Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № 225 «04» сентября 2023 г. Программа дополнительного образования «Безопасность дорожного движения. 8 класс» Составили: Педагоги дополнительного образования Неуступова Н.Г., Болгова О.Н., Хаванова Д.С. Архангельск 2023 Пояснительная записка Программа является условием формирования знаний о безопасности поведения всех участников дорожного движения на дороге в реализации образовательного процесса школы, т.к. современные образовательные стандарты диктуют новые требования к образовательной деятельности. Программа имеет обучающую и социальную направленность. Актуальность программы состоит в том, что жизнь в современном обществе предполагает умение действовать в рамках собственной безопасности и безопасности других людей в области дорожного движения. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного, ценностного отношения к безопасности дорожного движения. Программа поможет сформировать ценностное отношение к безопасности дорожного движения и раскроет основы правил дорожного движения. Таким образом, цель программы: формирование знаний о дорожном этикете участников дорожного движения. Задачи: 1. Формирование знаний безопасности дорожного движения. 2. Развитие ценностного отношения к безопасности среди участников дорожного движения. 3. Формирование психологической безопасности при нахождении на улице среди участников дорожного движения. Направленность – социально-гуманитарная Срок реализации программы: краткосрочная, 2 месяца Контингент обучающихся: учащиеся параллели 8 классов. Формы и режим занятий: 8 часов (1 ч в неделю). Формы работы: 1. Групповые. 2. Индивидуальные. 3. Коллективные. Методы работы: 1. Игра. 2. Видеолекторий. 3. Лекция. 4. Беседа. 5. Экскурсия. Планируемые результаты: Предметными результатами являются: - понимание значения БДД для человека; - освоение/присвоение социального опыта поколений; - знание основ и общее понимание значения БДД для жизни и здоровья человека; - умение использовать элементарные навыки и умения социальной деятельности в БДД; - развитие эмоционально-ценностного и ответственного отношения к БДД; Метапредметными результатами являются: 2 - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между предметами окружающего мира и социальными ситуациями; - работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному анализу социальных ситуаций. Личностными результатами являются: - развитое социальное чувство ответственности, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к БДД; - позитивная самооценка своих социальных возможностей; - развитие навыков продуктивного сотрудничества; - улучшение коммуникативных навыков; - повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности. Содержание программы 1. Статистика аварийности. Статистика по ДТП по Архангельской области. Причины ДТП. Просмотр видеосюжетов с анализом ситуаций. 2. Дорожная этика. Обязанности пешеходов, движение на сельских дорогах. Ответственность за нарушение ПДД. Взаимоотношения водителей и пешеходов на дороге. Правила поведения на улице. Работа с книгой. 3. Разметка проезжей части. Вертикальная и горизонтальная разметки: их значение для регулирования движения транспорта и движения пешеходов. Работа с ПДД, таблицей, стендом «Разметка проезжей части» 4. Обязанности пассажиров при движении на грузовом транспорте, мотоциклах и мотороллерах. П. 5 ПДД. Правила пользования личным и общественным транспортом. Работа с ПДД. 5. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, проезд перекрестков. П. 13. 19.1, 19.5, 24 ПДД. Работа с ПДД, анализ сюжетов. 6. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Номерные знаки. Опознавательные знаки и надписи. Работа с книгой. 7. Оказание первой медицинской помощи при травмах, полученных в ДТП. Черепно-мозговые травмы: тяжесть и последствия. Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при травмах, полученных в ДТП». Видеосюжет. 8. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Учебный план № п/п 1. 2. 3. Название раздела Количество часов Статистика аварийности. Дорожная этика. Обязанности пешеходов, движение на сельских дорогах. Ответственность за нарушение ПДД. Разметка проезжей части. 3 Всего 1 1 Теория 0,5 0,5 Практика 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Обязанности пассажиров при движении на грузовом транспорте, мотоциклах и мотороллерах. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, проезд перекрестков. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Оказание первой медицинской помощи при травмах, полученных в ДТП. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Итого 4. 5. 6. 7. 8. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 8 4 4 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Статистика аварийности. Дорожная этика. Обязанности пешеходов, движение на сельских дорогах. Ответственность за нарушение ПДД. Разметка проезжей части. Обязанности пассажиров при движении на грузовом транспорте, мотоциклах и мотороллерах. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, проезд перекрестков. Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Оказание первой медицинской помощи при травмах, полученных в ДТП. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Контроль результатов программы Промежуточная аттестация Форма: тестовая работа Содержание аттестации: Тестовая работа Низкий уровень Критерии оценки: Средний уровень Высокий уровень Теоретическая часть Учащийся не может ответить Учащийся отвечает на 3-4 Учащийся отвечает на 5-7 ни на один вопрос теста вопроса теста вопросов теста. Материально-техническое обеспечение 4 Учебный кабинет, учебная мебель (15 столов, 30 стульев), ПК, интерактивная доска, принтер, презентационный материал по БДД, видеоматериалы. 5