Пояснительная записка Рабочая программа курса «Совет Старшеклассников» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования; - Планируемых результатов среднего общего образования; - Учебного плана школы; - Календарного учебного графика. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса Курс внеурочной деятельности «Совет старшеклассников» предназначен для работы с обучающимися 10 – 11 классов и направлен на формирование у школьников личностной и гражданской позиции, усвоение традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Он способствует профессиональному самоопределению обучающихся и реализуется в форме внеурочной деятельности. В юношеском возрасте формируется представление человека о себе, о своем месте в мире, жизненных ценностях и целях. Взрослеющий человек на качественно новом уровне познает как физический мир, так и мир человеческих взаимоотношений. От того, насколько серьёзно, глубоко и, в то же время, позитивно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Поэтому очень важно помочь в поиске себя, друзей и единомышленников, социально-значимой сферы приложения его сил и талантов. Принципиально значимую роль в этом поиске может сыграть работа в команде, где дружеская, доверительная атмосфера позволит каждому ученику получить позитивный опыт деятельности в интересах других людей, раскрыться творчески, получить навыки социализации, нарастить знания и опыт, которые помогут ему во взрослой жизни. Лидерство – это неотъемлемый процесс и результат развития социально-творческой, значимой, совместной деятельности. На сегодняшний момент участник социальнозначимой деятельности должен не только обладать лидерскими качествами, но и владеть умениями и навыками организатора, то есть: уметь планировать мероприятия, владеть методиками и приемами организаторской деятельности, организовывать коллектив, применять разнообразные способы анализа, уметь разряжать предконфликтную напряженность и разрешать конфликты. Цель курса: раскрытие творческого потенциала и содействие обучающимся в формировании демократической лидерской позиции через приобретение опыта проектирования и организации образовательных событий. Задачи: - содействовать формированию навыков организаторской деятельности; - способствовать изучению форм, методик и приемов организаторской деятельности, подходов к взаимодействию с группой; - способствовать овладению методам проектирования игровых программ, праздников, образовательных событий; методикой создания сценарного плана, сценариев различных жанров; методикой коллективной творческой деятельности; - сформировать социально-значимые компетенции и установки (умения позиционировать себя; сотрудничать; прогнозировать социальные эффекты своей деятельности; ответственность, уважение и доверие к людям, деятельность в интересах других людей, взаимопомощь, уважение к мнению другого человека, умение договариваться и корректно отстаивать своё мнение, умения подчиняться и брать на себя ответственность, развитие лидерских и организаторских способностей). Приобретение позитивного опыта взаимодействия с социальными партнёрами; - сформировать проектно-исследовательские компетенции через разработку индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ; - сформировать первичное представление о профессиях, в которых могут применяться лидерские, коммуникативные, социальные, проектно-исследовательские компетенции, эмоциональный интеллект и творческое мышление; - формировать взаимоотношения сотрудничества, содружества и толерантности; - воспитывать лидерские качества демократического стиля; - способствовать развитию творческого мышления, эмоционального интеллекта. Место курса в плане внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Совет Старшеклассников» позволяет реализовать деятельность ученических сообществ и связан с предметами: «Обществознание», «ОБЖ», «Русский язык», «Литература» и др. Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию интеллектуальных и социокультурных способностей учащихся. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа -1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год. Содержание курса внеурочной деятельности Вводное занятие. (1 ч) Теория: Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Практика: Игры на знакомство («Снежный ком», «Я самый, самый»). Раздел 1. «Я- лидер» (2 часа) Теория: Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся ууспешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера. Практика: Тест по выявлению лидерских качеств «Я - лидер», работа с результатами теста. Составление рейтинга качеств лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Тренинги "Маски", «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников». Раздел 2. «Детские и молодежные движения» (4 часа) Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Знакомство с общероссийской общественно- государственной детско-юношеской организацией «Российское движение детей и молодёжи «Движение первых». Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры. Раздел 3. «Поговорим о самоуправлении» (2 часа) Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое самоуправление. Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая игра. Раздел 4. «Лидер и его команда» (3 часа) Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор». Раздел 5. «Основные приемы формирования команды» (3 часа) Теория: Понятие «команда». Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Практика: Тренинг командообразования. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум «Чемодан лидера». Раздел 6. «Психология общения» (4 часа) Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу. Практика: Игра «Поспорим с великим», практическая работа в группах. Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаться». Раздел 7. «Навыки ораторского искусства» (4 часа) Теория: Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления. Практика: Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Круглый стол на заданную тему. Раздел 8. «Конфликты и способы их преодоления» (2 часа) Теория: Понятие конфликта, виды конфликтов, пути их решения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций. Раздел 9. «Виды деятельности лидера» (2 часа) «Игра - инструмент лидера». Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр. Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение. Раздел 10. «Социальное проектирование» (6 часов) Теория: Понятие проекта, специфика. Основные правила составления проектов, выбор темы, цель проекта, этапы реализации. Оформление работ. Разработка проекта. Презентация. Реализация. Подведение итогов. Практика: Составление социального проекта, защита. «КТД».Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности. Итоговое занятие (1 час). Теория: Подведение итогов за год. Практика: Итоговое тестирование. Упражнение «Листок пожеланий». Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят: Гражданско-патриотического воспитания: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России и мира; - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - формирование готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. Духовно-нравственного воспитания: - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Эстетического воспитания: - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Экологического воспитания: - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Трудового воспитания: - готовность к созидательному труду, саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; Ценности научного познания: - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные результаты: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между разными видами социальной деятельности; - работа с разными источниками информации; - стремление к самостоятельному общению с социальным творчеством, к социальнопсихологическому самообразованию; - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Предметные результаты: В результате реализации курса обучающиеся научатся: - понимание значения социальной деятельности для человека; - освоение/присвоение духовного опыта поколений; - сформированность устойчивого интереса к социальному творчеству; - умение использовать элементарные навыки и умения творческой деятельности через различные виды искусства; - развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к социальному творчеству; - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному творчеству - выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; - объяснять значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; - выявлять отдельные виды социальных норм; - использовать основные нормы морали; - понимать сущность патриотизма, гражданственности; - объяснять основы социально-значимой деятельности. - раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; - выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; - критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; - выявлять достижения российского народа; - объяснять сущность процесса социализации личности; - формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование № Тема Содержание Виды деятельности учащихся 1 Вводное занятие Ознакомление с программой, Понимает основы темами, расписанием. Инструктаж работы в детском по технике безопасности. Решение самоуправлении организационных вопросов. Практика: Игры на знакомство («Снежный ком», «Я самый, самый»). 2 «Я- лидер» (2 часа) 3 Творческая работа 4 «Детские и молодежные движения» (4 часа) Теоретические основы Скаутское движение Всесоюзная пионерская организация Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» «Поговорим о самоуправлении» (2 часа) 5 6 7 8 9 10 11 12 13 «Лидер и его команда» (3 часа) Организаторская техника Стиль работы лидера Я- организатор «Основные приемы формирования команды» (3 часа) Что такое коллектив? Стадии Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Тренинги "Маски", «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников». Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. «Российское движение детей и молодёжи «Движение первых». Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры. Раскрывает смысл работы в детском самоуправлении Анализирует качества лидера Создаёт творческий продукт Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое самоуправление. Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая игра. Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор». Теория: Понятие «команда». Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и коллективов. Раскрывает смысл самоуправления Выделяет этапы развития самоуправления Анализирует социальные ситуации Раскрывает смысл лидерства Выделяет необходимые качества личности лидера Показывает лидерские качества в себе Раскрывает смысл работы детских объединений Взаимодействует с участниками образовательных отношений Раскрывает приёмы формирования команды Выделяет стадии развития коллектива 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 развития Взаимодействие в коллективе Практикум «Психология общения» (4 часа) Что такое общение Как правильно общаться Игровая практика «Навыки ораторского искусства» (4 часа) Кто такой оратор Культура речи Как развить ораторские способности Круглый стол «Конфликты и способы их преодоления» (2 часа) Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие. Практика: Тренинг командообразования. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум «Чемодан лидера». Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу. Практика: Игра «Поспорим с великим», практическая работа в группах. Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаться». Теория: Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления. Практика: Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Круглый стол на заданную тему. Теория: Понятие конфликта, виды конфликтов, пути их решения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, прессконференций. Анализирует описание коллектива Раскрывает понятие «общение» Выделяет коммуникативные навыки личности Взаимодействует с другими учащимися Раскрывает смысл ораторства Выделяет основные аспекты культуры речи Обладает ораторскими умениями Раскрывает смысл конфликта Анализирует социальные ситуации Находит пути решения конфликтной ситуации 26 27 «Виды деятельности лидера» (2 часа) 28 «Социальное проектирование» (6 часов) Что такое проект? Разработка проекта КТД 29 30 31 32 33 34 Рефлексия Итоговое занятие «Игра - инструмент лидера». Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр. Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение. Теория: Понятие проекта, специфика. Основные правила составления проектов, выбор темы, цель проекта, этапы реализации. Оформление работ. Разработка проекта. Презентация. Реализация. Подведение итогов. Практика: Составление социального проекта, защита. «КТД».Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов. Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности. Подведение итогов. Рефлексия Раскрывает смысл деятельности лидера Проявляет лидерские качества Осуществляет планирование проектной деятельности Участвует в реализации проектной деятельности Проводит рефлексию проектной деятельности Обобщает полученные компетенции Форма организации – клуб. Вид деятельности – проблемно-ценностное общение. Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, диалог, дискуссия, практикум, анализ и объяснение проблемных ситуаций, социально-значимая деятельность, создание проекта с возможностью выполнения творческой работы, презентация. Учебно-методическое обеспечение 1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И. Аминов. - М.: Юнити, 2013. - 287 c. 2. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 280 c. 3. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 c. 4. Гоулман, Дэниел Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман , Ричард Бояцис , Энни Макки. М.: Альпина Паблишер, 2016. - 302 c 5. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2018. - 288 c. 6. Кочетова А.А. Как организовать ученическое самоуправление? Практическое руководство к действию: Учебно-методическое пособие / Из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. - 144 с. 7. Мальханова, И. А. Школа красноречия / И.А. Мальханова. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 150 c. 8. Трейси, Брайан Мотивация / Брайан Трейси. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 343 c. 9. Шейнов, В.П. Поссорься со мной, если сможешь. Психология бесконфликтного общения / В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.