РП по информатике 8-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Информатика»

Классы: 7, 8, 9
Количество часов в год: 34/34
Количество часов в неделю:1/1

г. Архангельск
2023-2024г.г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Личностные результаты:
— сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:










наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом требований информационной безопасности правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и ме- тодов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты
— освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Основными метапредметными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
 владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при

решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основ- ным методом приобретения знаний: умение преобразо- вывать объект из чувственной
формы в пространствен- но-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования; ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и на- выков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного простран- ства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изо- бражений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических
объектов;
создание
музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и исполь- зование
гипермедиасообщений; коммуникация и соци- альное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации) и
информационной безопасности.
Предметные результаты
7 класс
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 7 классе ученик научится:
 понимать сущность понятий «информация», «данные»,

«информационный процесс»;
 приводить примеры информационных процессов — про- цессов, связанных с хранением, преобразованием и пере- дачей информации — в












живой природе и технике;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач, в том числе описывать виды и состав программного обеспечения
современного компьютера;
определять качественные и количественные характери- стики компонентов компьютера;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся
описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);
использовать маску для операций с файлами;
защищать информацию от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу
связи);
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

оперировать основными единицами измерения количества информации, используя соотношения между ними;
подсчитывать количество текстов данной длины в данном алфавите;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
создавать, редактировать и форматировать текстовые документы; использовать средства автоматизации информационной деятельности при
создании текстовых документов;
 понимать сущность двоичного кодирования текстов;
 оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных
современных кодировок;
 создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения;
 оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением графической растровой информации;
 создавать простые векторные изображения;
 использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать
информационные объекты, использо- вать гиперссылки и пр.).
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 7 классе ученик получит возможность:





 углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об

информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
узнать о том, что любые дискретные данные можно опи- сать, используя алфавит, содержащий только два симво- ла, например, 0 и 1;
научиться определять информационный вес символа про- извольного алфавита;
научиться определять мощность алфавита, используемо- го для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием тек- стов, графических
изображений, звука;
 систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организации индивидуального информационного пространства;
 систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
 сформировать представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуни- кационных технологий.







8 класс
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе ученик научится:

 понимать сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы








счисления»;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;
сравнивать натуральные числа в двоичной записи;
складывать небольшие числа, записанные в двоичной системе счисления;
понимать сущность понятия «высказывание», сущность операций И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
записывать логические выражения, составленные с помощью операций И, ИЛИ, НЕ и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
понимать сущность понятий «исполнитель», «алгоритм»,
«программа»; понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике;

 понимать сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях,

накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
 выражать алгоритм решения задачи различными спо- собами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью

формальных языков и др.);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепаха, Чертежник и др.;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых данных, записанные на конкретном язык










программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа,
ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполни- телями Робот, Черепаха, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) арифметические и логические выражения и
вычислять их значения;
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык) алгоритмы решения задач анализа данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного
уравнения;
использовать простейшие приемы диалоговой отладки программ.

В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 8 классе ученик получит возможность:
 научиться записывать целые числа от 0 до 1024 в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; осуществлять перевод небольших

целых восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления;



















овладеть двоичной арифметикой;
научиться строить таблицы истинности для логических выражений;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
познакомиться с законами алгебры логики;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использо- ванием основных свойств
логических операций;
познакомиться с логическими элементами;
научиться анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность,
детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и
обратно);
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторе- ния, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с задан- ной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алго- ритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.

9 класс
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик научится:
 оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
 оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и








дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути) и деревьями (корень, лист, высота дерева);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих опре- деленному условию;
пользоваться различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
записывать на изучаемом языке программирования (Паскаль) алгоритмы решения простых задач обработки одномерных числовых массивов;
анализировать алгоритмы для исполнителей Робот, Черепаха, Чертежник;
использовать основные способы графического представления числовой информации (графики, круговые и столбчатые диаграммы);

 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной

адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
 использовать приемы безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет-сервисов и т. п.;
 развить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
 соблюдать этические нормы при работе с информацией и выполнять требования законодательства Российской Федерации в информационной
сфере.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» в 9 классе ученик получит возможность:
 сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования

объектов окружающего мира;
 познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
 познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между

математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
 научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
 исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов








массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами;
определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего эле- мента массива и др.);
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов
общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в
разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.
Содержание учебного предмета «Информатика»
7 класс

1. Информация и информационные процессы (9 часов).

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации. Основные виды информационных процессов. Примеры
информационных процессов в системах различной природы, их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации,
Качественные и количественные характеристики современных носителей информации. Передача информации. Источник, информационный канал,
приемник информации. Обработка информации. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления
информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного кодирования.
Двоичный код. Размер сообщения как мера содержащейся в нем информации. Подходы к измерению количества информации. Единицы измерения
количества информации.
Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины
(разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(7 часов).

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера, их функции и
основные характеристики. Состав и функции программного обеспечения. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Файл. Типы файлов.
Каталог (папка). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс. Оперирование компьютерными информационными объектами в
наглядно – графической форме. Архивирование и разархивирование данных. Гигиенические, технические и эргономические условия безопасной
эксплуатации компьютера.
Практическая деятельность:

соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройства;

получать информацию о характеристиках компьютера;

работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических
средств;

изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;






упорядочивать информацию в личной папке;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени
(клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

3. Обработка графической информации (4 часа).
Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная).
Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Практическая деятельность:

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
4. Обработка текстовой информации (9 часов).
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технология создания текстовых документов. Создание,
редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков,
таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры
страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры
кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Практическая деятельность:

создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

создавать и форматировать списки;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;






создавать гипертекстовые документы;
переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

5. Мультимедиа (3 часа).
Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Практическая деятельность:

создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
изображения;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.
6. Повторение (2 часа).
8 класс

1. Математические основы информатики (13 часов).
Понятия о позиционных и непозиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами
счисления, запись в них целых десятичных чисел. Перевод целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в
десятичную. Двоичная арифметика. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация»,
«эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с
данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.





Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.

2. Основы алгоритмизации (10 часов).
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства
алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык. Учебные исполнители Робот, Удвоитель. Линейные программы. Алгоритмические
конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные,
строковые и логические. Переменные и константы.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
3. Начала программирования (9 часов).
Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных;
правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление и цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде
программирования Паскаль.
Практическая деятельность:




программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе
с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

4. Повторение (2 часа).

9 класс
1. Моделирование и формализация (9 часов).

Понятия натуральной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, чертеж,
граф, дерево, список и другое) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической
деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное
моделирование.
Примеры
использования компьютерных моделей при решении научно – технических задач. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных,
системы управления базами данных и принципы работы сними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практическая деятельность:
 строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
 исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
 работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
 создавать однотабличные базы данных;
 осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
 осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.
2. Алгоритмизация и программирование (8 часов).
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.
Практическая деятельность:



разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
o нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
o подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
o нахождение суммы всех элементов массива;
o нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
o сортировка элементов массива и пр.

3. Обработка числовой информации (6 часов).
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков
и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

 строить диаграммы и графики в электронных таблицах.
4. Коммуникационные технологии (10 часов).
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача
информации в современных системах связи. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технология
создания сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Социальная информатика. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила
поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы
и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Практическая деятельность:
 осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
 определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
 создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей
графические объекты;
 проявлять избирательность в работе с информацией, исходя из морально-этических соображений, позитивных социальных установок и
интересов индивидуального развития.
5. Повторение (1 час).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».