муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» рабочая программа по учебному курсу «Актуальные вопросы современной биологии» Классы: 10 Количество часов в год: 68 Количество часов в неделю:2 2022-2023 г.г. Планируемые результаты освоения учебного курса «Актуальные вопросы современной биологии» Личностные результаты: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты 10 класс В результате изучения учебного курса «Актуальные вопросы современной биологии» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится: 1) раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; 2) понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; 3) понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; 4) использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; 5) формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; 6) сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 7) обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; 8) приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); 9) распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; 10) распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; 11) описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; 12) объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; 13) классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); 14) объяснять причины наследственных заболеваний; 15) выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; 16) выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; 17) составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); 18) приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; 19) оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; 20) представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; 21) оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; 22) объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; 23) объяснять последствия влияния мутагенов; 24) объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Ученик получит возможность научиться: 1) давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; 2) характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; 3) сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); 4) решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; 5) решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); 6) решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; 7) устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; 8) оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРСЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ» 10 класс (68 часов) РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (3 часа) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (17 часов) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ (14 часов) Организм – единое целое. Многообразие организмов.Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ (15 часов) История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. РАЗДЕЛ 5. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (8 часов) Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗМЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (11 часов) Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ 10 КЛАСС Всего в году - 68 ч. (из расчета 2 ч. в неделю) Тема урока Кол-во Учёт рабочей часов программы воспитания Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе 3ч. Биология как наука. Методы научного 1 познания. Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука» Основные критерии живого 1 Уровни организации живой природы. 1 Биологические системы Раздел 2. Клетка 17 ч. Химический состав организмов. 1 Неорганические вещества клетки. Лабораторная работа №2 «Изучение плазмолиза и диплазмолиза в клетках чешуи лука» Органические вещества. Углеводы. Липиды 1 Органические вещества. Белки. Протеомика 1 Органические вещества клетки. Нуклеиновые 1 кислоты. АТФ, витамины Клетка - структурная и функциональная 1 Вклад русских ученых в единица организма. Основные этапы изучение клетки развития цитологии. Клеточная теория. Методы изучения клетки Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. 1 Геном. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. 1 Комплекс Гольджи. Лизосомы.Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Сравнение строения и жизнедеятельности 1 Бактериальные клеток прокариот и эукариот заболевания и их профилактика. Сравнение строения и жизнедеятельности 1 клеток растений и животных. Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов» Вирусы - неклеточная форма жизни. 1 Открытие вирусов Профилактика вирусных заболеваний Д.И.Ивановским Обмен веществ и превращение энергии в 1 клетке. Ферменты Энергетический обмен в клетке 1 Пластический обмен веществ в клетке. 1 Вклад К.А.Тимирязева в Фотосинтез. Хемосинтез изучение фотосинтеза Пластический обмен в клетке. Биосинтез 1 18 19 20 белка в клетке. Генетический код Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз, или непрямое деление клетки. Мейоз Повторение и обобщение темы «Клетка» Раздел 3. Организм 14 ч. 1 1 1 Организм как биологическая система. Гомеостаз. Регуляция функций организма. Лабораторная работа №4 «Изучение движения цитоплазмы» Обмен веществ и превращение энергии в организме. Автотрофы и гетеротрофы. Аэробы и анаэробы Размножение организмов. Бесполое и половое размножение Развитие гамет. Оплодотворение Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период 1 26 Индивидуальное развитее Постэмбриональный период организма. 1 27 Генетика. Генетические понятия и символы. Методы генетики Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность Наследственная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа №5 «Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой» Наследственная изменчивость, наследственные болезни 1 33 Селекция. Этапы Селекция растений 1 34 Селекция животных и микроорганизмов. Биотехнология. Обобщение и повторение темы «Организм» 21 22 23 24 25 28 29 30 31 32 35 36 37 38 39 40 41 развития селекции. Раздел 4. Теория эволюции 15 ч. История развития эволюционных идей Эволюционная теория Ч. Дарвина Синтетическая теория эволюции. Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа №6 «Описание вида по морфологическому критерию» Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции Факторы эволюции, вызывающие изменения в в генофонде популяции:наследственная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграции Фактор эволюции, закрепляющий изменения 1 1 1 1 Развитие генетики в 6 России 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Г.Д.Карпеченко и его вклад в развитие науки 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 в генофонде популяции:изоляция Естественный отбор: предпосылки и механизмы действия Формы естественного отбора Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа №2 «Описание приспособленности организмов и её относительный характер» Микроэволюция. Способы и пути видообразования. Многообразие видов как результат эволюции Макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы Направления и пути эволюции Многообразие организмов как результат эволюции. Обобщение и систематизация темы «Теория эволюции». Раздел 5. Развитие жизни на земле 8 ч. Гипотезы происхождения жизни на Земле От молекул ― к клеткам. Первые клетки и их эволюция Основные этапы эволюции органического мира на Земле: развитие жизни в архее, протерозое, палеозое Основные этапы эволюции органического мира на Земле: развитие жизни в мезозое и кайнозое Гипотезы происхождения человека и его положение в человека в системе животного мира. Движущие силы (факторы) антропогенеза Эволюция человека (антропогенез) Расы человека, их происхождение и единство. Обобщение и систематизация темы «Развитие жизни на Земле» Раздел 6. Организм и окружающая среда 11 ч. Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы Жизненные формы организмов. Приспособления к действию экологических факторов: температура Приспособления организмов к действию экологических факторов: света, влажности Экосистема. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в системе Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме Разнообразие экосистем Устойчивость и динамика экосистем 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 В.П.Амалицкий вклад в науку и его 64 65 66 67 68 Биосфера – живая оболочка Земли. Структура биосферы Закономерности существования биосферы. Круговорот веществ в биосфере Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости биосферы Человек и биосфера. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития человечества. Повторение и обобщение темы «Организм и окружающая среда» Повторение 1 1 1 1 В.И.Вернадский вклад в науку и его