РП по родному русскому языку 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

Рабочая программа по учебному предмету
«Русский родной язык»
для обучающихся 9 классов

Архангельск
2023-2024 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык»:
К личностным результатам освоения учебного предмета «Русский родной язык» относятся
следующие результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и
ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать
свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
4. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные
традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека.
К Метапредметными результатами освоения программы по родному русскому языку относятся:
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки
своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Обучающийся сможет:
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и
неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе создание презентаций); создавать
информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную
гигиену и правила информационной безопасности.
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана
или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм,
карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения учебного материала обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
К предметным результатам относятся:
9 класс:
Разделы:
Язык и культура:
Обучающийся научится
•понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи
исторического развития русского языка с историей общества;
•приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
•понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, в
том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;
•выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
•приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
•понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их;
•распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
•правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые
слова и выражения в различных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
•понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
•понимать особенности освоения иноязычной лексики;
•комментировать особенности современных иноязычных заимствований; определять значения
лексических заимствований последних десятилетий;
•характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической
окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

•объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в
современном русском языке (на конкретных примерах);
•объяснять происхождение названий городов (в рамках изученного).
Обучающийся получит возможность научиться
•регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари,
словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
Культура речи
Обучающийся научится
•понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;
•соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в
рамках изученного);
•различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
•употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
•употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
•опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
•соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление
предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений
с косвенной речью;
•анализировать и различать типичные речевые ошибки;
•редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
•выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
•распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
•редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
•анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
•понимать активные процессы в современном русском речевом этикете.
Обучающийся получит возможность научиться
•использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
•соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
•использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его употребления;
•использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения
нормативных вариантов произношения и правописания;
•использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
•использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
•использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Обучающийся научится

•пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных,
художественных,
публицистических
текстов
различных
функционально- смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
•владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
•анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
•анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать
деловые письма;
•анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Обучающийся получит возможность научиться
•создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат
в письменной форме и представлять его в устной форме;
•создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, отзыв на
проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
•понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
•владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
9 класс:
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры
ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический
бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования
иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (12 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с
речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно,

вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу
управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами).
Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы –
приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и
творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст
и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резерв учебного времени (1 ч)
Тематическое планирование
9 класс
№

Тема

Кол-во часов

1

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Отражение в русском языке культуры и истории
русского народа
Ключевые слова русской культуры.

11
1

Крылатые слова и выражения в русском языке.
Развитие русского языка как закономерный процесс.
Основные тенденции развития современного русского
языка.

1
1

2-3

4
5
6

2

Учёт РП
воспитания

Международный
день
распространения
грамотности.

7
8
9
10
11
12-13
14-16
17-20
21
22
23

24-25
26
27
28
29
30
31-32
33
34

Новые иноязычные заимствования в современном
русском языке.
Словообразовательные неологизмы в современном
русском языке.
Переосмысление значений слов в современном русском
языке.
Стилистическая переоценка слов в современном русском
языке.
Проверочная работа №1
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Активные процессы в области произношения и ударения.
Трудные
случаи лексической сочетаемости.
Типичные ошибки в управлении,
в
построении
простого осложнённого
и сложного предложений.
Речевой этикет в деловом общении.
Правила сетевого этикета
Проверочная работа №2
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ
Русский язык в Интернете.
Виды преобразования текстов.
Разговорная речь. Анекдот, шутка
Официально-деловой стиль. Деловое письмо
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.
Публицистический стиль. Проблемный очерк
Язык художественной литературы. Прецедентные
тексты.
Проверочная работа № 3
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Повторение изученного за год

1

День
рождения
С.И. Ожегова

1
1
1
12
2
3
4
1
1
1
10

Международный
день родного языка

2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

День
славянской
письменности
и
культуры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».