муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» Классы: 10,11 Количество часов в год: 36/68 Количество часов в неделю:2/2 2023-2024 г.г. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» Личностные результаты: -воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна); -формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; -готовность к служению Отечеству, его защите; -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; -толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; -принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; -бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать первую помощь; -осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; -сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности; -ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. -личностные результаты отражаются в готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Они проявляются в способностях ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме. К ним относятся сформированная мотивация к обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и социальных отношений, ценностносмысловые установки, правосознание и экологическая культура. Метапредметные результаты -умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; # владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; -готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентирваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; -умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; -умение определять назначение и функции различных социальных институтов; -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; -владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности. Предметные результаты 10 класс -умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); -овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний; -овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; -владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; -овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности. Учащиеся должны уметь объяснять: -роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений; -роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Учащиеся должны уметь характеризовать: - индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями; особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью; особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности; -особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; -особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. Учащиеся должны уметь соблюдать правила: -личной гигиены и закаливания организма; -организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом; -культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; -профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; -экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Учащиеся должны уметь осуществлять: -самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленностью; -контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; # приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах; -приёмы массажа и самомассажа; занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; # судейство соревнований по одному из видов спорта. Учащиеся должны уметь составлять: - индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Учащиеся должны уметь определять: - уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СКОРОСТНЫЕ СИЛОВЫЕ ВЫНОСЛИВОСТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕГ 30 М, С БЕГ 100 М, С Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине, кол-во раз Прыжок в длину с места, см Кроссовый бег на 3 км, мин/с Кроссовый бег на 2 км, мин/с ЮНОШИ ДЕВУШКИ 5,0 14,3 10 — 215 13,50 5,4 17,5 14 170 10,0 11 класс -умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); -овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний; -овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; -владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; - овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности. Изучение предмета должно создать предпосылки для освоения учащимися различных физических упражнений с целью использования их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно из самых серьёзных требований — научение владению технико-тактическими приёмами (умениями) базовых видов спорта и их применение в игровой и соревновательной деятельности. Учащиеся должны уметь объяснять: роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений; -роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни. Учащиеся должны уметь характеризовать: 0индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями; особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью; особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессиональноприкладной и оздоровительно-корригирующей направленности; -особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой; -особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности; особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность. Учащиеся должны уметь соблюдать правила: -личной гигиены и закаливания организма; -организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом; - культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; -профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; -экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой. Учащиеся должны уметь осуществлять: -самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленностью; -контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой; -приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах и ушибах; -приёмы массажа и самомассажа; занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов; -судейство соревнований по одному из видов спорта. Учащиеся должны уметь составлять: - индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; -планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. Учащиеся должны уметь определять: -уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности; - эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность; -дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений. ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СКОРОСТНЫЕ СИЛОВЫЕ ВЫНОСЛИВОСТЬ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЮНОШИ БЕГ 30 М, С 5,0 БЕГ 100 М, С 14,3 Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз 10 Подтягивание в висе лёжа на низкой перекладине, кол-во раз — Прыжок в длину с места, см 215 Кроссовый бег на 3 км, мин/с Кроссовый бег на 2 км, мин/с 13,50 ДЕВУШКИ 5,4 17,5 14 170 10,0 Содержание учебного предмета 10 класс Знания о физической культуре. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере движения «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовке, их взаимосвязи. Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивномассовых и индивидуальных занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры. Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. 22 Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги. Закрепление приёмов самоконтроля. Повторение приёмов самоконтроля, освоенных ранее. Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной и прикладной) деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Организация и планирование самостоятельных занятий физиескими упражнениями (оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе. Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса. Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей). Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития. Спортивно-оздоровительная деятельность. Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена. Прикладная физкультурная деятельность. Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши). Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы. 23 Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий. Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и приседания с партнёром, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия. Лёгкая атлетика (юноши): метание утяжелённых мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересечённой местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища. Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъёмов и препятствий (заграждений, канав, рвов, стенок, заборов и др.); эстафеты с преодолением полос препятствий. Плавание (юноши): плавание в одежде; освобождение от одежды в воде; ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (высота 3 м); спасение утопающего. Единоборства (юноши): приёмы самостраховки; средства защиты и самообороны в виде захватов, бросков, упреждающих ударов руками и ногами, действий против ударов. Физическое совершенствование ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (22 ЧАСА) БЕГ В РАВНОМЕРНОМ ТЕМПЕ ДО 25 МИН. БЕГ НА 2000 М, 3000 М. БЕГ 100 М НА РЕЗУЛЬТАТ. ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ. ПРЫЖКИ В ДЛИНУ, В ВЫСОТУ, С РАЗБЕГА. МЕТАНИЕ ГРАНАТЫ 500-700 Г. БРОСОК НАБИВНОГО МЯЧА. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ. ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (10 ЧАСОВ) ДЛИННЫЙ КУВЫРОК ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ; СТОЙКА НА РУКАХ С ПОМОЩЬЮ; КУВЫРОК НАЗАД ЧЕРЕЗ СТОЙКУ НА РУКАХ С ПОМОЩЬЮ( ЮНОШИ; СЕД УГЛОМ; СТОЯ НА КОЛЕНЯХ НАКЛОН НАЗАД; СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ(ДЕВУШКИ). ПОСТРОЕНИЕ ИЗ КОЛОННЫ ПО ОДНОМУ В КОЛОННУ ПО ДВА, ПО ЧЕТЫРЕ, ПО ВОСЕМЬ В ДВИЖЕНИЕ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЙДЕННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ КЛАССОВ МАТЕРИАЛА. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ : БАСКЕТБОЛ(10 ЧАСОВ) БРОСОК МЯЧА В КОРЗИНУ ОДНОЙ И ДВУМЯ В ПРЫЖКЕ. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ. ВАРИАНТЫ ЛОВЛИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА. ВАРИАНТЫ БРОСКОВ МЯЧА. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ ПРИ ВБРАСЫВАНИИ МЯЧА СУДЬЕЙ И С ЛИЦЕВОЙ ЛИНИИ ИГРОКОМ КОМАНДЫ И СОПЕРНИКОМ. ИГРА В БАСКЕТБОЛ ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ. ВОЛЕЙБОЛ (8 ЧАСОВ) ПРЯМАЯ ВЕРХНЯЯ ПОДАЧА МЯЧА ЧЕРЕЗ СЕТКУ. ПЕРЕДАЧА МЯЧА ИЗ ЗОНЫ В ЗОНУ ПОСЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ В НАПАДЕНИИ. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. ВАРИАНТЫ ТЕХНИКИ ПРИЕМА И ПЕРЕДАЧ МЯЧА. ВАРИАНТЫ ПОДАЧ МЯЧА. ВАРИАНТЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ВАРИАНТЫ БЛОКИРОВАНИЯ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И КОМАНДНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ. ИГРА ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ ВОЛЕЙБОЛА. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (16ЧАСОВ) ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ОДНОВРЕМЕННОГО ОДНОШАЖНОГО И ДВУХШАЖНОГО ХОДА С ПОПЕРЕМЕННЫМ ДВУХШАЖНЫМ ХОДОМ. ПОВОРОТЫ УПОРОМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ЛЫЖАХ СПОСОБАМИ ПЕРЕШАГИВАНИЯ, ПЕРЕЛЕЗАНИЯ. СПУСКИ В НИЗКОЙ СТОЙКЕ. ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК. ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСТАНЦИЙ (ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДИСТАНЦИЙ РЕГУЛИРУЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ ИЛИ УЧАЩИМИСЯ). ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 22 ЧАСА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ 10 ЧАСОВ ВОЛЕЙБОЛ 8 ЧАСОВ ГИМНАСТИКА ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ИТОГО 10 ЧАСОВ 16 ЧАСОВ 2 ЧАСА 68 ЧАСОВ 11 класс Знания о физической культуре. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере движения «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовке, их взаимосвязи. Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта. Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивномассовых и индивидуальных занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни. Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры. Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. 22 Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги. Закрепление приёмов самоконтроля. Повторение приёмов самоконтроля, освоенных ранее. Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной и прикладной) деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Организация и планирование самостоятельных занятий физиескими упражнениями (оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе. Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса. Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей). Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития. Спортивно-оздоровительная деятельность. Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена. Прикладная физкультурная деятельность. Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью и службой в армии (юноши). Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы. 23 Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий. Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные виды ходьбы и приседания с партнёром, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках; длинный кувырок через препятствия. Лёгкая атлетика (юноши): метание утяжелённых мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по пересечённой местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища. Лыжная подготовка (юноши): преодоление подъёмов и препятствий (заграждений, канав, рвов, стенок, заборов и др.); эстафеты с преодолением полос препятствий. Плавание (юноши): плавание в одежде; освобождение от одежды в воде; ныряние в длину; прыжок в воду способом «ногами вниз» (высота 3 м); спасение утопающего. Единоборства (юноши): приёмы самостраховки; средства защиты и самообороны в виде захватов, бросков, упреждающих ударов руками и ногами, действий против ударов. Физическое совершенствование ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (24 ЧАСА) БЕГ В РАВНОМЕРНОМ ТЕМПЕ ДО 25 МИН. БЕГ НА 2000 М, 3000 М. БЕГ 100 М НА РЕЗУЛЬТАТ. ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ. ПРЫЖКИ В ДЛИНУ, В ВЫСОТУ, С РАЗБЕГА. МЕТАНИЕ ГРАНАТЫ 500-700 Г. БРОСОК НАБИВНОГО МЯЧА. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ. ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ (10 ЧАСОВ) ДЛИННЫЙ КУВЫРОК ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЕ; СТОЙКА НА РУКАХ С ПОМОЩЬЮ; КУВЫРОК НАЗАД ЧЕРЕЗ СТОЙКУ НА РУКАХ С ПОМОЩЬЮ( ЮНОШИ; СЕД УГЛОМ; СТОЯ НА КОЛЕНЯХ НАКЛОН НАЗАД; СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ(ДЕВУШКИ). ПОСТРОЕНИЕ ИЗ КОЛОННЫ ПО ОДНОМУ В КОЛОННУ ПО ДВА, ПО ЧЕТЫРЕ, ПО ВОСЕМЬ В ДВИЖЕНИЕ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЙДЕННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ КЛАССОВ МАТЕРИАЛА. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ : БАСКЕТБОЛ(10 ЧАСОВ) БРОСОК МЯЧА В КОРЗИНУ ОДНОЙ И ДВУМЯ В ПРЫЖКЕ. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ. ВАРИАНТЫ ЛОВЛИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА. ВАРИАНТЫ БРОСКОВ МЯЧА. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ И ВЛАДЕНИЕ МЯЧОМ ТЕХНИКО- ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ ПРИ ВБРАСЫВАНИИ МЯЧА СУДЬЕЙ И С ЛИЦЕВОЙ ЛИНИИ ИГРОКОМ КОМАНДЫ И СОПЕРНИКОМ. ИГРА В БАСКЕТБОЛ ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ. ВОЛЕЙБОЛ (8 ЧАСОВ) ПРЯМАЯ ВЕРХНЯЯ ПОДАЧА МЯЧА ЧЕРЕЗ СЕТКУ. ПЕРЕДАЧА МЯЧА ИЗ ЗОНЫ В ЗОНУ ПОСЛЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ В НАПАДЕНИИ. КОМБИНАЦИИ ИЗ ОСВОЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. ВАРИАНТЫ ТЕХНИКИ ПРИЕМА И ПЕРЕДАЧ МЯЧА. ВАРИАНТЫ ПОДАЧ МЯЧА. ВАРИАНТЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ВАРИАНТЫ БЛОКИРОВАНИЯ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ И КОМАНДНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ. ИГРА ПО УПРОЩЕННЫМ ПРАВИЛАМ ВОЛЕЙБОЛА. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (16ЧАСОВ) ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ОДНОВРЕМЕННОГО ОДНОШАЖНОГО И ДВУХШАЖНОГО ХОДА С ПОПЕРЕМЕННЫМ ДВУХШАЖНЫМ ХОДОМ. ПОВОРОТЫ УПОРОМ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ЛЫЖАХ СПОСОБАМИ ПЕРЕШАГИВАНИЯ, ПЕРЕЛЕЗАНИЯ. СПУСКИ В НИЗКОЙ СТОЙКЕ. ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК. ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСТАНЦИЙ (ПРОТЯЖЕННОСТЬ ДИСТАНЦИЙ РЕГУЛИРУЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ ИЛИ УЧАЩИМИСЯ). ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 24 ЧАСА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ БАСКЕТБОЛ 10 ЧАСОВ ВОЛЕЙБОЛ 8 ЧАСОВ ГИМНАСТИКА ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА ИТОГО 10 ЧАСОВ 16 ЧАСОВ 68 ЧАСОВ