Патриот

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

Программа дополнительного образования
«ПАТРИОТ»

Составил:
Педагог дополнительного образования
Ельцов А.А.

Архангельск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе комплексного анализа литературы по патриотическому
воспитанию и на основе примерных программ. Начальное и основное образование/ [В.А.
Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.].
Актуальность.
Обществу
нужны
здоровые,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его
благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию
патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество),
любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам,
защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление.
Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании
социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др.
компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к
Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной
составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее
социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и
социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в
деятельности личности на благо Отечества.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего
поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Изменения
политической обстановки в мире требуют укрепления мощи Отечества, повышения его
обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания
подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания
детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки молодежи к
военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии учителя,
социального работника, врача, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных
органов и другие социально значимые профессии.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный
процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое
развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна
проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие
интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Таким образом, цель программы: формирование активной гражданской позиции и
развитие патриотических чувств в процессе, интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития, подготовка к защите Отечества.
Задачи:
компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, в области истории
Отечества и Вооруженных сил, физической культуры и спорта, гигиены, медицины, культуры
и права.
- развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить
соответствующую подготовку, выработка готовности к достойному служению обществу и
государству.
развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовнонравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества
и государства, национального самосознания через воспитание силы воли, мужества,
стойкости, гражданственности и патриотизма.
Направленность – физкультурно-спортивная
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 72 часа
Контингент: учащиеся в возрасте 12-17 лет.
Формы и режим занятий:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.

3. Коллективные.
Методы работы:
1. Лекции
2. Консультирование.
3. Практикумы
4. Игры
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные:
- становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту
Родины;
- воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов
и молодёжи, преемственность;
- создание условий для раскрытия обучающегося как гармонично развивающейся
личности, с большим творческим потенциалом;
- пополнение музея школы новыми экспонатами;
- привлечение как можно большего количества сверстников к активным формам
гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности
поколений.
- формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части
государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части
правового государства, способного к сотрудничеству с другими.
Предметные:
- основные этапы тактической и огневой подготовки;
- виды оружия (огневое, химическое, радиационное);
- использовать из области географии (топография);
- основы психологической подготовки;
- основы военно-медицинской подготовки.
Метапредметные.
- обобщение чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства
любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего
народа.
- соотнесение и обобщение умений и потребности сохранять и приумножать богатства
страны.
Содержание программы
1. Тактическая подготовка – 5 часов (обучение подготовке и ведению боя, выработка у
каждого военнослужащего умений и качеств, необходимых для успешного ведения
современного боя).
2. Огневая подготовка – 8 часов (изучение оружия, строения, сборка и разбор автомата).
3. Радиационная, химическая и биологическая защита – 7 часов (изучение вида
оперативного (боевого) обеспечения действий РВСН; осуществляется с целью ослабить
воздействие на части и подразделения соединения (части) поражающих факторов оружия
массового поражения (ОМП), разрушений (аварий) радиационно, химически и биологически
опасных объектов (РХБ опасных объектов), высокоточного и других видов оружия).
4. Социально-психологическая подготовка – 5 часов (социально-психологическое
тестирование, основы психологии общения, развития).
5. Строевая подготовка – 8 часов (развитие навыков строевой подготовки).
6. Физическая подготовка – 15 часов (занятия ОФП - бег, прыжки, эстафеты, кросс).
7. Военно-медицинская подготовка – 10 часов (знания о первой медицинской помощи).
8. Основы топографии – 5 часов (особенности ориентирования на местности,
топографический план и карта, условные знаки).
9. Основы полевой выучки – 5 часов (организация работы полевого лагеря, экспедиции).
10. Эколого-краеведческая подготовка – 4 часа (изучение особенностей родного края).

Учебный план
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Название раздела

Тактическая подготовка
Огневая подготовка
Радиационная,
химическая
и
биологическая защита
Социально-психологическая
подготовка
Строевая подготовка
Физическая подготовка
Военно-медицинская подготовка
Основы топографии
Основы полевой выучки
Эколого-краеведческая подготовка
Итого

Количество часов
Всего
5
8
7

Теория
1
3
4

Практика
4
5
3

5

4

1

8
15
10
5
5
4
72

1
3
5
1
2
1
25

7
12
5
4
3
3
47

Тематическое планирование
№
1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

Мероприятие
Содержание
История развития. Виды рукопашного боя.
Тактическая подготовка (5ч)
История развития рукопашного
боя в России.
Элементы страховки.
Страховка при падении на бок. Страховка
при падении на спину. Страховка при
выполнении бросков и приемов. Защита от
удара ножом снизу, сверху, сбоку. Защита от
угрозы холодным оружием. Материальная
часть автомата Калашникова.
Ударная техника
Техника ударов руками. Техника ударов
ногами.
Техника
захватов.
Бросковая Захваты за одежду. Освобождение от
техника
захватов. Бросок «через бедро». Бросок
«передняя подножка». Бросок «задняя
подножка». Бросок «подсечка». Бросок
«отхватом».
Передвижение на поле боя
Способы передвижения на поле боя.
Действия при обороне и в наступлении.
Действия
в
различных
составах
подразделения.
Примитивное
оружие.
Средневековое
Огневая подготовка (8ч)
История оружия от древних оружие. Оружие современности.
времен до современности.
Виды вооружения Российской Холодное,
огнестрельное,
метательное.
армии.
Оружие массового поражения. Техника
безопасности
при
стрельбе.
Правила
заряжания и разряжения. Прицеливание и
производство
выстрела.
Техника
безопасности при выполнении броска
гранаты.
Положения
для
метания.
Последовательность осуществления броска.
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство,
назначение,
тактикотехнические характеристики.

9.
10
11
12
13
14

15

16.
17.
18.
19.
20.

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Практикум по огневой подготовке

Сборка и разбор автомата. Стрельба в тире.
Уход за оружием.

Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды
ядерных взрывов и их отличия по внешним
признакам.
Характеристика
поражающих
факторов
ядерного взрыва и их воздействия на
организм человека, боевую технику и
сооружения. Способы защиты
Химическое оружие
Виды химического оружия
Последствия
применения Характеристика
поражающих
факторов
химического оружия
химического оружия. Способы защиты
Биологическое оружие
Особенности биологического оружия.
Последствия
применения Способы защиты. Средства индивидуальной
биологического оружия
защиты (противогаз, респиратор и др.)
Зажигательные вещества
Характеристика зажигательных веществ
Средства
применения
зажигательных
веществ. Способы защиты личного состава,
вооружения,
техники,
боеприпасов,
материальных средств и фортификационных
сооружений от зажигательного оружия.
Средства пожаротушения, находящиеся на
штатной технике, и их использование.
Действия личного состава при попадании
зажигательных веществ на обмундирование,
средства
индивидуальной
защиты,
вооружение, технику и фортификационные
сооружения.
Оказание
помощи
при
поражении зажигательным оружием.
Изучение понятий «психотренниг», понятия
Социально-психологическая
«коллектив»,
«самооценка»,
правила
подготовка (5ч)
Психологическая подготовка к адаптации в новом коллективе.
службе в Вооруженных силах
Психологическая устойчивость
Основы психологической устойчивости
Психологическая готовность к Основы психологической готовности к бою
бою
Способы
формирования Изучение
способов
формирования
психологической готовности
психологической готовности к ведению боя
Практикум
«Социально- Социально-психологическое тестирование
психологическая подготовка»
Элементы. Виды. Управление строем.
Строевая подготовка (8ч)
Строй и его элементы
Обязанности перед построением и в строю.
Строевая стойка и выполнение Команды:
«Становись!»,
«Равняйсь!»,
команд
«Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Строевая стойка и выполнение
команд
Повороты на месте и в движении.
Повороты
«Налево!»,
«Направо!»,
«Кругом!».
Строевой
шаг.
Походный
шаг.
Повороты на месте и в движении.
Построение
в
шеренгу,
колонну.
Перестроения. Движение в колонне в обход,
по кругу. Движение в колонну по одному, по
два, по три.
Радиационная, химическая и
биологическая защита (7ч)
Ядерное оружие
Последствия применения ядерного
оружия

32.
33.
34.

35.
36.

37.
38.
39.
40.

41.
42.

43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.

55.

Воинская
приемы.

честь.

Строевые Строевая стойка. Выход из строя и
возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Разучивание и тренировка в выполнении 1-го
Физическая подготовка (15ч)
Гимнастика
комплекса вольных упражнений, положений
наскока и соскока со снаряда и действий у
снарядов, упражнений на гимнастической
скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по
канату (шесту), с тяжестями.
Акробатика
Разучивание и тренировка в выполнении
упражнений: на перекладине – подтягивание;
на брусьях – сгибание и разгибание рук в
упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через
козла в длину;
Акробатика
Тренировка в выполнении упражнений с
тяжестями и в лазанье по канату (шесту).
Рукопашный бой
Изготовки к бою без оружия. Передвижения
в боевой стойке. Приемы самостраховки.
Занятие 2 Приемы нападения и защиты с
автоматом (начальный комплекс приемов
рукопашного боя РБ-Н).
Занятие 3 Приемы нападения и защиты
(комплекс приемов рукопашного боя РБ-1,
РБ-2).
Преодоление препятствий
Изучение общего контрольного упражнения
на единой полосе препятствий по элементам.
Изучение техники метания гранат с места и в
движении. Тренировка в метании гранат на
точность и дальность.
Ускоренное передвижение
Начальное обучение технике бега. Техника
бега на короткие дистанции, старт, финиш.
Техника бега на средние и длинные
дистанции и пересеченной местности.
Лыжная подготовка
Строевые приемы с лыжами и на лыжах.
Обычный и бесшажный ходы. Передвижение
на лыжах до 5 км.
Практикум ОФП
Выполнение
различных
упражнений,
обобщение
Военно-медицинская подготовка Осмотр места происшествия. Осмотр
пострадавшего. Признаки жизни и смерти.
(10ч)
Принципы
оказания
первой
медицинской
помощи
в
неотложных ситуациях.
Основы реанимации
Изучение и выполнение реанимационных
мероприятий.
Ранения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и
правила наложения повязок на раны.
Кровотечения
Виды кровотечений. Способы остановки
кровотечений. Правила наложения жгута.
Травмы
опорно-двигательного Вывихи, растяжения, разрывы связок.
аппарата.
Переломы
Переломы конечностей. Оказание первой
помощи. Правила наложения шин. Способы
транспортировки пострадавших.
Ожоги
Виды ожогов. Правила оказания помощи при

ожогах
Электробезопасность. Правила оказания
помощи при поражении электрическим
током

56.

Электротравмы

57.
58.
59.

Практикум «Первая помощь»

60.

Ориентирование с использованием крупных
форм рельефа, чтение карт и планов.
Компас и карта
Ориентирование с помощью компаса и
карты. Ориентирование с картой без компаса.
Погрешности в ориентировании.
Азимут.
Практикум
по Определение азимута и отработка навыков
ориентированию
по
азимуту.
Сопоставление
способов
ориентирования.
Промежуточная
аттестация.
Тестовая работа
Назначение привалов, их периодичность и
Основы полевой выучки (5ч)
Привалы и ночлеги
продолжительность. Личное и групповое
снаряжение. Ночлег в полевых условиях:
выбор места, распределение обязанностей
при устройстве бивака. Меры безопасности
при ночлегах в полевых условиях. Охрана
природы в месте ночлегов.
Организация питания в полевых Питание войск в полевых условиях.
условиях.
Составление
и
гигиеническая
оценка
раскладки продуктов.
Костровое
хозяйство.
Меры Типы костров. Место для костра. Разжигание
безопасности.
костра. Безопасность.
Виды узлов. Способы переправы. Виды узлов. Узлы для связывания верёвок
одинакового и разного диаметров. Узлы для
закрепления концов верёвок. Специальные
узлы.
Техника преодоления различных Техника
прохождения
различных
элементов личной и командной препятствий: переправа по бревну, переправа
полосы препятствий
по
параллельным верёвкам,
навесная
переправа, «маятник», «бабочка».
Организация
похода/лагеря.
Сдача
Эколого-краеведческая
нормативов. Обобщение полученных знаний.
подготовка (4ч)

61.

62.

63.
64.

65.

66.
67.

68.

69.
70.
71.
72.

Основы топографии (5ч)
Основы
ориентирования
местности
Условные знаки

Обобщение полученных знаний
Карты и схемы. Правила работы с картой.
на Сопоставление карты с местностью.

Итоговая аттестация. Тестовая
работа
Контроль результатов программы
Промежуточная аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
Теоретическая часть.
1. Какие виды и рода войск Вы знаете?
Виды и рода войск: сухопутные войска, воздушно-космические силы, ВМФ, РВСН, ВДВ

Практическая часть.
Творческая работа «Звания сухопутных войск и ВМФ»
Материалы для проведения творческой работы:
1. Лист бумаги (А4).
2. Простой карандаш.
3. Ручка

Критерии оценки практической части
Результаты творческой работы оцениваются по следующим критериям и
показателям: Воспроизвести на память и изобразить на бумаге звания сухопутных
войск и ВМФ
После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням развития и
физической подготовке:
Уровень
Критерии оценивания уровня выполнения
Количество
физической
теоретической части
учащихся
подготовки и
теоретических
знаний
Высокий
1. Яркий эмоциональный отклик на все вопросы.
уровень
2. Глубокий, устойчивый интерес военному делу.
3. Активность при выполнении практической
работы.
4. Учащийся называет от 7 видов и родов войск и
более
Средний
1. Недостаточно яркий эмоциональный отклик на
уровень
всех вопросы.
2. Неустойчивый интерес к военному делу.
3. Активность при выполнении практической
работы.
4. Учащийся называет от 3 до 6 видов и родов
войск
Низкий
1. Низкий эмоциональный отклик на все вопросы.
уровень
2. Отсутствие интереса к военному делу.
3. Отсутствие активности при выполнении
практической работы.
4. Учащийся называет от 1 до 2 видов и родов
войск
Итоговая аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
Теоретическая часть (ответ на вопрос).
1. Какова роль патриотизма в жизни человека?
Практическая часть.
Разборка-сборка АК-74
Задание: учащимся предлагается под звуковое сопровождение(шум), закрыв глаза, .произвести
разборку-сборку АК-74
Материалы для проведения практической работы:
1. Макет АК-74

Критерии оценки практической части
Результаты практической работы оцениваются по следующим критериям и
показателям:
После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням развития
музыкального восприятия:
Уровень
Критерии оценивания уровня практической
Количество
практической подготовки и выполнения теоретической части
учащихся
подготовки и
знаний
Высокий
1. Яркий эмоциональный отклик при ответе на
уровень
вопрос.
2. Глубокий, устойчивый интерес к военной
подготовке.
3. Активность при выполнении заданий.
4. Учащийся чётко аргументирует и раскрывает
роль патриотизма в жизни человека
Средний
1. Недостаточно яркий эмоциональный отклик на
уровень
поставленный вопрос.
2. Неустойчивый интерес к военному делу.
3. Активность при выполнении заданий.
4. Учащийся нечётко аргументирует и раскрывает
роль патриотизма в жизни человека.
Низкий
1. Низкий эмоциональный отклик на все вопросы.
уровень
2. Отсутствие интереса к военному делу.
3. Отсутствие активности при выполнении
практической части задания.
4. Учащийся не раскрывает и не аргументирует
роль патриотизма в жизни человека
Материально-техническое обеспечение
Имущественный компонент программы представляет собой наличие учебного
кабинета, учебной мебели для учащихся (парты, стулья), ПК, мультимедийной
установки, спортивной площадки, презентационный и стендовый материал. Учебная
литература по географическим знаниям, военно-полевой подготовки, основы
физической культуры и видов спорта, виды оружия и строение. Спортивное
снаряжение: маты, мячи, спортивные снаряды. Наличие аптечки с набором для
оказания первой медицинской помощи. Наличие компаса для ориентирования,
топографических планов и карт. Макет инженерных сооружений коллективной
защиты населения. Макеты АКМ. Пневматическое оружие. Учебные гранаты.
Персональный компьютер.
Литература
1.
Дубинина Н.Н., Ефимова Н.Я., Алексеева Е.В., Лутовинов В.И.
Воспитание духовности и любви к Родине: взаимодействие семьи и школы. Учебнометодическое пособие. – Петрозаводск: Verso, 2013. – 127 с.
2.
Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание в
образовательном процессе патриотических объединений. Сборник статей под ред.
С.Д. Омельченко. М.: Наука, 2014. – 294 с.
3. Омельченко С.Д., Колыгин В.Д., Коротаев Г.А., Перов А.Н. Организация
полевых палаточных оборонно-спортивных лагерей, экспедиций. Практическое
пособие по организации летнего полевого палаточного оборонно-спортивного лагеря
(экспедиции). – М.: Радуга, 2013.- 112 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».