РП по физике 8-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
Физика

Класс 7,8,9
Кол-во часов в год: 68/68/102
Кол-во часов в неделю: 2/2/3

г. Архангельск
2023-2024г.г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физика»
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего
развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения
.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные результаты:
7 класс
«Введение»
Обучающийся научится:
 понимать смысл основных физических терминов: тело, вещество, материя; физическое явление, физический закон, физические величины,
взаимодействие;

 понимать смысл основных физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
Обучающийся получит возможность научится:
 проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять
цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
 понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Обучающийся научится:
 понимать смысл основных физических терминов: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
 пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
 понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и
газов;
 понимать смысл основных физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
Обучающийся получит возможность научится:
 проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины
 понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
 использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
«Взаимодействия тел»
Обучающийся научится:
 понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное
тяготение;
 измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил,
действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
 понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
.
Обучающийся получит возможность научится:
 владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной
силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к
поверхности (нормального давления);
 владеть способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности
тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
 находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой
и объемом, силой тяжести и весом тела;
 переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

 понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
 умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Обучающийся научится:
 понимать смысл основных физических явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел,
воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы
уменьшения и увеличения давления;
 измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
 понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
 понимать принцип действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов
обеспечения безопасности при их использовании;
Обучающийся получит возможность научится:
 проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять
цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
 понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
 владеть экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания
 владеть способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в
соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
 использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
«Работа и мощность. Энергия»
Обучающийся научится:
 понимать смысл основных физических явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
 измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
 понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии;
 выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД,
кинетической и потенциальной энергии.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс;
 использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
8 класс
«Тепловые явления»
Обучающийся научится:

 распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы
теплопередачи;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия,
температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку
закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество
теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон
сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
 приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных
фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с
использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
«Электрические и магнитные явления»
Обучающийся научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током;
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока;
 при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;

 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического
заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца) и формулы, связывающие физические
величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и
параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для
её решения, и проводить расчёты.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
 приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных
явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
«Световые явления»
Обучающийся научится:
 распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания прямолинейное распространение света,
отражение и преломление света, дисперсия света;
 описывать изученные свойства тел световых явлений, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
 решать задачи, используя физические законы закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы); на основе анализа условия задачи
выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
 приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;

 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о световых явлениях с
использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
9класс:
«Законы взаимодействия и движения тел»
Обучающийся научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение,
период обращения, масса тела, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины
(путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, сила
трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования
возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
«Электромагнитное поле»
Обучающийся научится:

распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих
явлений: взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся
заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение
света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина
волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические
величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность
использования частных законов;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


«Строение атома и атомного ядра»
Обучающийся научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия
фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического
заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций,
спектрального анализа.

Обучающийся получит возможность научится:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик
ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия
его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем,
перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
«Строение и эволюция Вселенной»
Обучающийся научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны,
Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира
Обучающийся получит возможность научится:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность
и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых
тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».
Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля
скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества.
Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах.

Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных
тел Солнечной системы.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».
Контрольная работа № 2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил».
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача
давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Контрольная работа. № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды
равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».
Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Контрольная работа. № 5 «Работа и мощность. Энергия».
Повторение (3 ч)
8 класс
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа
изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры
кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярнокинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение
влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».
Контрольная работа № 1 «Тепловые явления»
Контрольная работа №2 «Агрегатные состояния вещества»
Электрические явления. (28 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие
заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение
атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока.
Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах.
Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома
для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения
проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные
приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через
влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».
Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»
Лабораторная работа №7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Кратковременная контрольная работа. № 3 по теме «Электризация тел. строение атомов».
Контрольная работа № 4 по теме «Электрический ток. Сопротивление проводников»
Контрольная работа № 5 по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор»
Электромагнитные явления. (5 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие
магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Контрольная работа № 6 «Электромагнитные явления»

Световые явления (13 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая
система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света.
Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата.
Модель глаза.
Лабораторная работа №11 «Изучение свойств изображения в линзах»
Кратковременная контрольная работа № 7 по теме «Световые явления»
Повторение
9 класс
Законы взаимодействия и движения тел (36 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное
движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и
равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная
система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные
спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторные работы №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторные работы №2 «Измерение ускорения свободного падения»
Контрольная работа №1 «Взаимодействие тел».
Механические колебания и волны. Звук. (15 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота
колебаний. (Гармонические колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные
колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со
скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой
резонанс.
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»
Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (25 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение
магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической
энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная
природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света
атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»
Контрольная работа №3 «Электромагнитное поле».
Строение атома и атомного ядра (20 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа -, бета -, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и
регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы.
Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы
атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Деление ядра урана
Лабораторная работа №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков».
Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Лабораторная работа № 8 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
Контрольная работа №4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца
и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Повторение (1ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».