Курс внеурочной деятельности Мы - Юнороссы 5 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мы - Юнороссы» составлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования;
- Планируемых результатов основного общего образования;
- Учебного плана школы;
- Календарного учебного графика;
- Положения о рабочей образовательной программе.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
классам и разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
Важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение
подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является
формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на
готовности к участию в общественно- политической жизни страны и государственной
деятельности.
Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и
личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к
употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления
социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного
достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением
окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и
изменившаяся социально- экономическая обстановка в стране требуют появления новых
подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из
таких форм работы.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по
своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие
организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим
специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью,
милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений,
которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение
сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода
выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для
личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности
возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в
добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу,
пропаганду здорового образа жизни волонтерами.

Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на
формирование мотивированного выбора здорового образа жизни.
Цель изучения курса
- формирование позитивных установок учащихся к социально значимой
добровольческой деятельности.
Задачи:
- сформировать навыки делового общения;
- развивать нравственно воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, здоровью
окружающих;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и социальной
активности учащихся.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Мы - Юнороссы» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами «ОДНКНР», «Литература»,
«Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности и др.
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание
волонтерского отряда. (2ч)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом.
Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о
волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления
работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в
волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования,
предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 ч)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными
возможностями и пожилых людей.
Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать
истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие
навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия
(сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет
обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности,
подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию
личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические
проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные
способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (6 ч)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами,
регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию
волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное
портфолио.
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах (8 ч)

Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно- массового характера, с
привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены».
Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Раздел 5. Пропаганда нравственных ценностей (6 ч)
Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения, социальной сферы; пропаганда
базовых знаний медицины и гигиены, ведения социально активного образа жизни,
Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ,
проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников
организуют игры на переменах.
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера (2 ч) Обучающиеся
определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными
возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры
оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в
период подготовки.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и
одноклассников.
Предметные:
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том
числе информационно-справочными системами в электронной форме;
- осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
- обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии с ситуацией и сферой общения: осознанное расширение своей речевой
практики;
- овладение основными нормами современного русского литературного языка.
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения,
включая правовые нормы;
- умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки,
элементы и основные функции;
- умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
- умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства;
- связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве; умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
- овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных исследовательских или проектных задач;
- овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных

адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в сети Интернет;
- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями
о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным
опытом;
- используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами; приобретение опыта использования полученных знаний в практической
проектной деятельности.

Тематическое планирование
№

Тема

Содержание

Основные
виды
деятельности учащихся
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда (2 ч)
1
Из истории
История
возникновения Раскрывают особенности
волонтерского движения.
волонтёрского движения.
Анализируют социальные
ситуации
2
Могу. Хочу. Надо
Организационное заседание
Определяют
свой
волонтерской команды.
функционал
и
Распределение
возможности
обязанностей.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 ч)
3
Познай себя
Тренинговое занятие
Раскрывают
смысл
изучаемых явлений
4
Я уверен в себе.
Тренинговое занятие
5
Как понять чувства Эмоции
и
чувства, Определяют особенности
явлений и процессов
других
людей
вербальные
и
невербальные
6
Анализируют
смысл
проявления
7
понятий
и
явлений
8
Что такое дружба?
Особенности дружбы, как
определить
настоящую
9
дружбу
10
Интроверты
и Особенности
проявления
экстраверты
эмоций,
интроверты
и
экстраверты – личностные
особенности
11
Кто такие люди с Люди с ограниченными
ОВЗ?
возможностями
здоровья.
12
Категории инвалидности.
Раздел 3. Учимся работать с документами (6 ч)
13
Как составить план Изучение основ составления Раскрывают особенности
работы
и оформления документации. работы с документами
разделов Определяют построение
14
Как составить и Разработка
документа.
Требования
к документов
оформить проект
15
оформлению.
Оформляют документы
16
17
18
Составление
и Самостоятельное
оформлене
составление
оформление
документов
документа

19
20
21
22

23
24
25
26
27

28

29

30

31

32

33
34

Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах (8 ч)
Акция
«Посади Организация и проведение Определяют
алгоритм
дерево»
социально-значимых акций
действий при организации
мероприятий
Акция «Учителями
Реализуют мероприятия
славится Россия»
Акция
«Сдай
макулатуру
–
сохрани дерево»
Акция «Навстречу
Новому году»
Акция
«Герои
России»
Раздел 5. Пропаганда нравственных ценностей (6 ч)
Час общения. «О Что такое спорт. Режим Раскрывают
смысл
пользе спорта».
занятий.
Виды
спорта. социальных/асоциальных
Опасные виды спорта.
процессов и явлений
Час общения «Вся Воздействие
наркотиков. Анализируют социальные
правда
о Зависимость.
Последствия ситуации
Организуют мероприятия
наркотиках».
применения.
Час
общения. Энергетические
напитки. по пропаганде ЗОЖ и
Энергетические
Воздействие.
Состав. адекватного социального
образа жизни
напитки.
Последствия.
Час общения. Что Психоактивные
вещества.
такое ПАВ?
Виды.
Опасности
и
последствия
Час
общения. Профилактика
Безопасность в сети экстремистских настроений в
интернет.
молодёжной
среде.
Грамотное
использование
интернет-ресурсов
Час общения «Что Участие
в
онлайнзначит
активный голосованиях, выборах
гражданин?»
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера (2 ч)
Обобщение
Деловая игра
Раскрывают
и
анализируют полученные
компетенции

Форма организации внеурочной деятельности – клуб.
Форма работы по количеству участников – индивидуальная, парная, групповая.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение.
Виды деятельности на занятиях: беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые
штурмы, упражнения на отработку организаторских навыков, коммуникативные и
деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации
педагога
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Евтихов О.В. — «Эффективное лидерство».
2. Занковский А.Н. — «Психология лидерства»
3. Максвелл Джон — «21 неопровержимый закон лидерства»
4. Джеймс Джей Крист "Давай дружить!"Как знакомиться, общаться и поддерживать
дружбу

Электронные образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки:
http://aldebaran.ru/
http://samolit.com/
http://pda.litres.ru/
https://www.gutenberg.org
1.
Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2.
Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0481
3.
Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4.
Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5.
Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по
пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании,
алкоголизма и табакокурения в молодежной среде
http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0
7.
Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
8.
Проект “Эра милосердия прошла?”
9.
Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
10.
Психологическая работа с волонтерами
http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».