В мире театра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«В МИРЕ ТЕАТРА»

Составитель: Аншукова Н.В.
Педагог дополнительного образования.

Архангельск,
2023 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе следующих источников литературы: Гуркова А.Н.
Школьный театр.- Ростов н/Д., 2005; Ершовой А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.,
1992; Колчеева Ю.В., Колчеевой Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение
духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного
воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства
рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической
активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию
качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени
способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический
синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое
средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает
условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художественноэстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической
культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко
выраженный
креативный
характер,
предусматривая
возможность
творческого
самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения,
инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия
психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе «Театральная
студия»» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но
проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате
приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной
работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение».
Дети – актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически
обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, «детское «как будто бы» куда
сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети
прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного
общения.
Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить
ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и
можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться
радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело
к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю
личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый
значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на
воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к
различным стрессовым ситуациям.
В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят
психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший
немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может
даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни.
Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы,
порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа
«Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную
игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и

развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим
взаимопониманию и самораскрытию.
Цель программы: развить личность учащихся через актёрское мастерство путём
вовлечения в коллективную творческую деятельность и формирование коммуникативных
навыков.
Задачи:
Образовательные:
• оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
• учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
• научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт
перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет.
Развивающие:
• развивать чуткость к сценическому искусству;
• развивать умение владеть своим телом;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных
ситуациях;
• развивать воображение и веру в сценический вымысел;
• развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и
ситуациях по- разному;
• развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение
характера героя;
Воспитательные:
• воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
• дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в
сценических воплощениях;
• привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
Направленность - художественная
Срок реализации программы: 1 год
Контингент обучающихся: учащиеся параллели 8-11 классов.
Формы и режим занятий: 72 часа (2 ч в неделю).
Формы работы:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.
3. Коллективные.
Методы работы:
1. Игра.
2. Реализация КТД.
Специфичность программы проявляется:

в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам
актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем
движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический
вид искусства;

в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных
формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;

в способе структурирования элементов содержания материала внутри
дополнительной образовательной программы.

в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к
окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и
младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной
и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3.
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека
значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность
рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель
взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к
личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
5.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой
личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца,
исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским,
где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности,
доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
 педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:

педагогика сотрудничества;
 педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:

групповые технологии;

технологии индивидуального обучения;
 педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:

игровые технологии;

проблемное обучение
Планируемые результаты
Предметными результатами занятий являются:
- понимание значения театрального искусства для человека;
- освоение/присвоение духовного опыта поколений;

- знание различных видов искусства, применяемых в театральной деятельности и общее
понимание значения искусства для жизни и психоэмоционального здоровья человека;
- сформированность устойчивого интереса к театральному творчеству;
- умение использовать элементарные навыки и умения творческой деятельности через
театральную деятельность;
- развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном
отношении к театру;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к творчеству;
Метапредметными результатами изучения программы являются освоенные способы
деятельности, применимые при разрешении социальных ситуаций в реальных жизненных
ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством, художественному и социально-психологическому самообразованию.
Личностными результатами изучения программы являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном
отношении к театральному творчеству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
творчества;
- позитивная самооценка своих творческих возможностей;
- развитие навыков продуктивного сотрудничества;
- улучшение коммуникативных навыков;
- формирование позитивной оценки собственных творческих произведений;
- повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности.
Содержание
1. Введение. Что такое театр
Основы и история театрального искусства в античности. Обрядовые истоки театра
2. Театральная игра. Просмотр профессионального спектакля
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного
внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов.
Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды
на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Драмотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
3. Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка сценического голоса.
Речь в движении. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
4. Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Развитие свободы и выразительности телодвижений.
5. Основы театральной культуры
Беседы, направленных на расширение представлений о театре Коллективное сочинение
спектаклей.
6. Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных
недостатков.
7. Промежуточная и итоговая аттестация

В тематическом планировании вынесена на занятия № 71, № 72. В документации будет
выставлена по утверждённому графику, ориентировочно (занятия № 64 и № 72).
Учебный план
N п\п

Содержание программы

1.

Введение. Что такое театр

2.

Театральная
игра.
профессионального спектакля

3.

Всего часов

Теория

Практика

2

1

1

6

3

3

Культура и техника речи

4

1

3

4.

Ритмопластика

4

1

3

5.

Основы театральной культуры

50

10

40

6.

Индивидуальная работа

4

0

4

7.

Промежуточная и итоговая аттестация

2

2

0

Итого:

72

18

54

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тематическое планирование
Тема
Содержание деятельности
Введение. Что такое театр (2 часа) История театра со времён античности.
Обрядовая сторона театра язычества.
Основы актёрского мастерства
Театральная игра (6 часов).
Основы актёрской игры
Просмотр профессионального
спектакля

Просмотр спектакля (по выбору)

Культура и техника речи (4 часа)
Основы сценической речи
Этюды сценической речи

Основы сценической речи

13.

Ритмопластика (4 часа)

14.
15.
16.
17.

Танцевальные мини-этюды

18.
19.
20.
21.
22.
23.

Просмотр

Отработка сценической речи.
Артикуляционная гимнастика. Устранение
дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные
упражнения. Постановка сценического
голоса. Речь в движении. Диалог и монолог.
Работа над стихотворением и басней.
Основы ритмопластики, музыкальные
выразительные средства
Исполнение танцевальных мини-этюдов,
отработка движений в связи с музыкой

Основы театральной культуры
(50 часов)
Построение спектакля

Беседы, направленных на расширение
представлений о театре
Особенности построения театрального
произведения. Драматургия спектакля.

Музыкальное сопровождение
спектакля
Сценическое оформление спектакля

Особенности музыкального сопровождения
Особенности декорационного оформления

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67
68
69
70,
71
72

Мы пишем сценарий!

спектакля
Создание костюмов, умение составить
театральный костюм из подручных средств.
Коллективное сочинение спектаклей

Мы ставим спектакль!

Постановка спектакля

Промежуточная аттестация.
Тестовая работа
Индивидуальная работа (4 часа)

Индивидуальная отработка проблем
сценической техники

Особенности создания костюмов

Итоговая аттестация. Творческий

проект

Контроль результатов программы
Промежуточная аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
Теоретическая часть.
1. Что такое театральное творчество?
Театр – это искусство изображения драматических произведений на сцене.
2. С какими видами искусства взаимосвязан театр?
Виды искусства: музыка, литература, живопись, графика, архитектура, дизайн.
Практическая часть.
Определение видов искусства по иллюстративному материалу, имеющих отношение к театру
Театр
Кинематограф
Архитектура

Скульптура

Живопись

Графика

Декоративно-прикладное
искусство

Музыка

Литература

Низкий уровень

Критерии оценки:
Средний уровень

Высокий уровень

Теоретическая часть
Учащийся не может
сформулировать и раскрыть
определение.
Учащийся не называет виды
искусства.

Учащийся
нечётко
формулирует, не полностью
раскрывает
определение.
Учащийся называет от 1 до 4
видов искусства.

Учащийся чётко
формулирует и раскрывает
определение. Учащийся
называет от 5 и более видов
искусства.

Практическая часть
Учащийся не определяет
виды искусства.

Учащийся определяет от 1
до 5 видов искусства.

Учащийся определяет
от 6 до 9 видов
искусства.

Итоговая аттестация
Форма: проектная работа
Содержание аттестации:
Практическая часть.
Проектная работа «Театр в жизни человека».
Выполнить проект на заданную тему в виде рекламного буклета.

Критерии оценки
Результаты работы оцениваются по следующим критериям и показателям:
Критерии оценки
Количество баллов
Высокий
Средний
Низкий
Эстетичность
5
3
1
Оригинальность,
5
3
1
творческий подход
Содержательность
5
3
1
Грамотность
5
3
1
Информационная
5
3
1
насыщенность
Итого
25
15
5

Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, актовый зал, ПК, звуковые колонки, видео- и аудиоматериалы. Наличие
костюмерной .
Литература
1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание
школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
4. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2000
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2000
6. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2003.
10. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2003.
11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 2004.
12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2006

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11
классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.:
Речь, 2006. – 125 с.
3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического
произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. - 144с.
4. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного
возраста
5. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
6. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.:
Просвещение. – 1978. – 176 с.
9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
10. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
11. Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006. –
208 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
14. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.
16. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –
2000. – 96 с.
17. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу
в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18. Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А. Ладыженская.
- М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
19. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
20. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. - М.:
ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21. Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я вхожу в
мир искусств”), 2008. - 192 с.
23. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей.
– Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008.
– 144 с.
26. Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.: ВЦХТ
(“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27. Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2000.
– 144с.
28. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

29. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
30. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
32. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению
сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008.
– 176 с.
34. Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
35. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и
репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
36. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –
2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. –
Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. –
Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: УФактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство
АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.

ХОД ПОДГОТОВКИ СОЗДАНИЯ КРУЖКА:
1. Выбрать из числа старших школьников ведущего (им может быть также пионервожатый
или классный руководитель).
2. Создать творческую группу «театроведов», которые дадут задания школьникам:
«историкам» — подготовить рассказ об истории возникновения театра, о его развитии;
«музыкантам» — разработать музыкальную викторину; «актерам» — провести игру «Сценическая
импровизация»; «костюмерам» — провести конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
3. Для проведения практических заданий пригласить артистов театра, участников школьной
художественной самодеятельности.
4. Прочитать книги о театре (см.: Куликова К. Труба, личина и кинжал. Л., 1972;
Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программе. М., 1975; Макаров Л. С утра до вечера
в театре. Л., 1973).
План-конспект:
1. Вступительное слово ведущего (тезисы):
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра!
Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь,
искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать
артистами, но боятся в этом признаться.
Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский,
выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих
способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность,
впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность,
самообладание, находчивость ...»
Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие
силы.
2. Выступление «историков». Рассказ о происхождении театра, о лучших театрах страны,
известных актерах.
3. Выступление «музыкантов». Отгадайте, из каких музыкальных сказок звучит эта музыка и
нарисуйте иллюстрации к ней («Приключения Буратино» А. Рыбникова, «Волк и семеро козлят» М.
Коваля, «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова,
«Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро» А. К. Лядова и др. ).
4. Выступление «актеров». Игра «Сценическая импровизация».
«Актеры» рассказывают об искусстве сценической импровизации. Импровизация — это такая
игра, которая включает в себя разнообразное множество игр, и каждая из них никогда не имеет
однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Задание 1. Разыграть ситуацию знакомства двух своих сверстников, встретившихся... на
именинах у Мухи-Цокотухи.
Задание 2. Представить, что палка — это тяжелая гиря. Продемонстрировать действия с
палкой-«гирей». Можно взять книгу, мяч и т. п. и представить их себе совсем в другом качестве.
Например, с мячом обращаться, как с букетом цветов. Остальные участники игры должны угадать
по действиям ребят, какой именно это предмет.
Задание 3. Разбить класс на две команды. Первая команда должна инсценировать басню И. А.
Крылова «Зеркало и Обезьяна», в которой участвуют не три исполнителя (Чтец, Обезьяна и
Медведь), а пять (две Обезьяны, два Медведя и Чтец). Никакого зеркала в басне быть не должно:
им будут «отражения» — двойники Обезьяны и Медведя. Вторая команда может инсценировать
басни И. А. Крылова «Квартет» или «Слон и Моська», (см.: Крыловский вечер в школе. М., 1969, с.
90 — 95).
Подведение итогов: какая команда лучше выполнила все задания.
5. Выступления «костюмеров». Конкурс «Подбери костюм сказочному герою».
Ведущий выносит реквизит: бумагу, краски, ножницы, клей, кусочки материи и др. Каждой
команде за 10 — 15 минут предлагается изготовить костюм: Черномора, Мальвины, доктора
Айболита, Золушки, Карабаса-Барабаса (на выбор) и продемонстрировать его.

План дальнейшей работы:
1. Подготовить театральную игру-импровизацию для младших классов «Приходите к нам в
театр!» (См.: Матвеев В. Ф. Октябрята — дружные ребята! М., 1981, с. 152 — 157).
2. Побывать на спектаклях в ТЮЗе. Провести обсуждение одного из них.
3. Провести конкурс иллюстраций к просмотренному спектаклю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «БОРМОГЛОТ»
Тема занятия
Часы

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Виды искусств
Зарождение театрального искусства на заре человечества
Искусство грима и макияжа
Практическое занятие № 1 «Азы нанесения грима»
Репетиция миниатюр «Воспитание», «Помощники»
Репетиция театральной постановки «Царица «осень»
Эмоции как средства выражения чувств
Практическое занятие №2 «Развитие правильного дыхания»
Репетиция миниатюры «алло, алло, А.А.», «Тихо в селе»
Театральный костюм
Практическое занятие № 3 «Изготовление карнавальных
масок»
Репетиция миниатюры «Новогодний каламбур»
Искусство пантомимы
Практическое занятие № 4 «Постановка пантомим»
Речевое искусство
Практическое занятие № 5 «Речевые приемы и их
применение»
Искусство диалога
Практическое занятие № 6 «Ролевое чтение»
Репетиция миниатюр «Призыв»
Искусство монолога
Практическое занятие № 7 «Техника чтения монологов»
Искусство декорации
Практическое занятие № 8 «Изготовление декораций»
Искусство музыкального оформления
Практическое занятие № 9 «Технические приемы
музыкального оформления»
Сценарий и «секреты» его составления
Практическое занятие № 10 «Составление сценария»
Репетиция театрально - музыкальной постановки «Годы,
опаленные войной»

1
1
1
3
3
3
2
3
3
2
3
3
1
3
2
3
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3
3

№ и/и

Тема занятия

Часы

Вводное занятие
Зарождение театрального искусства на заре
человечества
Ъ
Игры на знакомство
Массовые игры
Массовые игры
Обрядовые игры. Хороводы
Театральная игра
Искусство грима и макияжа
Практическое занятие № 1 «Азы нанесения грима»
Репетиция миниатюр «Воспитание», «Помощники»
Репетиция театральной постановки «Царица «осень»

3
3

Эмоции как средства выражения чувств
Практическое занятие №2 «Развитие правильного
дыхания»
Репетиция миниатюры «алло, алло, А.А.», «Тихо в
селе»
Театральный костюм
Практическое занятие № 3 «Изготовление
карнавальных масок»
Репетиция миниатюры «Новогодний каламбур»
Искусство пантомимы
Практическое занятие № 4 «Постановка пантомим»
Речевое искусство
Практическое занятие № 5 «Речевые
приемы и их применение»
Искусство диалога
Практическое занятие № 6 «Ролевое чтение»
Репетиция миниатюр «Призыв»
Искусство монолога
Практическое занятие № 7 «Техника чтения
монологов»
Искусство декорации
Практическое занятие № 8 «Изготовление
декораций»
Искусство музыкального оформления
Практическое занятие № 9 «Технические
приемы музыкального оформления»
Сценарий и «секреты» его составления
Практическое занятие № 10 «Составление сценария»

2
3
3

Репетиция театрально - музыкальной постановки
«Годы, опаленные войной»

3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «БОРМОГЛОТ»

3
3
3
3
1
3
3
3

2
3
3
1
3
2
3
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Виды искусств
Зарождение театрального искусства на заре
человечества
Искусство грима и макияжа
Практическое занятие № 1 «Азы нанесения грима»
Репетиция миниатюр «Воспитание», «Помощники»
Репетиция театральной постановки «Царица «осень»
Эмоции как средства выражения чувств
Практическое занятие №2 «Развитие правильного
дыхания»
Репетиция миниатюры «алло, алло, А.А.», «Тихо в
селе»
Театральный костюм
Практическое занятие № 3 «Изготовление
карнавальных масок»
Репетиция миниатюры «Новогодний каламбур»
Искусство пантомимы
Практическое занятие № 4 «Постановка пантомим»
Речевое искусство
Практическое занятие № 5 «Речевые
приемы и их применение»
Искусство диалога
Практическое занятие № 6 «Ролевое чтение»
Репетиция миниатюр «Призыв»
Искусство монолога
Практическое занятие № 7 «Техника чтения
монологов»
Искусство декорации
Практическое занятие № 8 «Изготовление декораций»
Искусство музыкального оформления
Практическое занятие № 9 «Технические
приемы музыкального оформления»
Сценарий и «секреты» его составления
Практическое занятие № 10 «Составление сценария»
Репетиция театрально - музыкальной постановки
«Годы, опаленные войной»

Часы
1
1
1
3
3
3
2
3
3
2
3
3
1
3
2
3
2
3
3
2
3
2
3
2
3
2
3
3

Информационное обеспечение программы.
1.
Алпатов М. Искусство. Книга для чтения. М., 1989.
2.
Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитание. М.. 1986.
3.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Астпресс. 1999.
4.
Гиппус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.:
«Искусство», 1967.
5.
Дополнительное образование детей Российской Федерации: сборник
нормативно-правовых документов (1995-1996),
под ред. А.К. Бруднова. М., 1995.
6. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений. Под ред. О.Е. Лебедева. М.: «Владос». 2000.
7.Зись А. Виды искусства. М.: «Искусство», 1983.
8.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.. 1989.
9.
Игры - обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В.. М., 1994.
10.
Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999.
11.
Кипнис М. Драмотерапия. М. 2001.
12.
Манн Т. Речь о театре. Воспитание чувства слова. М. 1989.
13.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М: Просвещение,
1995.
14.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры)М.: «Знание».
1976.
15.
Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.
16.
Селевко Г.к. Современные образовательные технологии. М.: «народное
образование», 1998 .
17.
Станиславский К.С. Собрание сочинений.
18.
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.:
«Академия». 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».