муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (углублённый уровень) Классы: 10, 11 Количество часов в год: 102/102 Количество часов в неделю: 3/3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёныелингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 класс (102 часа) ВВЕДЕНИЕ В КУРС РУССОГО ЯЗЫКА 10 КЛАССА. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА. (1 ч.) Часть I Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. (4 ч.) Общие сведения о языке. Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе. Типы языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. В чем разница между языком и речью. Раздел 2. РЕЧЬ КАК ВИД КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (7 ч.) Речь как процесс коммуникативной деятельности. Речь. Формы речи. Монолог и его разновидности. Диалог и его разновидности. Раздел № 3. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) Правописание сложных слов. Раздел 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (8 ч.) Синтаксические единицы. Словосочетание как синтаксическая единица. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи Часть II Раздел № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (3 ч.) Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. Раздел 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч.) Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов.) Раздел 7. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) Употребление прописных и строчных букв. Раздел № 8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (6 ч.) Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое, типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Виды односоставных предложений. Часть III Раздел 9. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ И ОРФОГРАФИИ (2 ч.) Краткая история русской письменности и реформы русского письма Возникновение и дальнейшее использование славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. Раздел 10. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА (4 ч.) Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста Виды речевой деятельности. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование. Раздел 11. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи. Раздел 12. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (7 ч.) Второстепенные члены предложения. Дефис при одиночном приложении. Дефис при одиночном приложении. Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. Часть IV Раздел 13. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (11 ч.) Слово как лексическая единица. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия. Синонимия. Антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно русская и заимствованная лексика. Освоение заимствованных слов русским языком. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова и неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: диалектизмы, специальная лексика, жаргонизмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов. Фразеология русского языка: типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов; классификация фразеологизмов по происхождению. Раздел 14. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (4 ч.) Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи, деловые бумаги личного характера. Публицистический стиль речи. Стиль художественной литературы. Разговорный стиль речи. Раздел 15. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ Раздел 16. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (5 ч.) Общая характеристика сложных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Часть V Раздел 17. ФОНЕТИКА (6 ч.) Фонетическое членение речи. Ударение. Согласные звуки. Фонетические процессы в области согласных звуков. Гласные звуки. Фонетические процессы в области гласных звуков. Основные правила транскрибирования. Раздел 18. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (3 ч.) Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм. Орфоэпические нормы области произношения сочетания звуков, произношение сочетания согласных звуков в заимствованных словах. Орфография Употребление мягкого знака после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З / С -. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корнях слов. Синтаксис и пунктуация Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Морфемика и словообразование Основные виды морфем. Изменения в морфемном составе слова. Способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Русский речевой этикет. Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета. Раздел 19. ОРФОГРАФИЯ (3 ч.) Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов. Правописание И – Ы после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Раздел 20. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (5 ч.) Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. Часть VI Раздел 21. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (5 ч.) Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Раздел 22. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ (1 ч.) Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Раздел 23. ОРФОГРАФИЯ (3ч.) Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова Раздел 24. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (8 ч.) Бессоюзные сложные предложения. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. 11 КЛАСС (102 ЧАСА) Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса (1 ч.) Часть VII Раздел 25. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МОРФОЛОГИИ (1 ч.) Принципы классификации слов по частям речи. Междометия и звукоподражательные слова, как особые части речи. Раздел 26. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) Правописание НЕ со словами разных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ со словами разных частей речи. Раздел 27. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ (8 ч.) Правильность речи. Богатство речи. Чистота речи. Логичность речи. Точность, уместность, выразительность речи. Основные виды тропов. Фигуры речи. Раздел 28. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (3 ч.) Знаки препинания при обращениях и междометиях. Часть VIII Раздел 29. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (3 ч.) Предлог как служебная часть речи, разряды предлогов по происхождению, структуре, значению. Союз как служебная часть речи, разряды союзов по происхождению, структуре, употреблению, синтаксической функции. Частица как служебная часть речи, разряды частиц по значению. Раздел 30. ОРФОГРАФИЯ (3 ч.) Правописание предлогов, частиц, разграничение частиц НЕ и НИ Раздел 31. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 ч.) Употребление предлогов, частиц, союзов. Раздел 32. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 ч.) Вводные компоненты и знаки препинания при них. Отличия вводных компонентов от омонимичных членов предложения. Вставные конструкции, знаки препинания при них. Отличия вводных компонентов, вставных конструкций от омонимичных членов предложения. Часть IX Раздел 33. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (6 ч.) Имя существительное как часть речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория одушевлённости-неодушевлённости. Категория рода имён существительных. Несклоняемые существительные и определение рода несклоняемых существительных. Категория числа, категория падежа, трудности в определении падежей. Типы склонения имён существительных, разносклоняемые существительные. Словообразование имён существительных, переход слов других частей речи в имена существительные. Правописание безударных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Раздел 34. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание существительных на -uй, -ue, -ия, правописание формы poдительного падежа множественного числа у существительных на - ня, -ья, -ье, -ьё. Правописание безударных окончаний имён существительных, безударных окончаний имён существительных с суффиксами -ищ-,-ушк-, -юшк-, -ышк- ; словообразовательные суффиксы- имён существительных и их правописание: суффиксы субъективной оценки Раздел 35. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (2 ч.) Употребление форм имён существительных; варианты окончаний предложного падежа единственного числа неодушевлённых существительных мужского рода. Варианты окончаний имён существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Склонение географических названий на –о, особенности склонения имён, фамилий. Раздел 36. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (3 ч.) Основные синтаксические функции имён существительных. Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах предложения. Часть X Раздел 37. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч.) Лексико-грамматические разряды имён прилагательных, переход прилагательных из разряда в разряд. Полная и краткая форма качественных прилагательных, степени сравнения. Степени качества имён прилагательных, особенности склонения имён прилагательных. Словообразование прилагательных. Раздел 38. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание суффиксов имён прилагательных. Раздел 39. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 ч.) Употребление форм имён прилагательных Раздел 40. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИ (3 ч.) Основные синтаксические функции имён прилагательных. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Часть XI Раздел 41. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч.) Разряды числительных по составу, по значению. Переход числительных в разряд слов других частей речи Раздел 42. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Особенности склонения и правописания количественных, порядковых, собирательных числительных Раздел 43. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч.) Особенности употребления форм числительных. Раздел 44. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 ч.) Синтаксические функции имён числительных. Обособленные уточняющие дополнения и знаки препинания при них. Часть XII Раздел 45. МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (1 ч.) Разряды местоимений по значению. Переход частей речи в местоимения и переход местоимений в другие части речи, образование местоимений. Раздел 46. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание отрицательных и неопределённых местоимений. Раздел 47. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (2 ч.) Особенности употребления форм некоторых местоимений. Раздел 48. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (2 ч.) Основные синтаксические функции местоимений. Понятие сравнительного оборота, знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом КАК. Часть XIII Раздел 49. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (7 ч.) Инфинитив глагола, основы глагола. Категория вида глагола, способы образования видовых пар. Категория залога глагола, переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы. Категория наклонения, особенности употребления наклонения глагола. Категория времени, особенности употребления времени глагола. Категория лица. Безличные глаголы. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Образование глаголов. Раздел 50. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание глаголов. Раздел 51. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч.) Особенности употребления форм глаголов. Раздел 52. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 ч.) Синтаксическая функция глаголов. Знаки препинания при обособленных приложениях. Часть XIV Раздел 53. ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (4 ч.) Причастие как особая форма глагола. Формы причастия. Образование причастий. Склонение причастий. Краткие причастия. Переход причастий в разряд других частей речи. Раздел 54. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание действительных и страдательных причастий. Н и НН в суффиксах страдательных причастий, кратких прилагательных и наречий. Раздел 55. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч.) Особенности употребления форм причастий и причастных оборотов. Раздел 56. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (4 ч.) Синтаксическая функция причастий, нормативные принципы употребления причастных оборотов. Знаки препинания в предложениях с согласованными и несогласованными определениями. Часть XV Раздел 57. ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (2 ч.) Деепричастие как особая форма глагола. Вид деепричастий. Образование деепричастий. Переход деепричастий в другие части речи. Раздел 58. ОРФОГРАФИЯ (1 ч.) Правописание гласных перед суффиксами деепричастий Раздел 59. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (2 ч.) Особенности употребления деепричастных оборотов Раздел 60. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (2 ч.) Синтаксические функции деепричастий. Знаки препинания при обстоятельствах. Часть XVI Раздел 61. НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч.) Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Степени качества наречий. Словообразование наречий. Переход наречий в категорию слов других частей речи. Слова категории состояния. Раздел 62. ОРФОГРАФИЯ (2 ч.) Правописание суффиксов наречий. Дефисное, слитное, раздельное написание наречий и наречных словосочетаний. Раздел 63. НОРМЫ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (2 ч.) Особенности употребления форм наречий. Раздел 64. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (2 ч.) Синтаксическая функция наречий. Уточняющие обособленные члены предложения и знаки препинания при них. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»: Личностные результаты: Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом. Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам. Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии. Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову. Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении. Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; cпособность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры. Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 10 класс Десятиклассник на углублённом уровне научится: рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы видеть взаимосвязь единиц и уровней языка характеризовать единицы языка того или иного уровня анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи иметь представление об истории русского языкознания выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста оценивать стилистические ресурсы языка создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм осуществлять речевой самоконтроль оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы Десятиклассник на углубленном уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте выделять и описывать социальные функции русского языка проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст создавать тексты определённого стиля в различных жанрах выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка Предметные результаты: 11 класс Выпускник на углублённом уровне научится: рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы видеть взаимосвязь единиц и уровней языка характеризовать единицы языка того или иного уровня анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи иметь представление об истории русского языкознания выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию оценивать стилистические ресурсы языка создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст характеризовать основные аспекты культуры речи соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм осуществлять речевой самоконтроль оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте выделять и описывать социальные функции русского языка проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст создавать тексты определённого стиля в различных жанрах выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: Русский язык 10 КЛАСС Всего в году - 102 ч. (из расчета 3 ч. в неделю) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Количество часов Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование (безоценочное). Анализ результатов и составление карты индивидуальных ошибок на последующих уроках СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 Модуль 1. Общие сведения о языке Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка Взаимосвязь языка и мышления. Язык как знаковая система 1 Естественные и искусственные языки. Разновидности искусственных языков. Единицы и уровни языковой системы. Разница между языком и речью РР Обучение написанию сочинения. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности Речь. Формы речи Монологическая и диалогическая речь 1 Разновидности монологических высказываний с точки 1 Учёт рабочей программы воспитания 1 1 8 сентября Международный день распространения грамотности. Отмечается с 1967 г. по решению ЮНЕСКО 1 1 1 22 сентября — 120 лет со дня рождения языковеда, лексикографа, составителя толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова (1900– 1964) 9. 10. 11. 12. 13. 14. зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения Организация групповой дискуссии на актуальную тему РР Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках Модуль 3. Орфография Правописание сложных слов Модуль 4. Синтаксис и пунктуация 15. Словосочетание как синтаксическая единица. Синтаксический анализ словосочетания: строение, типы, виды грамматической связи. 16. Особенности управления некоторых грамматических форм 17. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении 18. Основы русской пунктуации 19. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании 20. Итоговый контроль по блоку 1, анализ его 21. результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 Модуль 5. Становление и развитие русского языка 22. Происхождение русского языка 23. Этапы развития русского литературного языка 24. РР Обучение написанию сочинения. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности 25. Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте 26. Функционально-смысловые типы речи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. (текстов). Комплексный анализ текста. Конструирование текста Модуль 7. Орфография Употребление прописных и строчных букв Модуль 8. Синтаксис и пунктуация Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное Согласование подлежащего и сказуемого Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения. Разновидности именных односоставных предложений Итоговый контроль по блоку 2, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование РР Обучение написанию сочинения. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках Модуль 11. Орфография Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи Модуль 12. Синтаксис и пунктуация Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство Дефис при одиночном приложении Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения Итоговый контроль по блоку 3, анализ его результатов и определение способов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся РР Обучение написанию сочинения. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 Модуль 13. Лексика и фразеология Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. Типы лексических значений слова Омонимы и паронимы Лексические омонимы и смежные с ними явления: омофоны, омоформы, омографы Синонимия. Антонимия Эмоционально-экспрессивная лексика Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления Диалекты как часть общенародного языка Формирование и развитие русской лексики: исконно русская; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова — историзмы и архаизмы; неологизмы Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности РР Обучение написанию сочинениярассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 14. Функциональные стили речи Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 62. Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля 1 63. Особенности языка художественной литературы; анализ текста художественного произведения Стиль устной речи — разговорный стиль и его особенности Модуль 15. Орфография Правописание приставок при-/преМодуль 16. Синтаксис и пунктуация Общая характеристика сложных предложений Сложносочинённые предложения 1 Знаки препинания в сложносочинённых предложениях Итоговый контроль по блоку 4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 Модуль 17. Фонетика Фонетика. Единицы фонетики. Понятие фонемы. Устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки Артикуляционная классификация согласных звуков Артикуляционная классификация гласных звуков Законы русского слогоделения и правила переноса РР Обучение написанию сочинениярассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 18. Нормы русского литературного языка Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы 1 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 8 февраля — День российской науки (В этот день в 1724 году Пётр I подписал указ об основании в России Академии наук) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 февраля — Международный день родного языка (Отмечается с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО) 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. Формирование орфоэпических норм Комплексный анализ текста Модуль 19. Орфография Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных ъ и ь знаков Правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную Правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости Модуль 20. Синтаксис и пунктуация Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Типы соподчинения/подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями Итоговый контроль по блоку 5, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 Модуль 21. Морфемика и словообразование Основные виды морфем. Словообразовательные и формообразующие морфемы. Нулевые морфемы Основа слова. Изменения в морфемном составе слова Способы словообразования Процессы, сопровождающие словообразование РР Обучение написанию сочинениярассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 22. Русский речевой этикет Национальная специфика этикета 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 мая — День славянской письменности и культуры (Отмечается с 1986 года в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия) 1 100. Правила и нормы речевого этикета Модуль 23. Орфография Правописание чередующихся гласных в корнях слов Правописание о/ё после шипящих и ц в разных морфемах Правописание и/ы после ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова Модуль 24. Синтаксис и пунктуация Бессоюзные сложные предложения Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи ПА Итоговая контрольная работа 101. 102. Анализ итоговой контрольной работы Резервный урок 1 1 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 1 1 1 1 1 1 1 Русский язык 11 КЛАСС Всего в году - 102 ч. (из расчета 3 ч. в неделю) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема Введение в курс русского языка 11 класса. Цель изучения курса Входное диагностическое тестирование (безоценочное) в формате ЕГЭ. Анализ результатов и составление карты индивидуальных ошибок на последующих уроках Учебный блок 7 Модуль 25. Принципы классификации слов по частям речи. Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова Модуль 26. Орфография Правописание не со словами разных частей речи Трудные случаи правописания не со словами разных частей речи Модуль 27. Основные качества хорошей речи Правильность речи Количество часов Учёт рабочей программы воспитания 1 1 1 1 1 8 сентября Международный день распространения грамотности 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Богатство речи Чистота речи Логичность речи Точность речи Уместность речи Выразительность речи Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ Модуль 28. Синтаксис и пунктуация Знаки препинания при междометиях Знаки препинания в предложениях, осложненных обращением Итоговый контроль по блоку 7 Анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Учебный блок 8 Модуль 29. Служебные части речи Предлог как служебная часть речи; разряды предлогов по структуре: простые, составные и сложные; разряды предлогов по происхождению: первообразные и производные; разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые, объектные, уступительные и др. Союз как служебная часть речи; разряды союзов по происхождению: первообразные, производные; по структуре: простые, составные; по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по синтаксической функции: сочинительные и подчинительные Частица как служебная часть речи; разряды частиц по значению: смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные, формообразующие, словообразующие Модуль 30. Орфография Правописание предлогов. Правописание союзов и союзных слов Правописание частиц (кроме не и ни); различие значений частиц не и ни; особенности правописания оборотов не кто иной, как; не что иное, как; никто 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. иной… не…, ничто иное… не… и др. Модуль 31. Нормы языка и культура речи Употребление предлогов с одним и несколькими падежами; особенности употребления частиц в устной и письменной речи; нормы употребления союзов в простых осложненных предложениях и в сложных союзных предложениях Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих урока Модуль 32. Синтаксис и пунктуация Знаки препинания при вводных компонентах, вводных словах и предложениях, при вставных конструкциях. Отличие вводных компонентов от омонимичных членов предложения. Функции вводных компонентов в предложении Итоговый контроль по блоку 8 Анализ результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 9 Модуль 33. Имя существительное как часть речи Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имена существительные собственные и нарицательные. Категории рода, числа, падежа. Склонение имен существительных Существительные конкретные и неконкретные (отвлеченные, собирательные, вещественные). Категория одушевленности/неодушевленности Категория рода; выражение и способы определения рода, распределение по родам склоняемых существительных, существительные общего рода, колебания в роде имен существительных Категория числа; категория падежа, трудности в определении падежей Типы склонения имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые существительные. Определение рода несклоняемых существительных Словообразование имен существительных, переход слов других частей речи в имена существительные Модуль 34. Орфография Правописание существительных на -ий, -ие, ия; правописание формы родительного падежа множественного числа у существительных на ня, -ья, -ье, -ье. Правописание безударных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19.11 - 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. окончаний имен существительных, безударных окончаний имен существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-, -юшк-, -ышк-; словообразовательные суффиксы имен существительных и их правописание: суффиксы субъективной оценки -ец-, -иц-, чик-, -щик-, -от-, -ет-, -изн-, -еств- и др. Модуль 35. Нормы языка и культура речи Употребление форм имен существительных: варианты окончаний предложного падежа единственного числа неодушевленных существительных мужского рода; варианты окончаний собственных имен существительных с суффиксами -ин-/-ын-, -ов/-ев- в творительном падеже. Варианты окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа; варианты окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа мужского рода. Варианты падежных окончаний собственных имен существительных (географических названий) на -о; особенности склонения имен и фамилий Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 36. Синтаксис и пунктуация Основные синтаксические функции имен существительных. Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах предложения Итоговый контроль по блоку 9 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 10 Модуль 37. Имя прилагательное как часть речи Лексико-грамматические разряды имен прилагательных; взаимопереход имен прилагательных из разряда в разряд. Полная и краткая форма качественных имен прилагательных; степени сравнения качественных имен прилагательных. Склонение имен прилагательных; особенности склонения качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных Степени качества имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных; переход слов других частей речи в разряд имен прилагательных; переход имен Ломоносова, поэта, учёного (1711- 1785) 1 1 1 1 1 1 1 1 22.11 - 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), русского писателя, этнографа, лексикографа 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. прилагательных в разряд существительны Модуль 38. Орфография Правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-, -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -оват-, -еват-, -инск, -енскМодуль 39. Нормы языка и культура речи Правильность речи: варианты форм полных и кратких прилагательных; употребление форм степеней сравнения качественных имен прилагательных Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 40. Синтаксис и пунктуация Основные синтаксические функции имен прилагательных. Однородные и неоднородные определения и знаки препинания при них Итоговый контроль по блоку 10 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 11 Модуль 41. Имя числительное как часть речи Классификация числительных по составу: простые, сложные, составные. Грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые Переход имен числительных в разряд слов других частей речи Модуль 42. Орфография Правописание количественных и порядковых (простых, составных, сложных) числительных; правописание числительных, входящих в состав сложных имен прилагательных Модуль 43. Нормы языка и культура речи Употребление форм имен числительных: особенности сочетания числительных с именами существительными; нормативное употребление собирательных и дробных числительных; особенности употребления числительных в составе сложных слов Модуль 44. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции имен числительных Обособленные уточняющие дополнения (ограничительно-выделительные обороты со словами кроме, помимо, исключая и т. п.). Пунктуационное оформление предложений с обособленными уточняющими дополнениями Итоговый контроль по блоку 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 12 Модуль 45. Местоимение как часть речи Разряды местоимений по значению; особенности склонения местоимений. Переход слов других частей речи в разряд местоимений и местоимений в разряд служебных слов. Словообразование местоимений Модуль 46. Орфография Правописание отрицательных и неопределенных местоимений Модуль 47. Нормы языка и культура речи Особенности употребления личных местоимений, в том числе в качестве местоимений связи; употребление форм возвратного местоимения себя и притяжательных местоимений; разграничение оттенков значений определительных местоимений; особенности употребления неопределенных местоимений Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 48. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции местоимений; понятие сравнительного оборота Знаки препинания при сравнительных оборотах и других конструкциях с союзом как Итоговый контроль по блоку 12 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 13 Модуль 49. Глагол как часть речи Основные морфологические признаки глагола. Инфинитив глагола; основы глагола: основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени и их участие в образовании глагольных форм Категория вида глагола; способы образования видовых пар; одновидовые глаголы. Категория залога глагола. Глаголы переходные и непереходные; возвратные глаголы Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Категория наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. Особенности употребления наклонений глаголов Категория времени: настоящее, прошедшее, будущее. Категория лица; особенности категории лица глаголов; безличные глаголы Спряжение глаголов; разноспрягаемые глаголы Словообразование глаголов Модуль 50. Орфография Правописание безударных личных окончаний глагола; различение форм 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений; употребление ь в глаголах. Правописание суффиксов -ова-/-ева, ива-/ -ыва-; правописание суффиксов -и-/-е- в глаголах с приставками обез-/обес-; правописание глаголов прошедшего времени Модуль 51. Нормы языка и культура речи Употребление форм глаголов: особенности образования и синонимия некоторых личных форм глагола; варианты видовых форм глагола; синонимия возвратных и невозвратных форм глагола Модуль 52. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции глаголов, функции инфинитива глагола Знаки препинания при обособленных приложениях Итоговый контроль по блоку 13 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 14 Модуль 53. Причастие как часть речи Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени Краткие причастия Особенности образования причастий Склонение причастий; переход причастий в категорию имен прилагательных и имен существительных Модуль 54. Орфография Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени, -н-/-нн- в суффиксах страдательных причастий, кратких прилагательных и наречий (обобщение) Модуль 55. Нормы языка и культура речи Употребление форм причастий: варианты форм причастий Модуль 56. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции причастий; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 февраля – Международный день родного языка (Отмечается с 2000 г. по инициативе ЮНЕСКО) 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. нормативные принципы употребления причастных оборотов Знаки препинания в предложениях при обособленных согласованных и несогласованных определениях Итоговый контроль по блоку 14 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 15 Модуль 57. Деепричастие как часть речи Деепричастия совершенного и несовершенного вида; образование деепричастий; переход деепричастий в категорию наречий и служебных частей речи Модуль 58. Орфография Правописание суффиксов деепричастий; обобщающее повторение правописания суффиксов глаголов и причастий (кроме н-/нн-) Модуль 59. Нормы языка и культура речи Употребление форм деепричастий; варианты форм деепричастий Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 60. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции деепричастий; знаки препинания при обособленных обстоятельствах Итоговый контроль по блоку 15 Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся Содержательный учебный блок 16 Модуль 61. Наречие как часть речи Наречия и слова категории состояния. Классификация наречий по словообразовательной структуре: непроизводные и производные. Степени сравнения наречий Семантические разряды наречий: местоименные, определительные, обстоятельственные. Степени качества наречий; словообразование наречий. Переход наречий в разряд слов других частей речи Слова категории состояния как часть речи Модуль 62. Орфография Правописание суффиксов наречий Дефисное, слитное, раздельное написание 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 96. 97. 98. наречий и наречных сочетаний Модуль 63. Нормы языка и культура речи Нормы образования и употребления формы сравнительной степени наречий; трудности формообразования наречий; трудности ударения в наречиях Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале художественного текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках Модуль 64. Синтаксис и пунктуация Синтаксические функции наречий Уточняющие обособленные члены предложения; пунктуационное оформление предложений, осложненных уточняющими обособленными членами Итоговый контроль по блокам 7—16 в формате ЕГЭ 100. Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся 101. Повторение изученного в 11 классе 102. Анализ итоговой работы 99. 1 1 1 1 1 1 1 24 мая – День славянской письменности и культуры (Отмечается с 1986 г. в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия)