Русский язык и культура речи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04 » сентября 2023 г.

Программа дополнительного образования
«Русский язык и культура речи»

Составила:
педагог дополнительного образования
Л.В. Постникова

Архангельск
2023

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Русский язык и культура речи» предназначена для
педагогов, работающих в 9 классе в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через
занятия, содержание которых предусматривает связь с программой «Русский язык». Образовательная
область – русский язык.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни,
хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством
словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями
изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего
совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного
пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и
сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину,
умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача
является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только
философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде
всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность,
личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Культура речи - это
исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история
языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с
судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего
Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные любители родного языка
сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой и большой родины.
Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества образования,
обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе
профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования
различных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги по
исследованию текстов и информации различного характера.
2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и
уважению к родному языку.
3 Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования,
работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с
окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать демонстрационный наглядный
материал. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию
педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися
навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы
обучающихся. Проектный метод используется при организации научно - исследовательской
деятельности обучающихся, решении конкретных задач.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными
источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации
этих проблем. Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы:
чтение и анализ материалов, беседы, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских
работ, практические работы. Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает
сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Программа рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия
позволяют учащемуся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как
живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все
занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении
новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного

процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного
процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем деятельности
на уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом
интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа на 2022-2023 учебный год создаёт условия для повышения качества образования,
обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля
обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя,
повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
 Содержание занятий нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у
учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре
русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области
правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают
реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими схемами и таблицами по
орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический
анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также
затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора
языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Одна из форм работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического
или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста,
позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой
текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без
которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать
текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую
позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной
частью общей темы прослушанного текста.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими,
составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Таким образом, цель программы: развитие связной речи, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся.
Задачи:
 обогащение словаря;
 развитие устной и письменной речи;
 работа над содержательной стороной слова;
 активизация познавательных интересов;
 развитие творческих способностей и мышления;
 формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации
Направленность - образовательная
Срок реализации программы: 1 год
Контингент обучающихся: учащиеся 9 классов
Формы и режим занятий: 72 часа (2 ч в неделю), аудиторные занятия.

1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
 готовность к самостоятельной творческой деятельности;
 толерантное сознание и поведение в обществе;
 навыки сотрудничества со сверстниками;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции
девятиклассников;
научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии
текста;
научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку
задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


























Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.
2. Содержание
Модуль 1. Культура речи. Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с
языковыми явлениями, предъявленными в тексте.
Модуль 2. Сжатое изложение. Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста.
Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков
написания сжатого изложения (языковой анализ текста).
Модуль 3. Сочинение-рассуждение Структура сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания
сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум.
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение по
проблематике текста. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения-рассуждения. Сочинение на философскую тему. Сходство и различие в структуре.
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Модуль 4. Техника речи. Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные
качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система
работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационномелодической структурой высказывания.
Модуль 5. Орфоэпия. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия
как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных
современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени
нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления
в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от
частеречной принадлежности. Акцентологический минимум.
Модуль 6. Лексика. Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила
употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства
выразительности речи».
Модуль 7. Словообразование. Орфография. Словообразовательная система русского языка.
Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной
нормы в словообразовании.
Модуль 8. Морфология. Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и
падежа. Правописание суффиксов.
Модуль 9. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные
предложения с различными видами связи.
Учебный план
№ п/п

1.
2.

Название раздела

Модуль 1. Культура речи
Модуль 2.Сжатое изложение

Количество часов
Всего
4
10

Теория
2
4

Практика
2
6

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Модуль 3.
Сочинение-рассуждение
Модуль 4. Техника речи.
Модуль 5. Орфоэпия
Модуль 6. Лексика
Модуль 7. Словообразование.
Орфография.
Модуль 8. Морфология
Модуль 9.
Синтаксис и
пунктуация.
Итого

20

6

14

4
8
4
4

2
4
2
2

2
4
2
2

4
14

2
6

2
8

72

30

42

Тематическое планирование с указанием количества часов

№

Тема

1-4 Речевая культура –
часть
общечеловеческой
культуры. Культура
языка. Культура речи.
5-6 Язык и речь.

Содержание, формы работы
Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для
духовной жизни общества». Практическая часть:
анализ текстов

Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и
“речь” в современном языкознании». Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Сжатое изложение как средство переработки
информации Приемы сжатия текста. Отработка приема
“исключение”. Овладение приемом исключения
неглавной информации из текста».
7-8 Языковая норма как
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как
историческая
системы правил».
категория.
«Становление и развитие древнерусского языка, этапы
его существования». Практическая часть: «Задание 1.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка
приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения
текста».
9- Понятие нормы в
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке».
10 современной
«Изменчивость нормы».
лингвистике.
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема
“обобщение”. Овладение приемом обобщения».
11- Формирование норм
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих
12 литературного языка.
национальной культуры». Практическая часть:
Признаки нормы.
«Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение
умением осуществлять выбор приемов сжатия».
13- Понятие вариантов
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и
14 норм. Написание
диспозитивные (вариантные) нормы».
сжатого изложения.
Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого
изложения по незнакомым текстам».
15- Эволюция языковых
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых
16 норм. Сочинение как
средств». «Второй закон языковых средств – закон
жанр различных стилей аналогии или унификации (уподобления)».
речи
Практическая часть: «Сочинение-рассуждение
Критерии оценки заданий. Структура сочинения».
17- Типология норм.
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы –
18 Ошибки
основное условие хорошей речи». Практические
грамматические и
упражнения «Поразмышляем вместе».
речевые.
Сочинение-рассуждение. Учимся формулировать тезис.
19- Качества хорошей
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая
20 речи.
характеристика. Особенности».
Практическая часть: «Сочинение-рассуждение. Учимся
аргументировать».
21- Основные качества
Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство,
24 хорошей речи. Общая
содержательность, точность, логичность,
характеристика.
выразительность, уместность - основные качества

Колво
часов
4

2

2

2

2

2

2

2

2

4

25- Правильность как
26 основа хорошей речи.

27- Содержательность
28 хорошей речи.

29- Выразительность и
30 гибкость хорошей речи
Уместность и
доступность хорошей
речи.
31- Точность речи.
34
35- Техника речи. Понятие
38 техники речи в
современной
лингвистике.

39- Орфоэпические нормы.
42 Тексты разных стилей.

43- Акцентологические
46 нормы.

47- Лексика. Лексические
50 нормы.
Словообразовательные

хорошей речи».
Практическая часть: «Сочинение-рассуждение.
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую
тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности речи.
Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте».
Практическая часть: «Отработка навыка написания
сочинения на лингвистическую тему»
Викторина: «Богатство речи и способы проявления
языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия,
синекдоха как лексические средства богатства речи».
Практическая часть: «Синонимы.
Отработка навыка написания сочинения на понимание
фразы
Практическая работа: «Поразмышляем вместе».
Отработка навыка написания сочинения «комментарий
к определению»

2

2

2

Лабораторная работа: «Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и
исправление недочетов».

4

Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды
дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания.
Голос. Его основные качества. Система работы над
голосом. Дикция как обязательный компонент техники
речи. Система работы над дикцией. Интонация.
Основные компоненты интонации. Система работы над
интонационно-мелодической структурой
высказывания».
Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы.
Особенности формирования произносительной
литературной нормы. Орфоэпия как совокупность
правил произношения. Основные фонетические законы
гласных и согласных современного русского
литературного языка. Источники отклонений от
литературной нормы. Степени нормативности системы
литературного произношения».
Практическая часть: «Понимание текста»
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его
проявления в русском языке. Языковые требования к
постановке ударения в русских словах в зависимости от
частеречной принадлежности. Акцентологический
минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
Лекция учителя: «Лексика как системная организация
языка. Лексические нормы как правила употребления
слов в языке. Нарушения лексических норм».
Практическая часть: «Средства выразительности речи».
Лекция учителя: «Словообразовательная система

4

4

4

4

4

51- нормы.
54 Орфография
56- Морфологические
59 нормы и их
особенности.

60- Синтаксис и
61 пунктуация.
Синтаксические нормы
и их особенности.
62- Речевые ошибки при
63 употреблении
синтаксических
средств языка.

64- Употребление
65 обособленных
определений и
обстоятельств в речи.
66- Употребление вводных
67 слов, обращений и
междометий в речи.
68- Употребление знаков
69 препинания в
сложносочиненных,
сложноподчиненных
предложениях.
70- Употребление знаков
71 препинания в
бессоюзных сложных
предложениях.
72 Синтаксический
минимум.
Итого: 36 недель

русского языка. Словообразовательная норма как
система правил построения слов в языке. Понятие
окказиональной нормы в словообразовании».
Практическая часть: «Правописание приставок»
Практикум: «Правила согласования, образования и
употребления форм рода. Числа и падежа.
Правописание суффиксов »
Лекция учителя: «Морфологический минимум».
Практическая часть: «Правописание Н – НН в
различных частях речи».
Проектная работа – презентация «Словосочетание.
Виды подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления»
Семинар: «Грамматическая основа предложения.
Нарушения порядка следования слов, употребления
однородных членов в простом предложении,
причастных и деепричастных оборотов, частей
сложносочиненного и сложноподчиненного
предложения, смешение прямой и косвенной речи».

2

2

2

2

Проект – презентация «Обособленные члены
предложения».

2

Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в простом
осложненном предложении».
Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном
предложении, сложноподчиненном предложении».

2

Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»
Практикум: «Сложные бессоюзные предложения».

2

Игра «Ты эксперт».

1

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько.
«Национальное образование», 2021. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
2. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство
«Экзамен». 2021.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.

2

72
часа









gia.edu.ru/
reshuoge.ru
ege.yandex.ru
4ege.ru
examen.ru/
school.edu.ru
alleng.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».