Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № 225 «04» сентября 2023 г. Программа дополнительного образования «Безопасность дорожного движения. 7 класс» Составили: Педагоги дополнительного образования Коняхина Т.Н., Фокина Е.А., Одоева К.А., Симерик Л.С. Архангельск 2023 Пояснительная записка Программа является условием формирования знаний о безопасности на дороге в реализации образовательного процесса школы, т.к. современные образовательные стандарты диктуют новые требования к образовательной деятельности. Программа имеет обучающую и социальную направленность. Актуальность программы состоит в том, что жизнь в современном обществе предполагает умение действовать в рамках собственной безопасности и безопасности других людей в области дорожного движения. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного, ценностного отношения к безопасности дорожного движения. Программа поможет сформировать ценностное отношение к безопасности дорожного движения и раскроет основы правил дорожного движения. Таким образом, цель программы: формирование знаний об особенностях правил дорожного движения. Задачи: 1. Формирование знаний безопасности дорожного движения. 2. Развитие ценностного отношения к безопасности среди участников дорожного движения. 3. Формирование психологической безопасности при нахождении на улице среди участников дорожного движения. Направленность – социально-гуманитарная Срок реализации программы: краткосрочная, 2 месяца Контингент обучающихся: учащиеся параллели 7 классов. Формы и режим занятий: 8 часов (1 ч в неделю). Формы работы: 1. Групповые. 2. Индивидуальные. 3. Коллективные. Методы работы: 1. Игра. 2. Видеолекторий. 3. Лекция. 4. Беседа. 5. Экскурсия. Планируемые результаты: Предметными результатами являются: - понимание значения БДД для человека; - освоение/присвоение социального опыта поколений; - знание основ и общее понимание значения БДД для жизни и здоровья человека; - умение использовать элементарные навыки и умения социальной деятельности в БДД; - развитие эмоционально-ценностного и ответственного отношения к БДД; Метапредметными результатами являются: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между предметами окружающего мира и социальными ситуациями; 2 - работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному анализу социальных ситуаций. Личностными результатами являются: - развитое социальное чувство ответственности, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к БДД; - позитивная самооценка своих социальных возможностей; - развитие навыков продуктивного сотрудничества; - улучшение коммуникативных навыков; - повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности. Содержание программы 1. Причины и статистика ДТП. Примеры и последствия наездов на пешеходов. Статистика ДТП по своему району. Причины ДТП. Анализ видеосюжетов, их обсуждение. 2. Дорожные «ловушки»: привитие навыков безопасного поведения в условиях ограниченной видимости. Опасные ситуации на дороге. Работа с видеоматериалом («Навыки предотвращения опасных ситуаций»). 3. Остановочный и тормозной путь транспортных средств. Остановочный путь. Тормозной путь. Работа с доской. 4. Сигналы регулировщика. Сигналы регулировщика для пешеходов. Сигналы для водителей. Работа с макетом-тренажером «Регулируемый перекресток». 5. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Нормы поведения на дороге. Работа с ПДД. 6. Знаки приоритета и дополнительной информации. Знаки приоритета. Знаки дополнительной информации. Работа с ПДД. 7. Устройство велосипеда, его снаряжение. Технические, требования, предъявляемые к велосипедам. Правила движения на велосипедах. Устройство велосипеда. Уход за велосипедом. Правила движения на велосипеде. П. 14. 24. ПДД Работа с велосипедом. 8. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела Количество часов Причины и статистика ДТП. Примеры и последствия наездов на пешеходов. Дорожные «ловушки»: привитие навыков безопасного поведения в условиях ограниченной видимости. Остановочный и тормозной путь транспортных средств. Сигналы регулировщика. Ответственность пешеходов за нарушение 3 Всего 1 Теория 0,5 Практика 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 ПДД. Знаки приоритета и дополнительной информации. Устройство велосипеда, его снаряжение. Технические, требования, предъявляемые к велосипедам. Правила движения на велосипедах. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Итого 6. 7. 8. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 8 4 4 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Причины и статистика ДТП. Примеры и последствия наездов на пешеходов. Дорожные «ловушки»: привитие навыков безопасного поведения в условиях ограниченной видимости. Остановочный и тормозной путь транспортных средств. Сигналы регулировщика. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Знаки приоритета и дополнительной информации. Устройство велосипеда, его снаряжение. Технические, требования, предъявляемые к велосипедам. Правила движения на велосипедах. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Контроль результатов программы Промежуточная аттестация Форма: тестовая работа Содержание аттестации: Тестовая работа Низкий уровень Критерии оценки: Средний уровень Высокий уровень Теоретическая часть Учащийся не может ответить Учащийся отвечает на 3-4 Учащийся отвечает на 5-7 ни на один вопрос теста вопроса теста вопросов теста. Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, учебная мебель (15 столов, 30 стульев), ПК, интерактивная доска, принтер, презентационный материал по БДД, видеоматериалы. 4 5