РП по физике 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Физика»

Класс 10, 11
Кол-во часов в год: 102/102
Кол-во часов в неделю: 3/3

г. Архангельск
2023-2024г.г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физика»
Личностные результаты:
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и
компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности
и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и
ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том
числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способности к сопереживанию и формированию позитивного
отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное

отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирование
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной
земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к
эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к
защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность
обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Метапредметные результаты:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной
деятельностью и подчиняться).
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами);
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т. д.);
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
10 класс
«Введение. Физика и естественно научный метод познания природы»
Обучающийся научится:
 давать определения понятиям: базовые физические величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире,
элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;
 называть базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаимодействий. Их характеристики,
радиус действия;
 делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зависимостей между физическими
величинами;
 интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий.
«Механика»
Обучающийся научится:

 давать определения понятиям: механическое движение, материальная точка, тело отсчета, система координат, равномерное прямолинейное
движение, равноускоренное и равнозамедленное движение, равнопеременное движение, вращательное движение; инерциальная и
неинерциальная система отсчёта, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения; вес тела, сила
трения покоя, сила трения скольжения, сила трения качения; замкнутая система; реактивное движение; устойчивое, неустойчивое,
безразличное равновесия; потенциальные силы, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физическим величинам: механическая
работа, мощность, энергия, потенциальная, кинетическая и полная механическая энергия; равновесие материальной точки, равновесие твердого
тела, момент силы; давление, равновесие жидкости и газа;
 формулировать законы Ньютона, принцип суперпозиции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука; законы сохранения импульса и энергии
с учетом границ их применимости; условия равновесия; закон Паскаля, Закон Архимеда;
 использовать для описания механического движения кинематические величины: перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и
относительная скорость, мгновенное и центростремительное ускорение;
 называть основные понятия кинематики;
 воспроизводить опыты Галилея для изучения свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускорения свободного падения;
условия равновесия жидкости и газа, условия плавания тел;
 делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе; о механизме возникновения силы упругости с помощью
механической модели кристалла; о преимуществах использования энергетического подхода при решении ряда задач динамики;
 описывать опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон
инерции), эксперимент по измерению трения скольжения;
 прогнозировать влияние невесомости на поведение космонавтов при длительных космических полетах;
 применять полученные знания в решении задач.
 применять полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
 характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении
этих проблем;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели (материальная точка,
математический маятник), используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
 объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

«Молекулярная физика и термодинамика»
Обучающийся научится:
 давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа; температура газа,
абсолютный ноль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы; теплообмен, теплоизолированная система,
тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс, физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, коэффициент
полезного действия теплового двигателя, молекула, атом, «реальный газ», насыщенный пар;
 понимать смысл величин: относительная влажность, парциальное давление;
 называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения вещества;
 воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейрона - Менделеева, закон ГейЛюссака, закон Шарля.
 формулировать условия идеального газа, описывать явления ионизации; первый и второй законы термодинамики;
 использовать статистический подход для описания поведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических
и макроскопических параметров;
 классифицировать агрегатные состояния вещества;
 характеризовать изменение структуры агрегатных состояний вещества при фазовых переходах;
 описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие устанавливать для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и
температурой; описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии при совершении работы;
 объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории; особенность температуры как параметра состояния системы;
 применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды; для
объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, движение, сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
 характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении
этих проблем;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
 объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

«Основы электродинамики»
Обучающийся научится:
 давать определения понятиям: точечный заряд, электризация тел; электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии
напряженности электрического поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд,
напряженность электрического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды; электрический ток, постоянный электрический
ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников; физическим
величинам: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока;
 формулировать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, границы их применимости; закон Фарадея;
 объяснять условия существования электрического тока; условия существования электрического тока в металлах, полупроводниках, жидкостях
и газах;
 понимать основные положения электронной теории проводимости металлов, как зависит сопротивление металлического проводника от
температуры;
 называть основные носители зарядов в металлах, жидкостях, полупроводниках, газах и условия при которых ток возникает;
 описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению
электроемкости конденсатора; демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие
электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и
напряжения с помощью амперметра и вольтметра;
 применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств.
 использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля - Ленца для расчета электрических цепей.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей.
 самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств.
11 класс
«Основы электродинамики»
Обучающийся научится:
 давать определения понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле, Сила Ампера, сила Лоренца, явление
электромагнитной индукции, магнитный поток, ЭДС индукции , индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции;
 давать определение единица индукции магнитного поля;
 перечислять основные свойства магнитного поля;

 изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого проводника с током, катушки с током;
 наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на движущуюся

заряженную частицу;
 формулировать закон Ампера, границы его применимости;
 определять направление линий магнитной индукции магнитного поля с помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера и
силы Лоренца с помощью правила левой руки;
 применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач;
 перечислять типы веществ по магнитным свойствам, называть свойства диа-, пара- и ферромагнетиков;
 измерять силу взаимодействия катушки с током и магнита;
 распознавать, воспроизводить, наблюдать явление электромагнитной индукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении
явления; наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца;
 формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, границы его применимости;
 исследовать явление электромагнитной индукции.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение,
сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
«Колебания и волны»
Обучающийся научится:

 давать определения: колебания, колебательная система, механические колебания, гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания,
вынужденные колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза, электромагнитные колебания, колебательный

контур, свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, переменный электрический ток, активное
сопротивление, действующее значение силы тока, действующее значение напряжения, трансформатор, коэффициент трансформации,
механическая волна, поперечная волна, продольная волна, скорость волны, длина волны, фаза волны, звуковая волна, громкость звука, высота
тона, тембр, отражение, преломление, поглощение, интерференция механических волн, когерентные источники, стоячая волна, акустический
резонанс, электромагнитное поле, вихревое электрическое поле, электромагнитные волны, скорость волны, длина волны, фаза волны,
отражение, преломление, поглощение, интерференция, дифракция, поперечность, поляризация электромагнитных волн, радиосвязь,
радиолокация, амплитудная модуляция, детектирование;





перечислять условия возникновения колебаний, приводить примеры колебательных систем;
описывать модели: пружинный маятник, математический маятник;
перечислять виды колебательного движения, их свойства;
распознавать, воспроизводить, наблюдать гармонические колебания, свободные, колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс,

электромагнитные волны, излучение, прием, отражение, поглощение, интерференцию, дифракцию. Поляризацию электромагнитных волн;

 перечислять способы получения свободных и вынужденных механических колебаний;
 составлять уравнение механических колебаний, записывать его решение, определять по уравнению колебательного движения параметры колебания;
 представлять зависимость смещения от времени при колебаниях математического и пружинного маятника графически, определять по графику
характеристики: амплитуду, период и частоту;
 находить в конкретных ситуациях значения периода математического и пружинного маятника, энергии маятника;
 объяснять превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине;
 исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины;
 исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы.
 записывать формулу Томсона; вычислять с помощью формулы Томсона период и частоту свободных электромагнитных колебаний; определять

период, частоту, амплитуду колебаний в конкретных ситуациях, закон Ома для цепи переменного тока;
 перечислять свойства и характеристики механических волн, электромагнитных волн;
 называть характеристики волн: скорость, частота, длина волны, разность фаз волн;
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение,
сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств.
«Оптика»
Обучающийся научится:
 давать определения понятий: свет, корпускулярно-волновой дуализм света, геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение
света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления, относительный показатель преломления,
абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света,
дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет, плоскополяризованный свет, тепловое излучение, электролюминесценция,
катодолюминесценция, хемиолюминесценция, фотолюминесценция, сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр
поглощения, спектральный анализ;
 описывать методы измерения скорости света;
 перечислять свойства световых волн, виды спектров;
 распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию
световых волн, сплошной спектр, линейчатый спектр, полосатый спектр, спектр излучения и спектр поглощения;
 формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, границы их применимости;
 строить ход лучей в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, тонкой линзе;
 строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе;
 перечислять виды линз, их основные характеристик – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила;

 находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла преломления, относительного показателя преломления,
абсолютного показателя преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы, увеличения линзы, периода
дифракционной решетки, положения интерференционных и дифракционных максимумов и минимумов;
 записывать формулу тонкой линзы, находить в конкретных ситуациях с ее помощью неизвестные величины;
 перечислять виды электромагнитных излучений, их источники, свойства, применение;
 сравнивать свойства электромагнитных волн разной частоты.
 экспериментально определять показатель преломления среды, фокусное расстояние собирающей линзы, длину световой волны с помощью
дифракционной решетки;
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение,
сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
Основы специальной теории относительности
Обучающийся научится:
 давать определения понятий: событие, постулат, инерциальная система отчета, время, длина тела, масса покоя, инвариант, энергия покоя;
 объяснять противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла и причины появления СТО;
 формулировать постулаты СТО;
 формулировать выводы из постулатов СТО
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
Квантовая физика
Обучающийся научится:
 давать определения понятий: фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта,
массовое число, нуклоны, ядерные силы, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер, радиоактивность, период
полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения
нейтронов, критическая масса, реакторы-размножители, термоядерная реакция;
 распознавать, наблюдать явление фотоэффекта;
 описывать опыты Столетова, Резерфорда, Томсона;
 формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта;







анализировать законы фотоэффекта;
записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью неизвестные величины;
рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры;
формулировать квантовые постулаты Бора; объяснять линейчаты спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора;
сравнивать свойства протона и нейтрона, описывать протонно-нейтронную модель ядра, определять состав ядер различных элементов с
помощью таблицы Менделеева; изображать и читать схемы атомов;
 вычислять дефект масс, энергию связи и удельную энергию связи конкретных атомных ядер; анализировать связь удельной энергии связи с
устойчивостью ядер;
 перечислять виды радиоактивного распада атомных ядер, сравнивать свойства альфа-, бета- и гамма-излучений; записывать правила смещения
при радиоактивных распадах; определять элементы, образующиеся в результате радиоактивных распадов;
 записывать, объяснять закон радиоактивного распада, указывать границы его применимости; определять в конкретных ситуациях число
нераспавшихся ядер, число распавшихся ядер, период полураспада;
 записывать ядерные реакции, определять продукты ядерных реакций, рассчитывать энергический выход ядерных реакций;
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
Строение Вселенной
Обучающийся научится:
 давать определения понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение,
склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное затмение, планеты земной группы,
планеты-гиганты, астероид, метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец, пульсар, нейтронная звезда, протозвезда, сверхновая
звезда, галактика, квазар, красное смещение, теория Большого взрыва, возраст Вселенной;
 выделять особенности системы Земля-луна, распознавать, моделировать лунные и солнечные затмения, объяснять приливы и отливы;
 описывать строение Солнечной системы, перечислять планеты и виды малых тел;
 перечислять типичные группы звезд, основные физические характеристики звезд, описывать эволюцию звезд от рождения до смерти;
 называть самые яркие звезды и созвездия, перечислять виды галактик, выделять Млечный путь среди других галактик, определять месть
Солнечной системы в ней.
Обучающийся получит возможность научится:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и
процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
 характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение,
сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Раздел 1 «Физика и естественно научный метод познания природы» (2 ч)
Физика — фундаментальная наука о природе. Объекты изучения физики. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Физические
законы. Границы применимости физических законов. Физические теории и принцип соответствия. Измерение физических величин. Погрешности
измерений физических величин. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей.
Физика и культура.
Раздел 2 «Механика» (48 ч)
Кинематика (13ч)
Система отсчета. Важнейшие кинематические характеристики — перемещение, скорость, ускорение. Кинематические уравнения. Различные
способы описания механического движения. Основная (прямая) и обратная задачи механики. Основные модели тел и движений. Поступательное и
вращательное движения тела. Равномерное и равноускоренное прямолинейные движения. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного
под углом к горизонту. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Кинематика движения по окружности.
Лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.
2. Исследование движения тела, брошенного горизонтально.
Динамика (16 ч)
Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Инертность. Масса. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон
Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. Сила
тяжести. Законы механики и движение небесных тел. Законы Кеплера. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Сила
трения. Сила сопротивления среды. Динамика движения по окружности.
Лабораторные работы
3. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
4. Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением.
5. Измерение коэффициента трения скольжения.
Законы сохранения в механике (12 ч)
Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивные двигатели. Успехи в освоении
космического пространства. Центр
масс. Теорема о движении центра масс. Работа силы. Мощность. КПД механизма. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Теорема об
изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Механическая энергия системы. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно
неупругое и абсолютно упругое соударения тел.
Статика. Законы гидро- и аэростатики (7 ч)
Равновесие материальной точки. Условие равновесия твердых тел. Плечо и момент силы. Центр тяжести твердого тела. Виды равновесия твердого
тела. Давление. Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Движение жидкостей и газов. Уравнение
Бернулли. Технические применения уравнения Бернулли. Подъемная сила крыла самолета.

Лабораторная работа № 1. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».
Лабораторная работа № 2. «Изучение движения тела по окружности».
Лабораторная работа № 3. «Измерение жесткости пружины».
Лабораторная работа № 4. «Измерение коэффициента трения скольжения».
Лабораторная работа № 5. «Изучение закона сохранения механической энергии».
Лабораторная работа № 6. «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».
Контрольная работа № 1. «Кинематика точки и твердого тела»
Контрольная работа № 2. «Динамика. Законы механики Ньютона. Силы в механике».
Контрольная работа № 3. «Законы сохранения в механике. Статика».
Раздел 3 «Молекулярная физика и термодинамика» (32 ч)
Основы молекулярно-кинетической теории (15 ч)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) и ее экспериментальные обоснования. Строение вещества. Масса и размеры молекул. Постоянная
Авогадро. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твердых тел.
Модель идеального газа. Статистическое описание идеального газа. Тепловое (термодинамическое) равновесие. Температура. Измерение
температуры. Шкалы температур.
Свойства газов. Изопроцессы. Газовые законы. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц
вещества. Постоянная Больцмана.
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа (уравнение
Менделеева—Клапейрона). Универсальная газовая постоянная. Внутренняя энергия идеального газа. Измерение скоростей молекул газа.
Свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание и несмачивание. Капиллярные явления. Тепловое расширение жидкостей.
Кристаллические и аморфные тела. Тепловое расширение твердых тел.
Лабораторные работы
6. Изучение изотермического процесса.
7. Изучение уравнения состояния идеального газа.
Основы термодинамики (9 ч)
Работа и теплообмен как способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Уравнение теплового
баланса. Закон сохранения энергии. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатический
процесс. Теплоемкость газа в изопроцессах. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.
Тепловы машины. Принцип действия теплового двигателя. Цикл Карно. Идеальная холодильная машина. Экологические проблемы использования
тепловых машин.
Изменения агрегатных состояний вещества (8 ч)

Агрегатные состояния вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение жидкости. Удельная теплота парообразования жидкости.
Влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха. Изотерма реального газа. Плавление и кристаллизация вещества. Удельная
теплота плавления вещества.
Лабораторные работы
8. Измерение относительной влажности воздуха.
9. Измерение температуры кристаллизации и удельной температуры плавления вещества.
Лабораторная работа № 7 «Экспериментальная проверка закона Гей -Люссака».
Контрольная работа №4 «Молекулярная физика и термодинамика».
Раздел 4 «Основы электродинамики» (16 ч)
Электростатика (16 ч)
Электрический заряд. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Электроскоп. Электрометр. Закон сохранения электрического
заряда. Точечные заряды. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
Линии напряженности электрического поля. Напряженность поля различной конфигурации зарядов. Проводники в электростатическом поле.
Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.
Работа кулоновских сил. Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Потенциал поля различной конфигурации зарядов. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора.
Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля.
Лабораторная работа
10. Измерение электрической емкости конденсатора.
Повторение (3 ч)
11 класс
Раздел 1 «Электродинамика» (33 ч. продолжение)
Постоянный электрический ток (11 ч)
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Скорость упорядоченного движения электронов в металлическом проводнике.
Сила тока. Источники тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Зависимость
удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников. Работа и мощность
электрического тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи,
содержащего ЭДС. Реостат. Потенциометр. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления.
Лабораторная работа
1.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Контрольная работа №1 по теме «Постоянный электрический ток».
Электрический ток в средах (9 ч)

Электрический ток в металлах, растворах и расплавах электролитов. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрический ток в газах.
Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Различные типы самостоятельного разряда. Плазма. Электрический ток в вакууме. Вакуумный
диод. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Электронно-дырочный переход.
Лабораторная работа
2. Изготовление гальванического элемента и испытание его в действии.
3. Исследование зависимости сопротивления полупроводника от температуры.
Контрольная работа №2 по теме «Электрический ток в средах».
Магнитное поле (8 ч)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии
магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Закон Ампера. Электродвигатель постоянного тока.
Электроизмерительный прибор магнитоэлектрической системы. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф. Циклотрон. Магнитный щит Земли. Магнитные свойства вещества.
Строение ферромагнитных веществ.
Контрольная работа №3 по теме «Магнитное поле».
Электромагнитная индукция (5 ч)
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.
Правило Ленца. ЭДС индукции в движущемся проводнике. Самоиндукция. Индуктивность контура. Энергия магнитного поля тока.
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитная индукция».
Раздел 2 «Колебания и волны» (46 ч)
Механические колебания и волны (12 ч)
Условия возникновения механических колебаний. Две модели колебательных систем. Кинематика колебательного движения. Гармонические
колебания. Динамика колебательного движения. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные
колебания. Резонанс. Механические волны. Волны в среде. Звук.
Контрольная работа №5 по теме «Механические колебания и волны».
Лабораторные работы
4. Исследование колебаний пружинного маятника.
5. Исследование колебаний нитяного маятника.
6. Определение скорости звука в воздухе.
Электромагнитные колебания и волны (12 ч)
Электромагнитные колебания и волны. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Процессы при
гармонических колебаниях в колебательном контуре. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Резистор в цепи переменного
тока. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи
переменного тока. Резонанс в цепи переменного тока. Трансформатор. КПД трансформатора. Производство, передача и использование энергии.

Электромагнитное поле. Опыты Герца. Свойства электромагнитных волн. Интенсивность электромагнитной волны. Спектр электромагнитных
волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Контрольная работа № 6 по теме «Электромагнитные колебания и волны».
Законы геометрической оптики (9 ч)
Геометрическая оптика. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон
преломления волн. Полное внутреннее отражение света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в
тонких линзах. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Контрольная работа №7 по теме «Законы геометрической оптики».
Волновая оптика (10 ч)
Измерение скорости света. Дисперсия света. Опыты Ньютона. Принцип Гюйгенса. Интерференция волн. Интерференция света. Когерентные
источники света. Опыт Юнга. Кольца Ньютона. Интерференция в тонких пленках. Просветленная оптика. Дифракция света. Принцип Гюйгенса Френеля. Дифракционная решетка. Поляризация световых волн.
Лабораторные работы
7. Определение скорости света в веществе.
8. Исследование явлений интерференции и дифракции света.
Контрольная работа №8 по теме «Волновая оптика».
Элементы теории относительности (3 ч)
Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты специальной теории относительности. Относительность
одновременности событий, промежутков времени и расстояний. Масса, импульс и энергия в специальной теории относительности. Формула
Эйнштейна.
Раздел 3. Квантовая физика. Астрофизика (22 ч)
Квантовая физика. Строение атома (7 ч)
Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Постоянная Планка. Внешний фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Давление света. Опыты Лебедева. Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза
де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и излучение света атомом. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.
Линейчатые спектры. Лазеры.
Лабораторные работы
9. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров.
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (11 ч)
Методы регистрации заряженных частиц. Естественная радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон
радиоактивного распада. Изотопы. Правила смещения для альфа-распада и бета-распада. Искусственная радиоактивность. Протонно-нейтронная
модель атомного ядра. Ядерные реакции. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Ядерная

энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Экологические проблемы использования ядерной энергии. Применение
радиоактивных изотопов. Термоядерные реакции. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Классификация элементарных частиц. Кварки. Фундаментальные взаимодействия.
Контрольная работа № 9 по теме «Квантовая физика».
Лабораторные работы
10. Измерение естественного радиационного фона.
Контрольная работа по теме «Квантовая физика».
Элементы астрофизики (4 ч)
Солнечная система. Луна и спутники планет. Карликовые планеты и астероиды. Кометы и метеорные потоки. Солнце. Звезды. Диаграмма
Герцшпрунга - Рассела и эволюция звезд. Переменные, новые и сверхновые звезды. Экзопланеты. Наша Галактика. Звездные скопления. Другие
галактики. Пространственно-временны́е масштабы наблюдаемой Вселенной. Закон Хаббла. Крупномасштабная структура Вселенной.
Представления об эволюции Вселенной. Элементы теории Большого взрыва. Темная материя и темная энергия.
Повторение (1 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».