Занимательная грамматика (Ляпина О.Ю. )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора № 225 от 04.09.2023

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Занимательная грамматика»

Возраст детей: 6-7 лет (1 класс)

Срок реализации: 2023-2024 уч.год

Составил (а):
Ляпина О.Ю.
учитель начальных классов

Архангельск
2023

I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без
интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на
вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на
помощь приходит программа “Занимательная грамматика”.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими
школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей,
развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом
по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним
звеном.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир
русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов
как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к
“Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по
русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без
хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на
занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и
письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского
языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у
младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с
первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по
воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс
“Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием
правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и
закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка,
обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы,
игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки,
считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в
большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и
запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной
язык.
Необходимость программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать
учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное
путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.


Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.


Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «Путешествия по Стране Слов»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
 научность;
 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся.


Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало
пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий


лекции;






практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
 теоретическая;
 практическая.


V. Основные методы и технологии





технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:





осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:




определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:



находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:



оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других;



учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими
согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Содержание
Раздел 1 «Путешествие по стране Слов». В мире безмолвия и неведомых звуков. В страну слов.
Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам
Страны Слов. Чудесные превращения слов. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с
Радугой. В Страну Говорящих Скал. В глубь веков на Машине времени. В Королевстве ошибок. В Страну
Слогов. Неожиданная остановка в пути.
Раздел 2 «Секреты орфографии». В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам
разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В Театре близнецов. Конкурс знающих. Новое
представление. Необычный урок. Следопыты развлекают гостей. В Клубе весёлых человечков. К словам –
родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Тема

№
п/п

1.
2.

Количество часов
Общее
количество
часов

Путешествие по стране Слов.
Секреты орфографии.

Итого

34
38
72

Теория

Практика

(или
аудиторные
занятия)

(внеаудиторные
занятия)

30
33
63

4
5
9

Тематическое планирование (72 часов)
№

1-2

Тема занятия
1. Путешествие по
стране Слов.
В мире безмолвия и неведомых
звуков.

3-4

В страну слов. Первые встречи.

5-8

К тайнам волшебных слов.

9-10

Выбор друзей в Стране Слов

11-12

К несметным сокровищам Страны
Слов.

13-15

Чудесные превращения слов.

16-19

В гости к Алфавиту.

20-21

К тайнам звуков и букв.

22-23

Встреча с Радугой.

24-25

В Страну Говорящих Скал.

26-27

В глубь веков на Машине времени.

28-30

В Королевстве ошибок.

31-32

В Страну Слогов.

33-34

Неожиданная остановка в пути.

35-37

2. Секреты орфографии.
В удивительном городе Неслове.

Содержание
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов».
Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры
«Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание
загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды».
Рассказ «Снежные слова».
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок,
прослушивание стихов и рассказов о волшебных
словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную
силу».
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только
хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад
Добрых слов.
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о
духовном богатстве и богатстве русского языка.
Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее
толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто
больше?», «Цепочка слов».
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры
«Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».
Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое
путешествие от А до Я». Знакомство с
орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А».
Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец»,
«Помоги Р».
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в
произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал».
Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги
«Трудные буквы».
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна
госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана
«Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том,
как наши предки научились писать и считать.
Головоломка «Заколдованные слова»
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые
родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов
и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная
яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое
декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с
мячом «Продолжи слово».
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое
слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ
учителя о речи.
Работа со словарём. Инсценирование рассказа
«Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова»,

«Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка
«Перекрёсток».
Разгадывание ребусов. Многозначные слова.
Угадывание слов по их значению. Разыгрывание
сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад,
ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

38- 41

Чудеса в Стране Слов.

42-43

К словам разнообразным,
одинаковым, но разным.

44-47

На карнавале слов.

48-49

В Театре близнецов.

50-52

Конкурс знающих.

53-54

Новое представление.

55-56

Необычный урок.

57-58

Следопыты развлекают гостей.

59-60

В Клубе весёлых человечков.

61-63

К словам – родственникам. Почему их Рассказ учителя о родственных словах. Игра
так назвали?
«Замечательный сад». Подбор родственных слов.
Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание
ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Промежуточная аттестация
Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ
учителя). В «музее» древних слов.
Полёт в будущее.
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка».
Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Итоговое занятие.
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами
синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование
рассказов, рассказов.
Итоговая аттестация

64
65-67
68-70
71

72

учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию.
Игры со словами – двойниками.
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.
Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос».
Конкурс загадок.
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс
знающих». Головоломка «дай толкование каждому
слову». Игры с омонимами, омофонами.
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова
«Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый
аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы
(рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра
«Найди друзей».
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы
(рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами –
антонимами.
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки,
игры, пословицы, стихотворения с антонимами.
Прослушивание сказок, рассказов.
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и
антонимов. Игра в омонимы.

Материально-техническое обеспечение
15 парт, 30 стульев, интерактивная доска, ПК, презентационный материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
2.
3.
4.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара.
Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».