Пояснительная записка Рабочая программа курса «РДДМ Движение Первых» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования; - Планируемых результатов среднего общего образования; - Учебного плана школы; - Календарного учебного графика. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса На основании ФЗ «О российском движении детей и молодёжи» от 08.07.2022 Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых»– общественногосударственная детско- юношеская организация, деятельность которой сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение помогает объединить и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. Цель курса: содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Задачи: - формирование и развитие позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества; - развитие лидерского потенциала, творческих и организаторских способностей обучающихся; - формирование активной жизненной позиции обучающихся; - создание условий для самореализации обучающихся в социально и личностно значимой деятельности, развитие детской инициативы. Место курса в плане внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «РДДМ Движение Первых» позволяет реализовать деятельность ученических сообществ и связан с предметами: «Обществознание», «ОБЖ», «Литература» и др. Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию интеллектуальных и социокультурных способностей учащихся. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа -1 час в неделю. Срок реализации программы - 1 год. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса построено на основе направлений РДДМ. Направления деятельности: 1. Образование и знания «Учись и познавай!». 2. Наука и технологии «Дерзай и открывай!». 3. Труд, профессия и своё дело «Найди призвание!». 4. Культура и искусство «Создавай и вдохновляй!». 5. Волонтёрство и добровольчество «Благо твори!». 6. Патриотизм и историческая память «Служи Отечеству!» 7. Спорт «Достигай и побеждай!». 8. Здоровый образ жизни «Будь здоров!». 9. Медиа и коммуникации «Расскажи о главном!» 10. Дипломатия и международные отношения «Умей дружить!». 11. Экология и охрана природы «Береги планету!». 12. Туризм и путешествия «Открывай страну!». Введение (2 часа) Открытая презентация «Я-лидер» Раздел 1. «Учись и познавай!» (3 часа) Как создать интеллектуальный продукт с использованием цифровых технологий. Раздел 2. «Дерзай и открывай!» (3 часа) Исследовательская деятельность, этапы. Работа с информацией. Экскурсия на мастер -класс в ДНК САФУ. Раздел 3. «Найди призвание!» (3 часа) Диагностика профессиональных ориентиров. Проект «Моя будущая профессия» Раздел 4. «Создавай и вдохновляй!» (2 часа) Основы творческой деятельности (приёмы). Создание творческого продукта. Раздел 5. «Благо твори!» 43 часа) Организация благотворительной акции - этапы. Раздел 6. «Служи Отечеству!» (2 часа) Историческая память школы. Герои Советского Союза. Г.И. Катарина, Д.В. Леонов. Увековечивание памяти. Уход за мемориальной доской. Просветительские мероприятия. Проект «Без срока давности». Раздел 7. «Достигай и побеждай!» (2 часа) Спортивные мероприятия. Эстафета. Кросс. Майская эстафета. Раздел 8. «Будь здоров!» (2 часа). Пропаганда ЗОЖ. Принципы правильного питания. Режим дня. Раздел 9. «Расскажи о главном!» (4 часа) Основы журналистики. Медиакоммуникативность. Медиасредства. Интервью. Газета. Статья. Создание медиапродукта. Раздел 10. «Умей дружить!» (4 часа) Основы международных отношений. Дружественные страны. Современная политическая обстановка. Раздел 11. «Береги планету!» (3 часа) Экологическая ситуация в регионе и мире. Проблемы экологии. Благотворительные экологические акции. Раздел 12. «Открывай страну!» (2 часа) Экотуризм. Возможности туризма в России. Создание творческого продукта. Обобщение (1 час) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят: Гражданско-патриотического воспитания: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России и мира; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Духовно-нравственного воспитания: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Эстетического воспитания: - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Экологического воспитания: - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Трудового воспитания: - готовность к созидательному труду, саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; Ценности научного познания: - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: В результате реализации курса обучающиеся научатся: - выполнять познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; - наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; - объяснять значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; - выявлять отдельные виды социальных норм; - использовать основные нормы морали; - понимать сущность патриотизма, гражданственности; - объяснять основы социально-значимой деятельности. - раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; - выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; - осознанно содействовать защите природы; - объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; - описывать основные социальные роли подростка; - характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; - использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. - выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; - критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; - раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; - выявлять достижения российского народа; - объяснять сущность процесса социализации личности; - применять алгоритм действий для реализации социально-значимой деятельности. - приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного общества; - оценивать социальную значимость здорового образа жизни; - учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; - формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование № Тема Содержание Основные виды деятельности Лидерские качества Раскрывает лидерские 1 Введение (2 ч) Приёмы качества личности 2 Открытая презентация «Я- личности. становления лидером. лидер» Тренинговое занятие Создание цифрового Интегрирует и 3 «Учись и познавай!» (3ч) интеллектуального интерпретирует 4 продукта, этапы, информационные 5 программное данные, обеспечение. самостоятельно Исследовательская осуществляет деятельность. Экскурсия теоретическое создание на мастер-класс в САФУ интеллектуального (ДНК) продукта Диагностика Интерпретирует 6 «Найди призвание!» (3ч) профессиональных данные диагностик, 7 ориентиров. Система выбирает 8 образования в России. направленности Фестиваль профессий. профессиональной деятельности, определяет типы профессий 9 «Создавай и вдохновляй!» Особенности творческой Раскрывает деятельности. особенности 10 (2ч) Творческие способности творческой личности и их развитие. деятельности, создаёт Направления искусства собственный (музыка, литература, творческий продукт скульптура, живопись, архитектура, дизайн, графика). Создание творческого продукта 11 12 13 14 «Благо твори!» (4ч) Волонтёрская деятельность. Регистрация на сайте «Добро.ру». Разработка проекта волонтёра. 15 16 «Служи Отечеству!» (2 часа) Патриотизм. Исторические примеры подвигов. Современная ситуация в мире. 17 18 «Достигай и побеждай!» (2 История часа) советского/российского спорта. Спортсмены Архангельской области. 19 20 «Будь здоров!» (2 часа) 21 22 23 24 «Расскажи о главном!» (4 Основы журналистики. Приёмы ведения часа) интервью, создания газеты, информационного дайджеста. Особенности ведения социальных групп. Сбор информационных данных Пропаганда ЗОЖ. Принципы правильного питания. Режим дня. Раскрывает внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. проявляет установку на активное участие в социальной деятельности Проявляет активную адекватную внутреннюю позиции личности, окружающим людям и жизни в целом. Показывает активное участие в социальной деятельности. Участвует в спортивных мероприятиях. Проявляет интерес к спортивнооздоровительной деятельности Раскрывает особенности ЗОЖ. Интерпретирует информационные данные. Анализирует ситуации Осуществляет построение информационных данных в различных видах деятельности (письмо, рассказ, диалог) Анализирует информацию Создаёт интеллектуальнотворческий продукт 25 26 27 28 «Умей дружить!» (4 часа) Особенности дружбы. Эмоциональное проявление дружбы. Морально-нравственный аспект дружбы. Дипломатические методы и приёмы. 29 30 31 «Береги планету!» (3 часа) Глобальные проблемы экологии. Экологическая ситуация Архангельской области. Организация благотворительной акции 32-33 «Открывай страну!» (2 часа) Российский туризм. Памятники природы и культуры. Богатство Архангельской области 34 Обобщение (1 час) Обобщение возможностей направлений РДДМ. Выбор приоритетного направления для каждого обучающегося. Проявляет мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству. Проявляет мотивацию к экологической деятельности; стремление быть полезным, интерес к экологической деятельности. Раскрывает возможности российского туризма. Определяет регионы, возможные для туризма Проявляет активную Япозицию в различных направлениях Форма организации – клуб. Вид деятельности – проблемно-ценностное общение. Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, диалог, дискуссия, практикум, анализ и объяснение проблемных ситуаций, добровольческая социально-значимая деятельность, создание проекта с возможностью выполнения творческой работы, презентация. Электронные образовательные ресурсы. При реализации программы используются проекты, предлагаемые на сайтах: https://будьвдвижении.рф/ , Добро.РФ Учебно-методическое обеспечение Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.7783. Дьячкова, Т.В. Волонтёрское движение подростков как альтернатива асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Воспитательная работа в школе. - 2022. - №1. - С.63-69. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №1. - С.4-14. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №2. - С.20-28. Соловьева, Н.И. Медиаволонтерство - инновационный ресурс социальной активности детей и молодежи [Текст] / Н. И. Соловьева, К. Г. Цуцкиридзе // Практические советы учителю. - 2022.- №5. - С.25-29. Чешагорова, Н.В. Поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства) [Текст] / Н. В. Чешагорова // Управление качеством образования. - 2022. - №2. - С.81-87.