История Русского Севера в лицах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ИСТОРИЯ РУССКОГО СЕВЕРА В ЛИЦАХ»

Составитель: Фельдман Ф.М.
Педагог дополнительного образования.

Архангельск,
2023 год

Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования
«История Русского Севера в лицах» предназначена для учащихся 14 -16 лет.
Программа рассчитана на 72 часа. Рабочая программа предусматривает
расширение и углубление знаний учащихся регионального компонента предмета
«История».
Программа «История Русского Севера в лицах» предполагает изучение жизни и
деятельности исторических личностей на севере с конца древнейших времен до наших
дней. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются
прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие
ценности теряют свой смысл. Все больше распространяется исторический нигилизм,
история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс
истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий,
повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в
тот, или иной период, а, в конечном счете, сыгравших заметную роль в истории
развития нашего государства. Новое общество требует от всех сотрудничества,
толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия
предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его
гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знания истории своей страны.
Программа дополнительного образования ориентирована на дополнение и углубление
знаний учащихся о важнейших деятелях России и других государств, чья деятельность
оставила заметный след в истории России и Мира.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается не
только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся,
но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его
экологическим и социальным проблемам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основными

целями

программы

являются:

- сформировать у учеников понимание исторического прошлого в связи с тенденциями
современного

развития

России

и

мира;

- создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и
ценностей

прошлого

в

их

связи

с

настоящим;

- познакомить выпускников с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических

деятелей

в

формировании

Задачами

судеб

государства.

программы

являются:

1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития
России,

роли

политических

деятелей

в

её

судьбе;

2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более

глубокого

осмысления

исторической

действительности;

3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на
практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в
общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного

мышления;

6) развитие исторического мышления школьников на базе материала программы.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям,
нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных
оценок, практическому применению полученных знаний. Технология учебнопознавательной деятельности при изучении программы направлена на формирование
позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также
индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и
межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению,
высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность программы дополнительного образования «История севера в
лицах» состоит в том, что учащиеся должны знать и понимать роль личности в
истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии общественных и политических
деятелей. Также описывать биографии и называть достижения выдающихся
представителей науки и культуры. Рассмотрение вопросов программы важно в
контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: ученики 14–16 лет
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным,
целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно,
планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую

интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота,
системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение
опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного
материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития
(Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется
система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному
аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная
программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков
способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по
содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и
память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых
процессов.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - ознакомительный.
Направленность – туристка-краеведческая
Объем программы: 72 часа (2 часа в неделю)
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Формы работы:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.
3. Коллективные.
Методы работы:
1. Лекция.
2. Практическая работа.
3. Квест.
Личностными результатами изучения программы являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
культуры

своего

народа,

своего

края;

усвоение

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2)

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире
профессий

и

профессиональных

предпочтений,

осознанному

построению

индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных
институтами

социализации

соответственно возрастному статусу обучающихся;

формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном
самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
6)

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
Метапредметными

результатами освоения

программы

внеурочной

деятельности в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного
анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы
достижения

цели

и

выбирать

наиболее

эффективный

способ,

осуществлять

познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение
функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;

3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою
позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения
интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и
позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности
в

области

использования

инструментальной

основы

информационно-коммуникационных
развития

регулятивных,

технологий

как

коммуникативных

и

познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование
навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к
сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать
широко распространенные инструменты и технические средства информационных
технологий.
Предметными

результатами изучения

программы

дополнительного

образования «История севера в лицах» являются:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории севера.
уметь:
• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических
событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала
учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания
при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях,
рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать

исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных
исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и
следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение.
Раскрытие программы дополнительного образование, описание целей, задач,
знакомство с темами проектных работ.
Раздел 2. Выдающиеся люди Архангельска
Краткая история города, экскурсия в Северный Арктический Федеральный
Университет, вклад Михаила Васильевича Ломоносова в науку, великий русский
скульптор Федот Иванович Шубин, Адмирал и полярный исследователь Михаил
Андреевич Лавров, священник Православной Российской Церкви, Иоанн
Кронштадтский, российский военно-морской деятель, ученый-кораблестроитель
Кутейников Николай Евлампиевич.
Раздел 3. Выдающиеся люди Мурманска
Видео путешествие по городу Мурманск, знаменитые спортсмены города Мурманск,
знакомство с музыкантами и актерами города Мурманск, известные ученые города
Мурманск, участники Великой отечественной войны.
Раздел 4. Выдающиеся люди Республики Коми. Сыктывкар
Презентации учеников о Республике Коми, викторина о священнослужителе,
переводчике литературы религиозного и светского содержания Шергине Александре
Васильевиче, Русский, американский социолог и культуролог, педагог. Один из
основоположников теорий социальной стратификации и социальной
мобильности. Питирим Александрович Сорокин, занятие – практикум о вкладе
Советском государственном и партийный деятеле Иване Павловиче Морозове, Андрей
Андреевич Цембер, исследователь Европейского Севера России. Андрей Владимирович
Журавский.
Раздел 5. Выдающиеся люди Норильска
Норильск. Становление города, Чин-Мо-Цай Владимир Иванович, Почетные граждане
города Норильск, Рожденные в Норильске. Знаменитые современники.
Раздел 6. Выдающиеся люди Северодвинска.
Северодвинск. История города, спортивные команды Северодвинска, первостроители
города, Александров Анатолий Петрович, Почётные граждане Северодвинска.
Раздел 7. Выдающиеся люди Соликамска
История города Соликамск, братья Калинниковы, вклад в российскую экономику
Баньковского Лева Владимировича, детский писатель Давыдычев Лев Иванович,

художник Дмитриев Олег Алексеевич, Корниенко Нина Григорьевна, круглый стол
спортсмены Соликамска.
Раздел 8. Выдающиеся люди Петрозаводска
История города Петрозаводск, Георгий Ефимович Пименов, Петр Петрович
Шиловский, градоначальники Петрозаводска, спортсмены Петрозаводска, Николай
Феопемптович Соловьёв, Дмитрий Михайлович Балашов, Кораблев Николай
Александрович, Белонучкин Олег Александрович, Владимир Григорьевич Бондаренко,
Харитонов Александр Павлович.
Раздел 9. Выдающиеся люди Нарьян-Мара
История Нарьян-Мар, Абесадзе, Владимир Ильич, Новицкий, Дмитрий Вячеславович,
Шестаков Клавдий Александрович, Почетные граждане г. Нарьян-Мара.
Раздел 10. Промежуточная и итоговая аттестация
Учебно-тематический план
Тема

Общее
количество
часов

В том числе
Теоретические Практические

Раздел 1. Введение
Раздел 2. Выдающиеся люди Архангельска
Раздел 3. Выдающиеся люди Мурманска
Раздел 4. Выдающиеся люди Республики Коми.
Сыктывкар
Раздел 5. Выдающиеся люди Норильска
Раздел 6. Выдающиеся люди Северодвинска
Раздел 7. Выдающиеся люди Соликамска
Раздел 8. Выдающиеся люди Петрозаводска
Раздел 9. Выдающиеся люди Нарьян-Мара

1
7
6
7

1
4
3
4

0
3
3
3

7
8
9
16
10
2

3
3
4
8
5
0

4
5
5
8
5
2

Промежуточная и итоговая аттестация
35
Итого
72
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1. Введение

38

Тема занятия

Содержание деятельности

Введение Организационное занятие

Лекция - практикум

Тема 1. Выдающиеся люди Архангельска
2.

Путешествие по морю с Семёном
Ивановичем Дежневым

Занятие-практикум (работа с
картой и Интернет-ресурсами)

3–4.

Михаил Васильевич Ломоносов

Экскурсия в САФУ

5.

великий русский скульптор Федот
Иванович Шубин

Практикум. Презентации
учащихся

6.

Адмирал и полярный исследователь
Михаил Андреевич Лавров

Занятие-конференция

7.

священник Православной Российской

Лекция - практикум

Церкви, Иоанн Кронштадтский
8.

российский военно-морской деятель,
ученый-кораблестроитель Кутейников
Николай Евлампиевич

Презентации учащихся

Тема 2. Выдающиеся люди Мурманска
9.

Мурманск. 1916

Видео путешествие

10.

Знаменитые спортсмены города
Мурманск

Круглый стол

11.

Музыканты и актеры города
Мурманск

Видео путешествие

12.

Ученые города Мурманск

Презентации учащихся

13–14.

Участники Великой отечественной
войны

Круглый стол

Тема 3. Выдающиеся люди Республики Коми. Сыктывкар.
15–16.

История Города Сыктывкар

Презентации учащихся

17.

Шергин Александр Васильевич

викторина

18.

Питирим Александрович Сорокин

Занятие-конференция

19.

Иван Павлович Морозов

Занятие-практикум

20.

Андрей Андреевич Цембер

Видео путешествие

21.

исследователь Европейского Севера
России. Андрей Владимирович
Журавский

Презентации учащихся

Тема 4. Выдающиеся люди Норильска.
22–23.

Норильск. Как он стал городом

Презентации учащихся

24.

Чин-Мо-Цай Владимир Иванович

Видео путешествие

25–26.

Почетные граждане города Норильск.

Круглый стол

27–28.

Рожденные в Норильске. Знаменитые
современники

Видео путешествие

Тема 5. Выдающиеся люди Северодвинска.
29–30.

Северодвинск. История города

Круглый стол

31.

Спортивные команды Северодвинска

Занятие-практикум (Интернетресурсами)

32–33.

Первостроители города

Экскурсия к Памятнику
первостроителям города (1978)

34.

Александров Анатолий Петрович

Лекция

35–36.

Почётные граждане Северодвинска

Презентации учащихся

Тема 6. Выдающиеся люди Соликамска.
37–38.

История города Соликамск

Презентации учащихся

39.

Братья Калинниковы

Круглый стол

40.

Баньковский Лев Владимирович

Занятие-конференция

41.

Давыдычев Лев Иванович

Видео путешествие

42.

Дмитриев Олег Алексеевич

Презентации учащихся

43.

Корниенко Нина Григорьевна

Презентации учащихся

44–45.

Спортсмены Соликамска

Круглый стол

Тема 7. Выдающиеся люди Петрозаводска.
45–46.

История города Петрозаводск

Круглый стол

47

Георгий Ефимович Пименов

Презентации учащихся

48

Петр Петрович Шиловский

Видео путешествие

49-50

Градоначальники Петрозаводска

Презентации учащихся

51–53.

Спортсмены Петрозаводска

Занятие-конференция

54–55.

Николай Феопемптович Соловьёв

Презентации учащихся

56.

Дмитрий Михайлович Балашов

Круглый стол

57.

Кораблев Николай Александрович

Презентации учащихся

58.

Белонучкин Олег Александрович

Занятие-практикум (Интернетресурсами)

59.

Владимир Григорьевич Бондаренко

Презентации учащихся

60.

Харитонов Александр Павлович

Квест

Тема 8 Выдающиеся люди Нарьян-Мара.
61–62.

История Нарьян-Мар

Викторина
Круглый стол

63.
Абесадзе, Владимир Ильич
64–65.

Новицкий, Дмитрий Вячеславович

Презентации учащихся

66–67.

Шестаков Клавдий Александрович

Презентации учащихся

68–70

Почетные граждане г. Нарьян-Мара

Круглый стол

Промежуточная и итоговая аттестация.
71–72.

Проектные работы

Защита работ

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
Промежуточная и итоговая аттестация
Форма: проектная работа
Содержание аттестации:
Проект по выбранной теме
Критерии оценки:
1. Соответствие содержания теме
2. Раскрытие темы.
3. Наличие исследования.
Итоговая аттестация
Защита проекта
Критерии оценки:
1. Наличие наглядности.
2. Эрудированность.
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, учебная мебель 15 столов, 30 стульев, ПК, интерактивная доска,
звуковые колонки, видео- и аудиоматериалы.

Литература
1. Булатов, В. Н. Русский Север: [В 3 кн.] / Владимир Булатов ; Помор. гос. ун-т им.
М. В. Ломоносова. - Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та, 1997
2. Вакушенко,

В.

И.

Имена

в истории:

энциклопедия

Женщины

в истории Соликамска / Виктор Иванович Вакушенко. - 1-е изд. - Соликамск :
Типограф, 2022
3. Вечерний Северодвинск. Истории нашего

города…

:

[Ежегод.

сб.].

-

Северодвинск : Сев. неделя, 2001-.
4. Город в историях людей. Архангельск : избранные тексты и методические
рекомендации по сбору интервью / Петров Н. В., Павлиди Я. И. - Москва : Неолит,
2021. – 340
5. Город

в историях людей. Мурманск :

избранные

тексты

и

методические

рекомендации по сбору интервью / Матвеева Э. Г., Петрова Н. С., Петров Н. В. - Москва
: Неолит, 2021. – 205

6. Гунина, С. Н. Лица улиц : история города Норильска в истории норильских улиц
/ Светлана Гунина. - 2-е изд., испр. и доп. - Норильск : Кактус, 2017. – 342
7. Денисов, В.В. История Норильска : сборник краеведческих очерков / В. Денисов,
С. Стрючков, Л. Стрючкова. - Норильск : АПЕКС, 2013. - 431 с.
8. История Архангельского Севера с 1914 г. до наших дней : учебное пособие для
учащихся 10-11-х классов общеобразовательных организаций : базовый и углублённый
уровни : в двух книгах / Р. Ю. Болдырев, П. С. Журавлёв, О. В. Зарецкая [и др.]
9. История Петрозаводска: власть и горожане : [монография / А. Ю. Жуков и др. ;
науч. ред-ры: А. Ю. Жуков, А. И. Бутвило] ; Карельский науч. центр Российской акад.
наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Петрозаводск : Карельский науч. центр РАН, 2008. –
373.
10. Канев Ю.В. История Ненецкого края. Пособие по краеведению. 2005 год
11. Киприянов, В.А. История Архангельска [Текст] /. - Архангельск : Родина
Ломоносова, 1995. – 334
12. Крестинин, В.В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792.
13. Самарин, А. В. История Коми научного центра Уральского отделения АН СССР:
становление и развитие : 1944-1991 гг.
14. Соликамский

государственный

педагогический

институт.

Ученые записки. Вып. 4: Соликамск 575-летний: начало соликамсковедения. История,
археология, музееведение и туризм. Вып. 4. - 2005. - 243 с.
15. Страницы истории Петрозаводска : учеб.-метод. пособие для учителя по курсу
История Петрозаводска / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват.
учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т ; [сост. В. В. Волохова, Е. В.
Дианова, С. Н. Филимончик]. - Петрозаводск : ГОУВПО "ПетрГУ", 2004. - 95 с
16. Стрючков, С. А. История строительства города. Современный Норильск
17. Стрючков, С. А. Начало промышленного Норильска. История Норильлага :
[методические рекомендации : 0+] / [Станислав Стрючков] ; Фонд президентских
грантов. - Норильск : 2018.
18. Творцы

и

персонажи

Великого

арктического

города

:

очерки

по истории культуры Мурманска : / П. В. Федоров 2022. - 346 с.
19. Ушаков, И. Ф. Мурманский край на уроках истории [Текст] : Метод. пособие для
учителей сред. школы. - Мурманск : Кн. изд-во, 1978. - 119 с.
20. Филимончик, С. Н. История Петрозаводска : Учеб. пособие / С.Н. Филимончик,
М.Л. Гольденберг. - Петрозаводск : Карелия, 2003 (Петрозаводск : ГП Тип. им.
П.Ф.Анохина). – 278

21. Чупров, А.А. Нарьян-Мар. Заполярная столица, 2004 год — 216 стр.
22. Шестаков, И. В. Исторический путеводитель по г. Соликамску / [Свящ. Иаков
Шестаков]. - Соликамск : Религ.-просвет. изд-во свящ. Иакова Шестакова: "Прикам.
летописец", 1917.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».