюита». Р. Щедрин.
1
1
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы
1
мира.

25

Классика в современной обработке

1

26

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович.

1

27

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович.
В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович.
Литературные страницы. «Письмо к
Богу» неизвестного солдата
Музыка в храмовом синтезе искусств.
Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.

1

28
29
30
31

1
1
1
1

110-летие со дня
рождения Нино
Рота

115 лет со дня
рождения
Рикардо
Коччианте,
автора мюзикла
«Нотр дам де
Пари»
Неделя музыки
для детей и
юношества
День
освобождения
города
Ленинграда от
блокады
115 лет со дня
рождения Д.Д.
Шостаковича
День Победы

32
33

34

Свет фресок Дионисия —миру («Фрески Дионисия». Р.
Щедрин).
Музыкальные завещания потомкам
(«Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р.
Щедрин)
Обобщающий урок 2 полугодия

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».