РП по УК методы решения физических задач 11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52
имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

Рабочая программа по учебному курсу
"Методы решения физических задач"

Класс 11
Кол-во часов в год: 17
Кол-во часов в неделю: 0,5

г. Архангельск
2023-2024г.г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«Методы решения физических задач»
Личностные результаты.
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.


Предметные результаты.

Научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в
математике;
 Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического
решения задач;
 Углубление знания в области физики механических, тепловых и электромагнитных процессов.


Механические явления
Выпускник получит возможность научиться:
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся
знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Выпускник научится:
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь,
перемещение, скорость, ускорение, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность; амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения;
 при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса) и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде.

Тепловые явления
Выпускник научится:
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты,
внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические
величины, на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде.
Электрические явления
Выпускник научится:
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа
электрического поля, мощность тока; при описании, верно, трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, для полной цепи, закон Джоуля Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета

электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов
(закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома, закон ДжоуляЛенца и др.);
Электромагнитные явления
Выпускник научится:
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни, для обеспечения безопасности, при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании,
верно, трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение
линейчатого спектра излучения атома;
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число,
период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их

обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины
Содержание программы
Физическая задача. Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в
обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех
видов.
Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи: работа с текстом задачи;
анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения); выполнение плана решения задачи; числовой
расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.
Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические
решения и т. д.
Динамика и статика (2 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы
для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек,
твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.

Законы сохранения (2 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов
сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности.
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (2 ч)
Качественные, количественные и графические задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение
скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического
состояния. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.
Основы термодинамики ( 2ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Алгоритм решения задач на уравнение
теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых
установок графическим способом. Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.
Электрическое и магнитное поля (2 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и
законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание
систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток,
сила Ампера и сила Лоренца.
Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.

Законы постоянного тока (1 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на
описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона
Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Решение задач на расчет участка цепи,
имеющей ЭДС.
Электромагнитные колебания и волны (3 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило
Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока,
электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция,
дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.
Квантовая физика (1ч)
Задачи на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Задачи разных видов на законы фотоэффекта.
Знакомство с примерами решения задач ЕГЭ по физике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».