Самоделкины

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

Утверждено приказом директора
МБОУ СШ № 52
№ 225 от 04.09.2023

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самоделкины»

Составил(а): Ильина Анастасия Сергеевна
Педагог дополнительного
образования

Архангельск
2023 г

Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы «Студия декоративно-прикладного
творчества: программы, организация работы, рекомендации» Л.В. Горновой, издательство
«Учитель», 2008 г.
Актуальность. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта.
Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную
деятельность мозга и других органов. На занятиях по аппликации развиваются тонкокоординированные движения: точность, ловкость, скорость. Изготовление аппликации –
это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием
практического интеллекта: учит анализировать задание, планировать ход его выполнения,
развивать зрительно-пространственное восприятие, разные виды мышления,
интеллектуальную
активность,
развивать
изобразительные,
художественноконструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальность.
Кроме того, обучающиеся приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт
работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Новизна
данной программы в том, что она направлена на овладение детьми дополнительными
знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов
деятельности. Ручной труд будет сопровождаться познавательными рассказами о природе,
материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и
музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия научат
думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои
способности.
Цель программы: создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации личности через творческое воплощение в
художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
-обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их
в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- обучение умению планирования своей работы;
-обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;
-обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам
самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию;
- развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
-формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание;

Направленность - художественная
Срок реализации. Программой предусматривается годовая нагрузка 72 часа
Контингент обучающихся- обучающиеся в возрасте 9-10 лет
Формы и режим занятий
Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы работы: В процессе реализации программы используются разнообразные
методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой,
демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого
характера.
Планируемые результаты
Личностные:
 осознание своих потенциальных творческих возможностей;
 проявление познавательных мотивов;
 развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и художественной культурой;
Предметные
 научатся различным приемам работы с бумагой, тканью, природными и другими
материалами;
 будут знать основные понятия, базовые формы и виды аппликации;
 научатся следовать устным инструкциям, работать с эскизами;
 создавать изделия аппликации, обогатят познавательный опыт;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
• учащиеся получат начальные представления о творчестве, материальной культуре;
• о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о
гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах
материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта
человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного
отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
• научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и
других изделий;
• овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий,
исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
• получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической
деятельности;

Метапредметные:
• планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной
задачей;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• различать способ и результат действия;
• адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
• строить речевые высказывания в устной форме;
• оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
• включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
• формировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой,
творческой деятельности.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ
(изготовление объёмных композиций, фигур животных, букетов, создание открыток и
др.), основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
Введение (1 час)
Знакомство с видами творчества.
Правила поведения. Правила техники
безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.
«В мире Самоделкина» (71 час)
Техника безопасности.
Приёмы работы с пластилином.
Работа со солёным тестом.
Выполнение практических творческих работ из картона. Изготовление оригами
Изготовление работ из салфеток
Работа с засушенными листьями
Работа с лесными древесными шишками
Работа с цветной солью
Работа с пластиком (крышки, пробки, коробки)
Работа с мятой бумагой
Работа с бисером
Работа с соленым тестом
Работа с полосками из бумаги. Составление фигур
Работа с тканью. Вышивка крестиком
Промежуточная и итоговая аттестация
Учебный план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
1.
1
1
0
В мире Самоделкина
2.
71
35
36
Итого
72
36
36
Тематическое планирование

№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Тема
Введение

Содержание
Чем мы будем заниматься на
занятиях. Знакомство с видами
творчества. Правила поведения.
Правила техники безопасности
при работе с клеем, ножницами и
другими инструментами
«В мире Самоделкина» (71 час) История про Техника безопасности. Приёмы
пластилин.
работы с пластилином.
«Волшебные овощи и фрукты» - лепка из Работа с солёным тестом
солёного теста по замыслу детей.
«Сказка о животных» - лепка из солёного
теста животных. Создание мультфильма.
«Цветочные напевы» - пластилиновая Выполнение
практических
аппликация на картоне с использованием творческих работ из картона
природного материала.
Виды и свойства бумаги и картона. Техника
безопасности.
«Времена года» - мозаика
«Осенний лес» - изготовление аппликаций с
использованием гербария
Квиллинг.
Знакомство
с
основными
элементами.
Квиллинг. Домашние и дикие животные.
Квиллинг. Цветочная поляна (цветы и
насекомые).
Изготовление поздравительных открыток по
замыслу детей.
«Животные зоопарка» - оригами
Изготовление оригами
«Животные зоопарка» - оригами
«Вдохновение» - изготовление цветов для
букета.
«В цирке» - аппликация по шаблонам
«Полёт на воздушном шаре» - изготовление Изготовление работ из салфеток
картины из салфеток
«Корзина с цветами» - подарок для
мамы/бабушки.
Работа с природным материалом. Способы
соединения деталей.
«Волшебники»
изготовление
из Работа с засушенными листьями
засушенных листьев композиций.
«В гостях у сказки» - изготовление
сказочных персонажей для сказки
«Топиарий» - изготовление из шишек. Работа с лесными древесными
Коллективная работа
шишками
Техника безопасности при работе с цветной Работа с солью.
солью
«Подводный мир» - изготовление картины

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

«По лесной тропинке» - изготовление
объемной картины
«Золотые
ручки»
изготовление Работа с пластиков
дидактических игр из крышек, коробок, пробки, коробки)
бутылок (для развития моторики)
Аппликация из кусочков бумаги «Бабочка Работа с бумагой
на лугу»
Аппликация из кусочков бумаги «Ветка
весеннего дерева»
Аппликация из бумаги «Корзина с грибами»
Аппликация из манной крупы «Лесной
недотрога»
Поделки на основе использования мятой
бумаги.
«Фрукты»
«Снегирь»
Работа с бисером. «Ангелочек»
Работа с бисером. «Машинка». «Бабочка».
Работа с соленым тестом. Правила ТБ.

(крышки,

Работа с манной крупой
Работа с мятой бумагой

Работа с бисером
Работа с соленым тестом.

Изготовление натюрморта на плоскости.
Создание объемных
питомец»

фигур.

«Любимый

Коллективная работа с соленым тестом.
Конструирование из бумажных полос
Работа с полосками из бумаги.
«Цыплёнок»
Составление фигур
«Яблоко»
«Светофор»
«Гармошка»
Основные приемы работы с тканью.
Выполнение игрушек из ткани.
Изготовление куклы-оберега из ткани.
Работа с тканью. Вышивка
Панно из ткани на выбор. Коллективная
работа.
Промежуточная аттестация. Тестовая работа
Создание игольницы.
Выполнение плоских игрушек из фетра(2).
Изготовление объемных игрушек из
фетра(2)
Вышивка крестиком. Простое изображение
на выбор (2)
Итоговая аттестация. Тестовая работа
Материально-техническое обеспечение.

1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Мебель: столы, стулья,шкафы, полки для хранения материалов, инструментов и
приспособлений для выполнения аппликаций.
3. Предусмотрены места для выставки готовых изделий.
4. Интерактивная доска, аудио-видео-аппаратура, цифровые образовательные
ресурсы.
5. Материалы и инструменты: бумага цветная, картон, простой карандаш, линейка,
фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы кисточка для клея клей
ПВА, природный материал (засушенные листья, трава, веточки, семена растений,
скорлупа), калька, ватман, клей жидкий гвоздь, нитки цветные, ткань,бисер, паетки,
бусины, ватные диски, макароны, пластилин, стека, различные объекты декорирования:
компакт-диски, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера.
Информационно-электронные ресурсы.
1. http://festival.1september.ru/
2. http://nsportal.ru/
3. http://www.twirpx.com/
4. http://pochemu4ka.ru/
5. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami
6. http://aplikacii.ru/
7. http://www.solnushki.ru/
Список литературы:
1.Куцакова.Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» ТЦ
«Сфера», 2007 г.
2.Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к
планированию занятий/ Т.М. Геронимус. - М.: Новая школа,1994.
3.ПищиковаН.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 2», Москва, 2007 г.
5.ВорончихинН.С. «Сделай сам из бумаги» ,ТЦ «Сфера», 2010 г.
6. ВолковаН.В., Жадько.Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины»,
Росто-на-Дону, 2011 г.
7. Хоменко.В.А. «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2009 г.
8. Конышова.Н.М. «Чудесная мастерская», Ассоциация ХХI век, 2011 г.
9. Агеева.И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»методическое пособие, ТЦ «Сфера», 2007 г.
Контроль результатов

Промежуточная аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
Бланк для учащихся
Промежуточная аттестация по программе дополнительного образования
«Самоделкины»
1. Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
а) стеклярус;
б) бисер;
в) бусинка.
2. Стеклянные цилиндрики удлинённой формы с продольным отверстием для нити это...?
а) бусины;
б) бисер;
в) стеклярус.
3. Из чего изготавливают бисер?
а) бумага;
б) дерево;
в) пластмасса;
г) железо.
4. Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
а) веревка;
б) нитки мулине;
в) проволока.
5. Что еще используют для плетения бисера кроме проволоки?
а) трос;
б) леску;
в) провод.
№
задания
1
2
3
4

5

Проверяемые умения
Умение раскрывать понятие
«бисер».
Умение выбирать правильный
ответ из предложенных.
Умение называть материал из
которого изготавливают бисер.
Умение называть материал для
нанизывания бисера, придающий
изделию любую форму.
Умение находить верный ответ.

Правильный ответ

Баллы

б

1

в

1

в

1

в

1

б

1

Максимум по базовому уровню - 5 баллов.
Успешность выполнения работы определяется в соответствии со шкалой:
Шкала оценивания

Уровень выолнения

Результаты за контрольную работу

«5» - 5 баллов

высокий

Качество –

«4» - 4 балла

средний

Успеваемость –

«3» - 3 балла

низкий

Обученность –

Итоговая аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
Практическая часть.

Задачи: проверить сформированность у обучающихся основ технологических
знаний – способов ручной обработки материалов, умения наблюдать, сравнивать,
анализировать, классифицировать, обобщать, самостоятельно искать и решать доступные
творческие, технико-технологические задачи, умение планировать и использовать
приобретённые знания в собственной творческой деятельности.

Структура работы и характеристика заданий
Структура контрольной работы позволяет оценить уровень сформированности
следующих умений:
1. Умение самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
2. Умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
3. Умение самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения;
4. Умение применять знания и практические умения (технологические, графические,
конструкторские) в самостоятельной практической деятельности;
5. Уметь выполнять экономную разметку;
6. Умение оформлять изделие, соединять детали.
Критерии оценивания
Высокий уровень
1. тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
2. задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
3. правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась
работа;
4. полностью соблюдались правила техники безопасности.
Средний уровень
1. допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации
рабочего места;

2. задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от
соответствующей технологии изготовления;
3. в основном правильно выполняются приемы труда;
4. работа выполнялась самостоятельно;
5. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
6. полностью соблюдались правила техники безопасности.
Низкий уровень
1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
2. задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии
изготовления;
3. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
4. самостоятельность в работе была низкой;
5. норма времени недовыполнена на 15-20 %;
6. не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Контрольно – измерительный материал
На выполнение практической работы по технологии отводится 40 минут.
Рассмотри композицию «Панда»
Кто на ней изображено?
Из каких материалов изготовлена композиция?
Каковы особенности её конструкции?
Каким способом соединены детали?
Какие инструменты понадобятся?
Прочитай план работы.
План работы
1. Подбери пластилин нужных цветов.
2. Каждую часть туловища панды сделай элементом – колбаска.
3. Составь композицию из получившихся деталей.
4. Соедини поочерёдно каждую деталь
5. Укрась мордочку и лапки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».