Курс внеурочной деятельности Функциональная грамотность 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность: учимся жизни» составлена в
соответствии с требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего
образования;
- Планируемых результатов основного общего образования;
- Календарного учебного графика.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и
задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные
результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и
разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают
расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные
сферы и социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся
условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на
одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять
ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации не- определенности .
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению).
Цель изучения курса:
- формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи секции:
- формировать умение применять знания в практической деятельности;
- развивать: сообразительность, внимание, инициативу;
- воспитывать грамотное отношение к научно картине мира.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся жизни» позволяет
реализовать межпредметные связи с учебным предметами: «Литература», «География»,
«Биология», «Химия», «ОБЖ».
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на
реализацию интеллектуальных и социокультурных способностей учащихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа — 1 час в неделю.
Срок реализации программы — 1 год.

Содержание
Введение о шести составляющих функциональной грамотности
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность,
математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская
грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам
соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной,
непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том
числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности
разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
обще- го образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, Концепции развития математического образования в
Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра
мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно
грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки
зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени,
чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным
стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного
состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и
познавательной активности учащихся.

Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и
моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в
модуль финансовой грамотности обучающиеся познакомятся с базовыми правилами
грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать
финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые
решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке
умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих
однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного
человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых
знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредствен- но связано с освоением знаний по
проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение
которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и
иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и
межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать
глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и
оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать
информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и
познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и
поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социально- го
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности.
Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное
развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от
появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и
донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в
преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь
возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из
составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно
пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого
спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.
Модуль: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
Смысл жизни (Я и моя жизнь)
Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы
«Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям»
Человек и книга
Будущее (Человек и технический прогресс)
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг)
Модуль: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)
Наука и технологии
Мир живого

Вещества, которые нас окружают
Мои увлечения
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (5 ч)
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ
моделей и ситуаций.
Модели заданий:
- сюжеты, сценарии (ПС),
- эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС),
- проблемы экологии (СПр),
- выдвижение гипотез (ЕНПр)
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гиб- кость и беглость мышления. Разные
сюжеты.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда
возникает необходимость доработать идею?
Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
В домашних делах: ремонт и обустройство дома
В общественной жизни: спорт
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения
В профессиях: сельское хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч)
Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься
Заходим в Интернет: опасности для личных финансов
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
«Покупать, но по сторонам не зевать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (5 ч)
С чем могут быть связаны проблемы в общении
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.
Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем
профессию
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты направлены на результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего
места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
Духовно-нравственного воспитания:
-ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
Эстетического воспитания:
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
Трудового воспитания:
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
Экологического воспитания:
-- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружаю щей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы.
Ценности научного познания:
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
-готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
—
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
—
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
—
овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
—
группировки, систематизации и классификации,
—
анализа, синтеза, обобщения,
—
выделения главного;
-владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических
средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2)
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах;
3)
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение
системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1)
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2)
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с
учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены
с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предмет- ных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в
виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способа- ми (установление значения
слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику
и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические
умения и навыки:
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональны- ми числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать
калькулятор;
- решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью
величин, процентами (налоги, задачи из области
управления
личными
и
семейными
финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с
учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой

диаграмм,
инфографики;
оперировать
статистическими
характеристиками:
среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
- оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
- пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг;
распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира,
имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных
фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки
равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
- находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки;
находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и
площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга;
вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на
измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными
метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины
через другие;
- использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
- переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
- решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
-- умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
- умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять
методы
исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
- умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
- умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
- умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
- сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
- умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в
финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия;
- формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений
о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами,
для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения не- добросовестных
практик);
- приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности,
в повседневной жизни для принятия
рациональных
финансовых
решений
в
сфере
управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения,
составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
- проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
- демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений
и т.п.;
- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энергои ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
- ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.

Тематическое планирование
№

1

Тема

Содержание

Основные виды
деятельности

Электронные
образовательные
ресурсы
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса.
Введение

Знакомство
участников
программы.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
(читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление). Ожидания
каждого школьника и
группы в целом от
совместной работы.

Развить мотивацию
к целенаправленной социально
значимой
деятельности;
стремление быть
полезным, интерес
к социальному
сотрудничеству;
Сформировать
внутреннюю
позиции личности
как особого
ценностного
отношения к себе,
окружающим
людям и жизни в
целом;
Сформировать
установку на
активное участие

Портал Российской
электронной школы
(https://fg.resh.edu.
ru/)
Портал ФГБНУ
ИСРО РАО, Сетевой
комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов
Российской
Федерации в
проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности
учащихся» (http://
skiv.instrao.ru/)
Материалы
пособий

из

Обсуждение планов и
организации работы в
рамках программы.

в решении
практических
задач, осознанием
важности
образования на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитием
необходимых
умений;
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения;
готовность к
разнообразной
совместной
деятельности,
активное участие
в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и
других творческих
работах

«Функциональная
грамотность.
Учимся для жизни»
издательства
«Просвещение»
Материалы
образовательного
ресурса издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/func/)

Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)
2

Смысл жизни
(Я и моя жизнь)

Авторский замысел и
читательские уста
новки (художествен
ный текст)

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

3

Человек и книга

Особенности чтения и
понимания
электронных текстов
(учебно-справочный
текст)

Использовать
информацию из
текста для решения
практической
задачи

4

Проблемы
повседневности

Чтение и понимание
несплошных
текстов
(инструкция, этикет ка)

Использовать
информацию из
текста для решения
практической
задачи

(выбор товаров
и услуг)

«Чудо на своем месте»:
демонстраци- онный
вариант 2019
(http://skiv.instrao.ru)
«Репетитор»: образовательный ресурс
издательства «Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
«Справочное бюро»
(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
chitatelskayagramotnost/)
«Как выглядит слон»:
образователь- ный
ресурс издатель- ства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Сгущенка» (http://
skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/)
«Мыльные откры-

5

Будущее
(человек и
технический
прогресс)

6

7

Особенности чтения и
понимания смешанных
текстов (соотнесение
текста статьи и
инфографи ки)

Интегрировать и
интерпретировать
информацию

тия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Погружение»:
демонстрационный
вариант 2019 (http://
skiv.instrao.ru)
«Новости будущего
века»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
«Тихая дискотека»
Открытый банк
заданий 2020 (http://
skiv.instrao.ru)

Планета людей
Особенности чтения и
Интегрировать и
интерпретировать
(взаимоотношения) понимания
множественных
информацию
Интегри рованные
текстов
занятия:
(публицистический
Читательская
текст)
грамотность+
Глобальные
компетенции
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)
Наука и
Выполнение заданий
Объяснение
«Луна», «Вавилонские

технологии

8

Мир живого

«Луна» и
«Вавилонские сады»

Выполнение заданий
«Зеленые водоросли» и
«Трава Геракла»

процессов и
принципов действия
технологий.

Объяснение
происходящих
процессов. Анализ
методов
исследования и
интерпретация
результатов
экспериментов.

сады»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://
media.prosv.ru/func/)
Естественно-научная
грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под
ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю.
Пентина. —
М. ; СПб.:
Просвещение, 2021.
Портал РЭШ
(Российская
электронная школа)
(https:// fg.resh.edu.ru)

9

Вещества, которые
нас окружают

10

Мои увлечения

Выполнение задания
«Заросший пруд»

Проведение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Получение выводов
на основе
интерпретации
данных (табличных,
числовых),
построение
рассуждений.
Выдвижение и
анализ способов
исследования
вопросов.

Выполнение заданий
«Мячи»
ИЛИ
«Антигравихватка
осьминога»

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

«Заросший пруд»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб. пособие
для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.
С. Ковалевой, А. Ю.
Пентина. —
М. ; СПб. : Просвещение,
2021.
Естественно-научная
грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1:
учеб. пособие для
общеобразовательных
организаций / под

ред. Г. С.
Ковалевой, А. Ю.
Пентина. —
М. ; СПб.:
Просвещение, 2020.
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

11

Креативность в
учебных
ситуациях и
ситуациях
межличностного
взаимодействия

12

Выдвижение
разно образных
идей. Учимся
проявлять

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
главного.
Совместная
деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей
и обсуждение
различных
способов
проявления
креативности в
ситуациях:
Разные сюжеты.
Два основных
способа, которыми
могут различаться

Работа в парах и
малых группах над
различными
комплексными
заданиями.
Презентация
результатов
обсуждения и
подведение итогов

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao. ru)
Комплексные зада- ния
7 кл., В поисках
правды, задания 1,
2, 3
7 кл., Поможем друг
другу, задания 1, 2
7 кл., Хранители
природы, задания 1,2
7 кл., За чистоту
воды, задания 1,
2, 3

Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Комплексные задания

гибкость и
беглость
мышления.

идеи для историй:
связи идей с
легендой
основаны на
разных
смысловых
ассоциациях, что
явно отражается
на сюжете, ИЛИ
идеи имеют схожие
сюжеты, однако
каждая идея
основана на своем
способе
воплощения

основных требований.
Совместная
деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций и сюжетов.
Выдвижение идей
своих заданий по
созданию сюжетов и
сценариев, на основе
иллюстраций,
комиксов. Работа с
поисковой системой
Интернета по подбору
/ коллажу интересных
иллюстраций.
Выдвижение идей
своих заданий по
ресурсо- и
энергосбережению,
утилизации и
переработки отходов.
Подведение итогов:
–
чем
могут
различаться схожие
сюжеты?
Каждая история
описана с иной точки

7 кл., Путь
сказочного героя,
7 кл.,
Фотохудожник,
7 кл.,
Геометрические
фигуры
7 кл., Танцующий
лес, задание 1
«Необычный диалог»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

зрения, и это влияет
на то, как
представлен сюжет;
В каждой истории
есть различающееся
место действия, что
влияет на
взаимодействие
героев или на
значимость
предметов и
событий;
Каждая история
отражает различные
взаимоотношения
между героями, что
влияет на
взаимодействие
героев или на
значимость
предметов и событий;
Действия и/или выбор,
совершаемые
героями в каждой
истории отличаются,
из-за чего сюжет
развивается поразному;

13

Выдвижение
креативных идей
и их доработка

Оригинальность и
проработанность.
Об- суждение
проблемы: Когда
возникает

Характеристики
героев в каждой из
историй отличаются,
влияя
на их мотивацию
или роль, которую
они
играют
в
истории (например,
у героев может быть
разное
происхождение,
способности,
характеры и т.д.).
– какие решения
социальных проблем
относятся к разным
категориям?
(Нормативное
регулирование,
экономия,
экологическое
просвещение,
профилактика и др.)
Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
основных требований.

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)
Комплексные
задания

необходимость
доработать идею?

14

От
выдвижения
до доработки идей

Использование
навыков
креативного
мышления для
создания продукта.

Соввместная
деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций. Моделируем
ситуацию: нужна
доработка идеи.
Подведение итогов:
– по каким причинам
бывает нужна
доработка идеи?
(появилась
дополнительная
информация, надо
сказать яснее, надо
устранить/ смягчить
недостатки, нужно
более
простое/удобное/
красивое и т.п.
решение)
Выполнение проекта
на основе
комплексного
задания (по выбору
учителя):
- создание игры для

7 кл., В поисках
правды
7 кл., Кафе для
подростков
7 кл., Поможем
друг другу
7 кл., За чистоту воды

Портал ИСРО
РАО
(http://skiv.instrao.
ru)
По выбору учителя
7 кл., Путешествие

пятиклассников
«Знакомство со
школой»,
- социальное
проектирование.
«Как я вижу свое
будущее?»,
- подготовка и проведение
социально
значимого
мероприятия
(например,
книжной
выставки),
- подготовка и проведение классного
часа с выбором девиза
класса,
- планирование и
организация
системы мероприятий
по помощи в учебе

15

Диагностика и
рефлексия.

Креативное
мышление.

Выполнение итоговой
работы. Обсуждение

по школе, Креативное мышление,
выпуск 1, Просвещение,
7 кл., Нужный
предмет,
7 кл., Книжная
выставка,
7 кл., Мечтайте о
великом,
7 кл., Как помочь
отстающему.
Креативное
мышление, выпуск
1, Просвещение,
7 кл., Поможем
друг другу
«Когда хочется
вернуться в кафе»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Портал РЭШ (https://
fg.resh.edu.ru)

Самооценка

16

Диагностическая
работа для 7
класса.

результатов. Взаимо- и
самооценка результатов
выполнения

Портал ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru)

Диагностическая
работа для 7 класса.
Креативное
мышление.
Вариант 1.
Настольные игры
Вариант 2. Книжный
магазин
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
Подведение
Приложение
Самооценка
Оценивать
уверенности при
результаты своей
итогов первой
решении
деятельности.
части
жизненных
Аргументировать и
программы.
проблем.
обосновывать свою
Самооценка
Обсуждение
позицию.
результатов
результатов
Задавать вопросы,
самооценки с
необходимые для
деятельности на
целью
достижения
организации
занятиях
большей
собственной
уверенности при
деятельности.
решении задач по
Предлагать варианты
функциональной
решений поставленной
грамотности.
проблемы.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

17

В домашних
делах: ремонт и
обустройство
дома
Комплексные
задания
«Ремонт
комнаты»,
«Покупка
телевизора»

Геометрические
фигуры и их
свойства.
Измерение длин и
расстояний,
периметр фигуры.
Вычисления с
рациональными
числами,
округление.
Зависимость
«цена-количествостоимость».

Извлекать информацию
(из текста, таблицы,
диаграммы).
Распознавать
математические
объекты. Описывать
ход и результаты
действий.
Предлагать и
обсуждать способы
решения.
Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными. Читать,
записывать,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины, фигуры). Применять
правила, свойства
(вычислений, на-

Демонстрационный
вариант 2019/2020:
«Ремонт комнаты»,
«Покупка
телевизора»
(http://skiv.
instrao.ru)
«Выставка рисунков»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)

хождения
результата).
Применять приемы
проверки
результата.
Интерпретировать
ответ, данные.
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу.
Формулировать
обобщения
и выводы.
Распознавать
истинные и ложные
высказывания об
объектах. Строить
высказывания.
Устанавливатьи
использовать
зависимости между
величинами,
данными. Читать,
записывать,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины, фигуры).
Применять правила,
свойства

(вычислений, нахождения результата).
Применять приемы
проверки результата.
Интерпретировать
ответ, данные.
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу.
Формулировать
обобщения
и выводы. Распознавать
истинные и ложные
высказывания об
объектах.Строить
высказывания.
Приводить примеры и
контрпримеры. Выявлять
сходства и различия
объектов. Измерять
объекты.Конструировать
математические
отношения. Моделировать
ситуациюматематически.
Наблюдать и про-водить
аналогии.

18

В
общественной
жизни: спорт
Комплексные
задания
«Футбольная

Представление
данных:
- Таблицы,
диаграммы,
- Статистические
характеристики,

Групповая работа,
индивидуальная работа,
конференция, круглый
стол (спортивных
экспертов)

РЭШ, 7 класс:
«Футбольная
команда»,
«Мировой рекорд
по бегу»,
«Питание самбиста»

19

20

команда»,
«Мировой
рекорд
по бегу»,
«Питание
самбиста»

- Сравнение
величин,
- Процентные
вычисления

На отдыхе:
досуг, отпуск,
увлечения
Комплексные
задания
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники»
В профессиях:
сельское
хозяйство
Комплексное
задание «Сбор
черешни»

Зависимость»
«скорость-времярасстояние»,
измерение времени и
скорости. Графики
реальных
зависимостей.

Беседа, групповая
работа, индивидуальная
работа, презентация
(колонка блогера)

Статистические
характеристики.
Представление
данных (диаграммы,
инфографика)

Групповая работа,
индивидуальная работа,
круглый стол,
презентация
(информационное
сообщение в СМИ)

(http://skiv.instrao. ru)

Демонстрационный
вариант 2019/2020:
«Бугельные
подъемники»,
«Кресельные
подъемники» (http://
skiv.instrao.ru)

«Сбор черешни»
(https://fg.resh.edu.
ru)
«Работа летом для
подростка»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение» (https://
media.prosv.ru/func/)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)

21

22

23

Как финансовые
угрозы
превращаются в
финансовые
неприятности

Личная
финансовая
безопасность.
Мошенничество
Виды финансового
мошенничества.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания

Уловки
финансовых
мошенников: что
помогает от них
защититься

Финансовое
мошенничество.
Правила защиты от
финансового
мошенничества

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания

Заходим в
интернет:
опасности для

Финансовое
мошенничество в
социальных сетях
Правила безопасного

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.

«Новые уловки
мошенников» (http://
skiv.instrao.ru)
«Опасное сообщение»:
образовательный
ресурс издательства,
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Комплекс «ПИНкод», «Где взять
деньги» (http://skiv.
instrao.ru)
«Предложение от
блогера»:
образовательный
ресурс издательства,
«Просвещение»
(https://media.
prosv.ru/func/)
Комплекс «Пицца с
большой скидкой»
(http://skiv.instrao. ru/)
«Вымогатели в

24

2526

личных финансов

финансового
поведения в
социальных сетях

Самое главное о
правилах
безопасно- го
финансового
поведения

Финансовая
безопасность
Финансовый риск
Правила
безопасного
финансового
поведения

Оценивать
финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания

социальных сетях»:
образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Комплекс «Билеты на
концерт» (2020)
(http://skiv.instrao. ru/)

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
Финансовая
«Покупать, но
Финансовая
«Акция в
грамотность:
по сторонам не
грамотность:
интернет- Выявлять и
зевать»
Финансовая
магазине»,
анализировать
«Акции и
безопасность
«Акция в магазине
финансовую
распродажи»
Правила
косметики»,
информацию.
безопасного
«Предпраздничная
- Оценивать
финансового
распродажа»
финансовые
поведения
(http://skiv. instrao.ru)
проблемы.
Подведение
«Сервис частных
Применять
итогов изучения
объявления»
финансовые знания.
раздела Рефлексия
образовательный
Математическая

грамотность:
ресурс издательства
- Извлекать
«Просвещение» (https://
информацию (из
media.prosv.ru/func/)
текста, таблицы,
диаграммы),
- Распознавать
математические
объекты,
- Устанавливать и
использовать
зависимости между
величинами,
данными,
Предлагать
и
обсуждать способы
решения,
- Прикидывать,
оценивать, вычислять
результат
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
прео долевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч)
С
чем
мо гут быть
Ситуации «Семейные
27
Межкультурное
Анализировать
ситуации
связаны проблемы взаимодействие:
ценности», «Школьная
необходимость
межкультурного
в общении
жизнь»
меж- культурного
диалога.
Демонстрационный
диалога. Культура и
Выявлять и оценивать
вариант 2019 (http://
диалог культур.
различные мнения и
Математическая
грамотность: Зависимость «цена
– количествостоимость»,
Вычисления с
десятичными и
обыкновенными
дробями,
Вычисление
процентов

Роль семьи и
школы в жизни
общества, в
формировании
культуры общения
между
представителями
разных народов

28

Общаемся в
школе, соблюдая
свои интересы и
интересы друга

Межкультурное
взаимодействие:
успешное и
уважительное
взаимодействие
между людьми,
действия в интересах
коллектива.

точки зрения в
межкультурном
диалоге. Оценивать
последствия
эффективного и
неэффективно- го
межкультурного
диалога
Аргументировать свое
мнение по вопросам
межкультурного
взаимодействия.
Объяснять причины
непонимания в
межкультурном
диалоге.
Определять стратегии
поведения в результате
анализа ситуаций,
связанных с
противоречиями во
взаимодействии
между людьми.
Оценивать действия
людей в конфликтных
ситуациях, предлагать
пути разрешения
конфликтов

skiv.instrao.ru)

Ситуации «Кто пойдет
в поход», «Дай
списать» (http://skiv.
instrao.ru)

29

Прошлое и
будущее:
причины и
способы решения
глобальных
проблем

Глобальные
проблемы как
следствие
глобализации.
Изменение
климата,
экологические и
демографические
проблемы

Объяснять ситуации,
связанные с
глобальным
изменением климата,
экологическими и
демографическими
проблемами.
Приводить примеры и
давать оценку
действиям, которые
усиливают проявление
или предотвращают
глобальные проблемы

Ситуации «Нам не
страшен гололед»,
«Деревья в городе»,
«Изменение климата»
Демонстрационный
вариант 2019
(http://skiv.instrao. ru)
Открытый банк
заданий 2020
Ситуация «Изменения
в Зедландии» Ситуация
«Выбрасываем
продукты или
голодаем»

3011

Действуем для
будущего:
участвуем в
изменении
экологи- ческой
ситуации.
Выбираем
профессию

Глобальные
проблемы:
возможности и роль
каждого чело- века
в преодолении
воздействия
глобальных
проблем или в их
решении. Проблемы
прав человека в
современном мире.

Анализировать
возможности и
пределы возможностей
воздействия одного
человека
на решение
глобальных проблем.
Выявлять и оценивать
различные мнения и
точки зрения о
преодолении
последствий

Ситуации «Выбираем
профессию»,
«Экологичная обувь»,
«Дети должны
мечтать, а
не работать в поле»
(http://skiv.instrao.
ru)
«Образование в
мире: право и бизнес»:
образовательный
ресурс издательства

глобализации,
о возможности участия
каждого в решении
глобальных проблем.

3233

34

«Просвещение»
(https://media.prosv.
ru/func/)
Ситуация
«Образование в мире:
право и бизнес»:
Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 3.
Подведение
Для конкретизации
Оценка
Оценивать результаты
(самооценка)
своей
деятельности.
итогов
проявления
уровня
Аргументировать и
программы.
сформированности
сформированности
обосновывать свою
функциональной
позицию.
Самооценка
отдельных уровней ФГ
грамотности
по
Осуществлять
результатов
используются примеры
шести
сотрудничество со
деятельности на
заданий разного уровня
составляющим.
сверстниками.
Обсуждение
Учитывать разные
занятиях
ФГ (http://
возможных
мнения.
skiv.instrao.ru/)
действий,
направленных на
повышение уровня
ФГ отдельных
учащихся и группы
в целом.
Итоговое занятие
Демонстрация итогов Решение практических

внеурочных занятий
по ФГ (открытое
мероприятие для
школы и
родителей).

задач,
успешное
межличностного
общение в совместной
деятельности, активное
участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих
работах.
Просмотр слайд-шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами
и детьми во время
занятий. Благодарности
друг
другу
за
совместную работу.

Форма организации – факультатив.
Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, деловая игра, выполнение практических заданий.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Электронные ресурсы: Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec
Каталог образовательных ресурсов-интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
· Региональные образовательные ресурсы;
· Образовательная пресса;
· Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
· Инструментальные программные средства;
· Энциклопедии, словари, справочники, каталоги;
· Ресурсы для дистанционных форм обучения;
· Ресурсы по предметам образовательной программы.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao
.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий
«Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».