Устройство автомобиля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

Программа дополнительного образования
«Устройство автомобиля»

Составил:
Педагог дополнительного образования
Ельцов А. А.

Архангельск
2023

Пояснительная записка
Программа является условием воспитания уважительного отношения к труду, т.к.
современные образовательные стандарты диктуют новые требования к образовательной
деятельности. Программа имеет обучающую и развивающую направленность.
Актуальность программы состоит в том, что учение пользоваться техническими
средствами необходимо каждому человеку, имеющему техническое средство
передвижения. Модернизация образования повышает требования к деятельности
учащихся, которые не всегда готовы к кардинальным изменениям собственной
деятельности. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей
активного заинтересованного, ценностного отношения к науке в целом. Актуальность
программы состоит в том, что учение пользоваться техническими средствами необходимо
каждому человеку, имеющему техническое средство передвижения. В процессе занятий
по программе учащиеся осваивают первоначальные навыки обращения с автомобилем,
получают
теоретические знания и учатся применять на практике. Учащиеся
познакомятся с электротехникой, научатся использовать элементарные навыки и умения в
домашней обстановке, а также обращения с техникой различного назначения. Программа
способствует развитию мышления и нестандартного подхода к решению возникающих
проблем, нахождению ассоциативных связей между произведениями разных видов
техники.
Таким образом, цель программы: развитие личностной компетенции учащихся
средствами развивающей технической деятельности.
Задачи:
1. Расширение научной грамотности и развитие понимания основных видов
деятельности.
2. Развитие технических способностей и обучение различным приёмам трудовой
деятельности в различных видах производства.
3. Формирование психологической безопасности образовательной среды и
улучшение психоэмоционального состояния учащихся средствами технического труда
Направленность программы – техническая
Срок реализации – 1 год
Контингент обучающихся – учащиеся 14-17 лет
Формы и режим занятий:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.
3. Коллективные.
Количество часов: 36 часов (1 ч в неделю).
Программа базируется на принципах гуманистического подхода, заключающегося в
том, что основное внимание процессу творческой деятельности.
Методы работы:
1. Теоритические занятия.
2. Практические занятия.
3. Решение поставленных задач.
4. Консультирование.
2

Планируемые результаты:
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт
эмоционально-ценностного отношения школьников к различным видам технологии ; опыт
научной деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Устройство автомобиля »
являются:
- понимание значения индустриальной технологии для человека;
- освоение первоначальных навыков обращения с автомобилем;
- знание теоретического материала и применение полученных знаний на практике;
- знакомство с электротехникой ;
- умение использовать элементарные навыки и умения в домашней обстановке ;
- развитие навыков обращения с техникой различного назначения ;
- развитие мышления и нестандартного подхода к решению возникающих проблем ;
Метапредметными результатами изучения программы «Устройство автомобиля»
являются освоенные способы деятельности, применимые при решении психоэмоциональных проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов техники ;
- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному
общению с механизмами, научному и психологическому самообразованию.
Личностными результатами изучения программы «Устройство автомобиля»
являются:
- развитое техническое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном
отношении к труду, как средству терапии;
- реализация технического потенциала в процессе коллективной (или
индивидуальной) деятельности;
- позитивная самооценка своих возможностей.
- развитие навыков продуктивного сотрудничества;
- улучшение коммуникативных навыков;
- формирование позитивной оценки собственных творческих решений;
- повышение уровня саморегуляции, психологической компетентности в
использовании ручного труда.
Содержание программы
Введение. История автомобиля . Время появления. Первые шаги нового вида
техники в нашем мире. Проблемы и решения. Рудольф Дизель,Карл Бенц Готлиб Даймлер
и другие известные и неизвестные конструкторы двигателя. Появление нового вида
техники потребовались и новые материалы.
Устройство двигателя внутреннего сгорания.
Теоритический материал о устройстве двигателя включает в себя разбор каждой
детали по отдельности ее назначение и применение в двигателе.
Особенности системы смазки. Назначение системы. Разнообразие моторных масел
применяемых в двигателе. Необходимость обслуживания и регулировки системы.
Особенности систем питания применяемых на автомобиле. Разнообразие видов топлива и
его заменителей . Детали и фильтры применяемые в этой системе. Устройство системы
3

газораспределения. Разнообразие видов и специфика применения этой системы. Детали и
устройство системы. Жидкости применяемые для охлаждения двигателя. Периодичность
осмотра , обслуживания и ремонта ДВС.
Трансмиссия. Ознакомление учащихся со способами передачи крутящего момента
от двигателя к колесам автомобиля. Необходимость применения и устройство. Виды КПП,
разнообразие по устройству и применению.
Карданная передача и задний мост
Детали для передачи крутящего момента. Деталь применяемая на отдельных
автомобилях, разнообразие и особенности применения. Ознакомление с устройством
шарнира равных угловых скоростей.
Кузов автомобиля На этих занятиях учащиеся познакомятся что такое кузов
автомобиля.
Многообразие деталей и систем объединяют эту большую тему- кузов автомобиля,
каждое занятие посвящено отдельной ее составляющей.
Электрооборудование
Особенности работы электрической энергии на автомобиле. Разбор применения
каждой детали участвующей в этой системе. Теоретические занятия раскрывающие
многообразие систем зажигания применяемых на автомобилях. Лампы, нагревательные
элементы применяемые на автомобилях. Аккумуляторная батарея, дополнительные
устройства, предназначенные для комфортного управления автомобилем.
Колеса и шины
История создания автомобильной покрышки. Строение. Типы и размеры. Виды
колесных дисков. Материалы для изготовления. Особенности восстановления
поврежденного колесного диска. Сезонная замена резины. Инструменты и
приспособления для замены колеса. Последовательность действий при повреждении
колеса.
Тормозные системы автомобиля
Раздел информирует учащихся о особенностях тормозных систем. Виды тормозных
дисков. Виды и разнообразие тормозных барабанов. Процесс торможения автомобиля.
Особенности деталей применяющихся в системе торможения. Торможение автомобиля.
Водитель и навыки торможения.
Учебный план
№ п/п
Название раздела
Количество часов

1.
2.
3.
4
5
6
4.

Введение
Устройство
двигателя
внутреннего сгорания
Трансмиссия
Карданная
передача
и
задний мост
Кузов автомобиля
Электрооборудование
Колеса и шины

Всего
1
8

Теория
1
2

Практика
0
6

2
2

1
2

1
1

4
8
2

2
4
1

2
4
1

4

Тормозные
системы
9
6
3
автомобиля
Итого
36
19
17
В основе этих разделов лежит знакомство с основными видами индустриальных
технологий и раскрытием их выразительных и творческих возможностей через
самостоятельное мышление, поиск решения, выполнение поставленной задачи,
устранение выявленных дефектов, отработка навыков использования собственной
техники, улучшение проекта, модернизация, устранение возникающих неполадок.
5.

№
1.

2.
3.
4.

5.
6

Тематическое планирование
Мероприятие
Содержание
Введение
Введение (1 час)
История
появления История автомобиля. Время появления. Первые шаги
автомобиля.
Вводная нового вида техники в нашем мире. Проблемы и
диагностика
решения.
Основные конструкторы.
Рудольф Дизель,Карл Бенц Готлиб Даймлер и другие
Материаловедение
известные и неизвестные конструкторы двигателя..
С появлением нового вида техники потребовались и
новые материалы.
Теоритический материал о устройстве двигателя
Устройство ДВС
включает в себя разбор каждой детали по
(8 часов)
Система смазки
отдельности ее назначение и применение в двигателе.
Система смазки
Особенности системы смазки .Назначение системы .
Система смазки
Разнообразие моторных масел применяемых в
двигателе
.Необходимость
обслуживания
и
регулировки системы .
Система питания
Особенности систем питания применяемых на
автомобиле. Разнообразие видов топлива и его
заменителей. Детали и фильтры применяемые в этой
системе .

7

Система
газораспределения.

8

Система
охлаждения Детали
и
устройство
системы.
Жидкости
двигателя
применяемые для охлаждения двигателя
Обслуживание двигателя
Периодичность осмотра, обслуживания и ремонта
ДВС.
Ознакомление учащихся со способами передачи
Трансмиссия (2 часа)
Сцепление
крутящего момента от двигателя к колесам
автомобиля.
Необходимость применения и устройство..
Коробка передач
Виды КПП, разнообразие по устройству и
применению.

9.
10

11.

12.

Устройство
системы
газораспределения
.Разнообразие видов и специфика применения этой
системы .

Карданная передача и Детали для передачи крутящего момента .
задний мост
Деталь применяемая на отдельных автомобилях,
(2 часа)
5

Карданный вал

разнообразие и особенности применения .

13.

ШРУС
Задний мост

Ознакомление с устройством
угловых скоростей

14.

Кузов автомобиля (4 На этих занятиях учащиеся познакомятся что такое
часов)
Материалы кузов автомобиля
применяемые
в
изготовлении
кузова
автомобиля

15.

Материалы
для Многообразие деталей и систем объединяют эту
изготовления.
большую тему- кузов автомобиля, каждое занятие
Окрашивание.
Защита посвящено отдельной ее составляющей.
кузова
Сидения
Багажное отделение
Передняя панель

16.

17.
18.

равных

Зеркала
и
стекла
автомобиля
Электрооборудование
Особенности работы электрической энергии на
автомобиля
автомобиле. Разбор применения каждой детали
(8 часов)
Фары.
Повороты, участвующей в этой системе.
повторители поворотов и
аварийная сигнализация.
Магнитола

19
20
21
22
23

Система зажигания

24

АКБ
Предохранители

25.

Стеклоочиститель
и
стеклоомыватель
Колеса и шины (2 часа)
Покрышки
Колесные диски
Зимняя и летняя резина

26.

шарнира

Теоритические занятия раскрывающие многообразие
систем зажигания применяемых на автомобилях.

Генератор
Стартер
Лампы, нагревательные элементы применяемые на
автомобилях.
Стоп сигналы
Габариты
Подогрев зеркал, сидений
и стекол
Аккумуляторная
батарея,
устройства, предназначенные
управления автомобилем.

дополнительные
для комфортного

История
создания
автомобильной
покрышки.Строение.Типы и размеры .
Виды колесных дисков . Материалы для
изготовления
.
Особенности
восстановления
поврежденного колесного диска.
Сезонная
замена
резины.Инструменты
и
6

приспособления для замены колеса .
27.
28.

Замена
поврежденного
колеса
Тормозные
системы
автомобиля (9 часов)
Тормозные диски
Тормозные барабаны
Тормозные трубки

Последовательность действий при повреждении
колеса..
Раздел информирует учащихся о особенностях
тормозных систем.
Виды тормозных дисков.
Виды и разнообразие тормозных барабанов.
Процесс торможения автомобиля.

29.

Тормозные шланги
Главный
тормозной
Особенности деталей применяющихся в системе
цилиндр
Тормозной
цилиндр торможения.
рабочий
Суппорт
Гидровакуумный
усилитель тормозов

30.

Промежуточная
аттестация.
Тестовая
работа

31.

Тормозные
накладки. Торможение
торможения.
Тормозная жидкость

32.

35

Правила
торможения
автомобиля. Особенности
торможения в зимний
период.
Экстренное торможение
Аварийная
остановка
автомобиля
Особенности
Навыки необходимые для управления транспортным
эксплуатации автомобиля средством
летом.
Эксплуатация автомобиля
зимой
Дополнительные
Обобщение полученных знаний и умений.
приспособления
требующиеся в дороге.

36.

Итоговая
аттестация.
Тестовая работа

33.
34.

Контроль результатов программы
Промежуточная аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
7

автомобиля.

Водитель

и

навыки

Теоретическая часть.
1. Перечислите основные части автомобиля?
Двигатель, рама, кузов, трансмиссия, ходовая часть ,колеса и шины.
Практическая часть.
Творческая работа – изобразить последованно все такты работы ДВС
Материалы для проведения творческой работы:
1. Лист бумаги (А4).
2. Простой карандаш.
3. Ручка

Критерии оценки практической части
Результаты творческой работы оцениваются по следующим критериям и
показателям: Воспроизвести на память и изобразить на бумаге четыре такта работы
ДВС
После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням развития и
теоритической подготовке:
Уровень
Критерии оценивания уровня выполнения
Количество
физической
теоретической части
учащихся
подготовки и
теоретических
знаний
Высокий
1. Яркий эмоциональный отклик на все вопросы.
уровень
2. Глубокий, устойчивый интерес автомобильному
делу.
3. Активность при выполнении практической
работы.
4. Учащийся качественно изображает такты
работы ДВС
Средний
1. Недостаточно яркий эмоциональный отклик на
уровень
всех вопросы.
2. Неустойчивый интерес автомобильному делу.
3. Активность при выполнении практической
работы.
4. Учащийся изображает такты работы ДВС
поверхностно
Низкий
1. Низкий эмоциональный отклик на все вопросы.
уровень
2. Отсутствие интереса к автомобильному делу.
3. Отсутствие активности при выполнении
практической работы.
4. Учащийся не может качественно изобразить
такты работы ДВС
Итоговая аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание аттестации:
1. Раскройте и аргументируйте роль техники в жизни человека.
2.Изобразите на бумаге виды автотранспорта

Критерии оценки практической части
8

Результаты практической работы оцениваются по следующим критериям и
показателям:
После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням развития
музыкального восприятия:
Уровень
Критерии оценивания уровня практической
Количество
практической подготовки и выполнения теоретической части
учащихся
подготовки и
знаний
Высокий
1. Яркий эмоциональный отклик при ответе на
уровень
вопрос.
2. Глубокий, устойчивый интерес к военной
подготовке.
3. Активность при выполнении заданий.
4. Учащийся чётко аргументирует и раскрывает
роль техники в жизни человека
Средний
1. Недостаточно яркий эмоциональный отклик на
уровень
поставленный вопрос.
2. Неустойчивый интерес к военному делу.
3. Активность при выполнении заданий.
4. Учащийся нечётко аргументирует и раскрывает
роль техники в жизни человека.
Низкий
1. Низкий эмоциональный отклик на все ввопросы.
уровень
2. Отсутствие интереса к военному делу.
3. Отсутствие активности при выполнении
практической части задания.
4. Учащийся не раскрывает и не аргументирует
роль техники в жизни человека
Материально-техническое обеспечение
Рабочее место обучающегося.
Демонстрационное оборудование (экран, проектор, компьютер)
Доска.
Наглядные пособия.
Мультимедийные презентации.
Комплект плакатов «Устройство автомобиля ВАЗ 2108-2109»
Комплект плакатов «Устройство автомобиля Урал 4320»
Дидактический материал.
Макеты деталей и механизмов автомобиля,
Действующие механизмы и агрегаты автомобиля
Литература.
1.

Семенов К. Н. Устройство автомобиля Н.Новгород 2002

9

2.

Техника XXI века [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

http://www.a-s-t.ru/). Дата обращения: 20.05.2016
3.

Воронов В.М., Гусаков И.В. Автомобили. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

– 640 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата
обращения: 20.05.2016
4.

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим

доступа:

URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%ED%EE%F2%E5%F0%E0%EF%E8%FF.

Дата

обращения: 20.05.2016
5.

Индустриальные технологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

http://bugabooks.com/book/39-vozrastno-psixologicheskij-podxod-v-konsultirovanii-detej-ipodrostkov/56-432-artterapiya-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii.html. Дата обращения:
20.05.2016
6. Машины и механизмы [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

http:

//www.artvek.ru/iskusstvo/ ocherki. html. Дата обращения: 21.06.2016
7. Эксплуатация автомобиля

[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:

http://www.artvek.ru/biblio/ioganson.html. Дата обращения: 21.06.2016
8.Занимательное машинострокние [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/rudes01/txt08.htm. Дата обращения: 20.05.2016
9. Автомобиль и особенности применения ./ [Электронный ресурс] – Режим доступа:
URL: http://www.art-books.ru/. Дата обращения: 03.07.2016
10.

Машины./

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

URL:

http://www.theaterextet.ru/. Дата обращения: 03.07.2016
11. Бурлаков, И.И. Интерьер и дизайн современной машины / И.И. Дубровин. - М.:
Лада, 2010. - 301 с. : ил.
12. Сибирцев Л.Г. Автомобили в нашем мире. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 544 с., 16 л. ил.: ил.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».