РП по астрономии 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Астрономия»
Классы: 11
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю:1

г. Архангельск
2023-2024г.г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Астрономия»
Личностные результаты:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности
и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
• в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том
числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию информирование позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное

отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной
земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к
эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений, обучающихся к труду в сфере социально-экономических отношений —уважение всех форм собственности, готовность к
защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность
обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
.
Метапредметные результаты:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной
деятельностью и подчиняться).
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т. д.);
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
11 класс
«Введение в астрономию»
Обучающийся научится:
 объяснять роль астрономии в жизни человека и её значение в системе естественных наук;
 формулировать предмет изучения астрономии;
 знать основные методы изучения Вселенной.
Обучающийся получит возможность научится:
 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
«Астрометрия»
Обучающийся научится:
 объяснять значения понятий "созвездие", "звёздная величина";
 находить звёзды и созвездия на небе с помощью карты звёздного неба.
Обучающийся получит возможность научится:
 формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использовать приобретённых знаний в повседневной
жизни.
«Небесная механика»

Обучающийся научится:
 давать определения понятий: гелиоцентрическая система мира, геоцентрическая система мира, синодический период, звёздный период,
горизонтальный параллакс, угловые размеры светил, первая космическая скорость, вторая космическая скорость;
 определять размер и массу Земли, расстояние до небесных тел и их масс по закону Кеплера;
 понимать и объяснять законы Кеплера и их связь с законом тяготения.
 применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;
 решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от
Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера
Обучающийся получит возможность научится:
 формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, использовать приобретённых знаний в повседневной
жизни.
«Строение Солнечной системы»
Обучающийся научится:
 воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
 воспроизводить определения терминов и понятий(конфигурация планет, синодический и сидерический периоды
обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые раз меры объекта, астрономическая единица);
 вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
 формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного)закона Кеплера;
 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Обучающийся получит возможность научится:
 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
 описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
 объяснять сущность астероидно кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
«Астрофизика и звездная астрономия»
Обучающийся научится:
 понимать основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура;
 понимать схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной
активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;

 понимать основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости, пульсирующие и взрывающиеся звезд,
порядок расстояния до звёзд;
 определять размеры звёзд;
 применять при решении задач единицы измерения расстояний: парсек, световой год;
 определять основные параметры состояния звёздного вещества: плотность, температуру, химический состав,
 применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд, применять основные положения
ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;
 решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям,
размерам и температурам;
 анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость».
Обучающийся получит возможность научится:
 находить на небе звёзды: альфы Малой Медведицы, альфы Лиры, альфы Лебедя, альфы Орла, альфы Ориона, альфы Близнецов, альфы
Возничего, альфы Малого Пса, альфы Большого Пса, альфы Тельца.
«Млечный Путь - наша Галактика»
Обучающийся научится:
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период —светимость»;
 распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные).
Обучающийся получит возможность научится:
 оценивать размеры галактики, структуру;
 пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; характеризовать ядро и спиральные рукава Галактик;
 характеризовать процесс вращения Галактики;
 пояснять сущность проблемы скрытой массы.
«Галактики»
Обучающийся научится:
 характеризовать основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;
 распознавать основные типы галактик, различия между ними;
 понимать примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла.
Обучающийся получит возможность научится:
 оценивать размеры галактики, структуру;
 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
 объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе.
«Строение и эволюция Вселенной»
Обучающийся научится:

 понимать понятие «фотометрический парадокс»;
 объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;
 объяснять необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь средней плотности материи с законом
расширения и геометрией Вселенной;
 определять радиус и возраст Вселенной.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира
«Современные проблемы астрономии»
Обучающийся научится:
 описывать явление ускоренного расширения Вселенной;
 понимать зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;
 объяснять условия возникновения планет около звёзд;
 описывать методы обнаружения экзопланет;
 формулировать проблемы поиска внеземных цивилизаций; уметь объяснять формулу Дрейка.
Обучающийся получит возможность научится:
 использовать знания, полученные по астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;
 обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
Введение в астрономию (1 ч)
Астрономия - наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной.
Астрометрия (5 ч)
Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария. Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные,

экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Эклиптика, точка
весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят
затмения, Сарос и предсказания затмений. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.
Небесная механика (3 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг
Солнца; годичный параллакс звёзд . Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел.Первая и вторая космические скорости;
оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете.
Строение Солнечной системы (7 ч)

Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта. Форма Земли,
внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли. Формирование поверхности Луны; природа приливов и
отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами . Физические свойства
Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планетыкарлики . Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. Современные
представления о происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры. Определение основных
характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен;
проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли. Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник
энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино. Определение основных характеристик звёзд; спектральная
классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной
последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики.Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их
массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные
звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них. Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства
остатков взрывов сверхновых звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и
взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды
в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений.
Млечный Путь - наша Галактика (3 ч)
Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура
Галактики. Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике. Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в
инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.
Галактики (3 ч)
Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной
материи в них. Природа активности галактик; природа квазаров. Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и
рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость
общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией
Вселенной; радиус и возраст Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной;
природы силы всемирного отталкивания. Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями
благоприятными для жизни. Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике;
поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».