муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Иностранный (английский) язык» для обучающихся 10 – 11 классов Архангельск 2023-2024 учебный год Планируемые результаты освоения учебного предмета «Английский язык» Личностные: К личностным результатам относится формирование у школьников готовности и желания самосовершенствоваться в изучении английского языка, а также понимание того, какие возможности может дать им иностранный язык для общего развития, дальнейшего образования и овладения избранной профессией, для самореализации в целом. Изучение ИЯ способствует развитию целого ряда важных личностных качеств. К ним можно отнести внимание, трудолюбие и дисциплинированность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, способствуют формированию креативности, проявлению инициативы и индивидуальности. Групповая работа, широко применяемая в старшей школе, помогает проявиться чувству ответственности перед другими членами коллектива, учит работать вместе, в одной команде. Содержательная сторона предмета предполагает обсуждение разнообразных тем, во время которого обучающиеся касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях, обсуждают вопросы морали и нравственности, роли человека в социуме и т. п. Подобные обсуждения способствуют развитию у школьников лучших человеческих качеств — эмпатии, толерантности, готовности рассматривать то или иное явление с разных точек зрения. С другой стороны, дискуссии вырабатывают способность отстаивать свою точку зрения и свою гражданскую позицию. В диалоге культур обучающиеся учатся быть патриотами своей страны и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, идентифицировать себя как представителей своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. Метапредметные: Умение планировать свое речевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли, развитие исследовательских учебных действий, навыка работы с информацией. Изучение ИЯ способствует развитию смыслового чтения, включающего способность прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль и главные положения, игнорировать детали, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Занятия по ИЯ способствуют формированию проектных умений и осуществлению регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля и самооценки. Предметные: 10 класс Ученик научится: начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; а также вести диалоги смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения; участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему; осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом; делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать краткую характеристику персонажей; рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка; воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию; читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой /нужной интересующей информации; выделять основные факты; отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять своё отношение к прочитанному; заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее. составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста; кратко излагать результаты проектной деятельности. Ученик получит возможность научиться: совершенствовать умения участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогахобменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. совершенствовать умения устно выступать с сообщениями в связи с увиденным /прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом; развивать понимание на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут: -понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем; -выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе; -относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения; совершенствовать все основные виды чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей); совершенствовать умения писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста. 11 класс Ученик научится: начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; а также вести диалоги смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему; осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом; делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; выражать свое отношение к прочитанному/ услышанному, давать краткую характеристику персонажей; рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка; воспринимать на слух аудиотексты с различной глубиной понимания; понимать содержание аутентичных аудиотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение рассказ, научнопопулярный текст, диалог, интервью); овладевать новыми названиями современных популярных профессий; познакомиться с наиболее распространенными деривационными моделями для образования названий профессий; выявлять дифференциальные признаки между синонимичными единицами job/profession/occupation/career; познакомиться с лексическими единицами either, neither и спецификой их употребления; познакомиться с союзом whether, if; познакомиться со спецификой использования неопределенных местоимений nobody, no one, none и употреблять их в речи; повторять видо-временные формы глаголов в активном и пассивном залогах; строить высказывания о своей будущей карьере, уточняя, что повлияло на выбор их предполагаемой профессии; запрашивать и сообщать информацию о системе образования в Великобритании и России; целенаправленно расспрашивать собеседников о проблемах систем образования в родной стране и Великобритании; сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов; самостоятельно запрашивать информацию; переходить с позиции спрашиваемого на позицию отвечающего и наоборот; письменно составлять диалог; воспринимать на слух и выборочно понимать аудиотекст, воспроизводить краткий диалог; писать личные письма , затрагивая вопросы будущей послешкольной деятельности, проблемы образования; выполнять задания в формате ЕГЭ; выполнять проектные задания; познакомиться с новыми тенденциями и специфическими случаями употребления притяжательного падежа; познакомиться с возможностью перехода исчисляемых имен существительных в разряд неисчисляемых и наоборот; познакомиться с фразовыми глаголами с ядерной частью speak и использовать их в речи; строить высказывания по вопросам ценностей для человека современного общества, обращая внимание на духовные ценности; обсуждать различные опции в плане посещения культурно-исторических мест и вырабатывать решение-консенсус; готовить сообщения о посещении картинной галереи; составлять описание увиденного фильма, пьесы по плану и делать презентацию на этой основе; вспомнить известные и познакомиться с новыми традициями и обычаями народов англоязычных стран; прогнозировать основное содержание текста на основе заголовка или по началу текста; определять основную мысль; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста; разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части; озаглавливать текст, его отдельные части; догадываться о значении незнакомых слов по их сходству со словами русского языка; игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста; кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему, использовать аргументацию и выражать свое отношение и давать оценку; кратко излагать результаты выполненной проектной работы; описывать людей; составлять рассказ, неофициальное письмо, эссе-рассуждение. Ученик получит возможность научиться: совершенствовать умения участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогахобменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения выделять тему и основные факты звучащего текста; читать аутентичные тексты публицистического, биографического, научно-популярного характера с различной глубиной и точностью проникновения в содержание; выбирать наиболее подходящий заголовок к тексту из списка предложенных; вычленять причинно-следственные связи в читаемом тексте, выстраивать логику развития сюжета; письменно комментировать высказывания, соотносящиеся с учебной ситуацией, предлагая оценку и выражая собственное мнение; письменно выполнять задания лексико-грамматического и творческого характера; писать личные письма, затрагивая вопросы будущей послешкольной деятельности, проблемы образования, степень значимости тех или иных открытий для человечества, приводить аргументы в пользу своей точки зрения; писать сочинения по заданному плану, выражая свою точку зрения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Английский язык» 10 класс (136 часов) Раздел 1. «В гармонии с самим собой» (36 ч.) Данные о себе. Качества характера человека. Внешность. Интересы и любимые занятия. Планы на будущее, амбиции и преференции. Забота о собственном физическом и душевном состоянии. Возможные проблемы, чувство дисгармонии. Понимание счастья. Стиль жизни. Здоровье в жизни человека. Слагаемые успеха гармонического развития личности. Раздел 2. «В гармонии с другими» (30ч.) Семья и родственники. Взаимопонимание в семье, взаимопонимание в обществе. Друзья в жизни подростка. Толерантность в дружбе. Качества, значимые для друга. Взаимопонимание детей и родителей, проблема «отцов и детей». Детство в жизни человека. Семейная атмосфера. Семейный бюджет. Домашние обязанности членов семьи. Семейные праздники. Наказания и поощрения. Значимость денег в жизни индивида. Британская королевская семья. Члены королевской семьи. Британские престолонаследники. Королева Великобритании как символ страны, её обязанности и интересы. Алмазный юбилей королевы Елизаветы II. Раздел 3. «В гармонии с природой» (39 ч.) Россия — страна природных чудес и бескрайних просторов. Красота родной земли. Разнообразие дикой природы. Окружающий человека животный и растительный мир. Взаимовлияние природы и человека. Жизнь в городе и за городом (плюсы и минусы). Проблемы загрязнения окружающей среды. Проблемы изменения климата на планете. Национальные парки и заповедники России. Природные контрасты нашей родины. Национальные парки США. Исчезающие виды животных и растений. Проблемы зоопарков. Национальные фонды Великобритании. Международная кооперация в вопросах улучшения среды обитания людей и животных. Осознание возможных экологических катастроф, пути их предотвращения, специальные природозащитные организации и движения. Раздел 4. «В гармонии с миром» (31 ч.) Различные виды путешествий, их цели и причины. Путешествия по родной стране и за рубежом. Осмотр достопримечательностей. Чувство тоски по дому во время путешествий. Путешествие по железной дороге. Виды поездов. Покупка билетов. Путешествие по воздуху. Аэропорты, их секции и залы. Таможенный досмотр, оформление багажа. Путешествия по воде и машиной. Хитроу — центральный аэропорт Великобритании. Заказ номера в гостинице, типы гостиниц, различные типы номеров. Поведение в незнакомом городе. Покупки в магазинах. Различные виды магазинов. Марко Поло — великий путешественник. Путешествия — способ познания мира, получения информации об иных культурах, источник толерантности к различиям друг друга. 11 класс (136 часов) Раздел 1. «Шаги в карьере» (36 ч.) Выбор будущей профессии. Привлекательные профессии наших дней. Современный рынок труда. Личностные качества, необходимые для выполнения той или иной работы. Влияние мнения родных, учителей, друзей на выбор профессии. Государственное образование Великобритании. Университетское образование. Университеты Великобритании и России. Степени бакалавра и магистра. «Предуниверситетский год». Изучение английского языка. Варианты английского языка наших дней. Раздел 2. «Шаги к пониманию культуры» (35 ч.) Различные определения понятия культуры. Разнообразие культур. Духовные и материальные ценности. Языки, традиции, обычаи, верования как отражение культуры. Общечеловеческие культурные ценности. Переоценка ценностей. Изменения в культурах разных народов. Элементы взаимопроникновения различных культур. Наиболее известные традиции Великобритании и США. Россияне глазами британцев, культурные стереотипы. Качества характера человека. Символика четырех ведущих мировых религий (христианство, иудаизм, ислам, буддизм). Вера в судьбу, предопределение, суеверия. Литература и музыка в жизни человека. Изобразительное искусство. Картинные галереи. Известные российские и зарубежные художники. Творения архитектуры. Известные архитекторы, композиторы, музыканты и поп-звезды. Театр и кино как значимые части культуры. Раздел 3. «Шаги к эффективной коммуникации» (33 ч.) Технический прогресс, его положительное и отрицательное влияние на жизнь человека. XX и XXI века — эра новых технологий. Современные достижения в различных областях науки. Век новых видов коммуникаций. Развитие науки и техники в исторической перспективе. Великие изобретения и открытия прошлого. Известные ученые и изобретатели. XXI век — век глобальной компьютеризации. Влияние компьютерных технологий на жизнь человека. Стив Джобс — человек-легенда мира компьютеров. Альфред Нобель. Нобелевские лауреаты. Вклад российских ученых в развитие научного прогресса. Кооперация различных государств в решении научных и технологических проблем. Попытки приостановить развитие научной мысли и прогресса в отдельном регионе — американские эмиши (the Amish). Интернет — один из основных источников информации наших дней. Раздел 4. «Шаги к будущему» (32 ч.) Процесс глобализации в современном мире, угроза потери национальной идентичности. Угроза распространения монокультуры во всех частях света. Место роботов и иных механических «помощников» человека в обществе будущего. Угрозы и основные проблемы в обществе будущих поколений. Пути решения насущных проблем нашего века, их возможное влияние на жизнь последующих поколений. Факты проникновения элементов культуры в культурный фонд иных народов. Будущее национальных культур. Освоение космического пространства, кооперация государств в этом процессе. Возникновение и развитие космического туризма. Возможные пути развития транспорта, городов, образования в будущем. Экологические проблемы ближайших лет. Взаимоотношения между людьми в обществе будущего, стиль жизни. Молодежь и мир будущего. Статус английского языка в наши дни и обществе будущего. Возможные изменения личности человека в обществе будущего.