Муниципальное бюджетное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № 225 «04» сентября 2023 г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Формула правильного питания» Составила: Маркова Н.В., Педагог дополнительного образования Архангельск 2023 Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой, сотрудников института возрастной физиологии РАО. Актуальность создания программы. Современная школа является важнейшим институтом общественного воспитания и формирования личности. Именно школа во многом формирует образ жизни ребенка и закладывает основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров, в том числе и по отношению к собственному здоровью, возложена на школу. Важнейшей составной частью культуры здорового и безопасного образа жизни школьников является культура питания, в формировании которой особое место занимает данная программа. Новизна программы заключается в сочетании различных современных форм работы, направленных на дополнение и углубление знаний о культуре питания, формирование навыков здорового питания с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных особенностей, применением исследовательских и интерактивных технологий, активных методов обучения. Цель программы: формирование навыков правильного питания школьников путем реализации регионального компонента в содержательной части программы «Разговор о правильном питании» - «Формула правильного питания». Задачи: -развивать представления младших подростков о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей; -расширить знания учащихся о правилах рационального питания на примере кулинарных традиций поморов; -развивать навыки правильного питания на примере культуры питания поморов; -развивать интерес к традициям поморов, связанных с питанием и здоровьем; -расширить знания учащихся о биологических ресурсах Севера, как источников органических веществ, витаминов и минералов для организма человека; -формировать чувство уважения к культуре и кулинарным традициям поморов; -воспитывать любовь к творчеству Степана Писахова и чтению его литературных произведений. Программа имеет успешно реализуемый в школах России великолепный учебнометодический комплект. Как одно из направлений по формированию культуры здорового питания в рамках программы в ее содержательную часть включен материал регионального направления. Направленность -естественно-научная. Срок реализации – 1 год. Контингент обучающихся – обучающиеся в возрасте 12-14 лет Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в форме теоретических занятий, экскурсий, практических работ в учебном кабинете и на улице, игр, акций. Планируемые результаты: Личностные результаты (личностные УУД): знание основных принципов и правил рационального питания; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на формирование навыков рационального питания; ответственного отношения к своему здоровью; аргументировано отстаивать свою точку зрения в вопросах, касающихся питания; уважительное отношение к товарищам; навыки сотрудничества в разных учебных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к национальным кухням народов, проживающих в России; установка на безопасный здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1)Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с различным раздаточным материалом; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать деятельность; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; определять успешность выполнения задания путем самоконтроля; целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. 2) Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. 3) Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: изучение состава продуктов питания, их питательной и энергетической ценности, калорийности и взаимосвязи данных характеристик со здоровьем человека; взаимосвязь питания со здоровьем человека; умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами исследования: наблюдение, описание, самоанализ, самообследование; 2. В ценностно-ориентационной сфере: умение применять знания о правилах здорового питания в жизни; Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме итогового тестирования на конец учебного года, защиты проектов по итогам первого полугодия. Содержание программы. Здоровье-это здорово Знакомство учащихся с учебно-методическим комплектом «Формула правильного питания». Работа с понятиями - здоровье, факторы, влияющие на здоровье, полезные и вредные привычки, значение правильного питания для здоровья человека. Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №1 «Мой образ жизни». Продукты разные нужны, блюда разные важны Продукты питания и питательные вещества. Состав продуктов питания. Роль минеральных и органических веществ, витаминов для здоровья человека. Самоанализ «Мой рацион питания». Практическая работа №2 «Правила рационального питания». Самоконтроль усвоения знаний. Региональный компонент. Режим питания Понятие «пищевая тарелка». Трехразовое и четырехразовое питание. Самоанализ «Мой режим питания в течение недели». Самоконтроль усвоения знаний. Энергия пищи Энергетическая функция пищи. Энергетические траты организма. Калорийность продуктов питания. Учет калорийности продуктов питания в процессе жизнедеятельности. Самоконтроль усвоения знаний. Где и как мы едим Наиболее полезные варианты еды вне дома. Фаст-фуд. Заведения общественного питания. Правила выбора места для перекуса. Сухомятка. Газированные напитки. Первые блюда. Гигиена питания в походе. Правила сбора продуктов для непродолжительной экскурсии. Признаки, свидетельствующие о непригодности продукта питания. Самоанализ «Где и как я ем в течение недели». Самоконтроль усвоения знаний. Ты-покупатель Магазины. Скоропортящиеся продукты питания. Упаковка продукта питания. Дата на этикетках. Практическая работа №3 «О чем нам скажет упаковка на продукте питания». Практическая работа №4 «Правила вежливости в магазине». Самоконтроль усвоения знаний. Ты готовишь себе и друзьям Приготовление овощей. Бытовые приборы на кухне. Правила обращения с приборами и техникой на кухне. Помощь родителям на кухне. Практическая работа №5 «Правила поведения на кухне». Правила поведения за столом. Практическая работа №6 «Правила гостеприимства». Практическая работа №7 «Мое любимое блюдо». Самоконтроль усвоения знаний. Кухни разных народов Кулинарное путешествие по миру. Кулинарное путешествие по Архангельской области. Кулинарные праздники. Практическая работа №8 «Кулинарные праздники во Франции, Таиланде, Швейцарии и Голландии». Самоконтроль усвоения знаний. Кулинарная история Питание первобытных людей. Питание древних египтян. Питание в спартанцев и древних римлян. Питание в средневековой Англии. Самоконтроль усвоения знаний. Как питались на Руси и в России «Домострой». «Посудная» история русской кухни. Традиционные русские блюда. Особенности русской национальной кухни. Практическая работа №9 «Рецепт моей любимой каши». Хлеб. Напитки. Традиционные рецепты и блюда поморов на страницах сказок Степана Писахова. Самоконтроль усвоения знаний. Необычное кулинарное путешествие Кулинарное путешествие в музее. Экскурсия №3 в музей изобразительных искусств. Бурая морская водоросль – ламинария, как уникальный продукт питания. Экскурсия №2 на Архангельский водорослевый комбинат. Хлеб. Экскурсия №1 на Соломбальский хлебокомбинат. Северный пряник- козуля. Самоконтроль усвоения знаний. Обобщение Разговор о правильном питании. Промежуточный контроль знаний. Защита проектов. Итоговый контроль знаний Итоговый тест. Учебный план Тема № п/п Количество часов Общее количество часов Теория (или аудиторные занятия) 2 Практика (внеаудиторные занятия) 1 Здоровье-это здорово 2 Продукты разные нужны, 3 блюда разные важны 2 1 3 Режим питания 1 1 0 4 Энергия пищи 2 2 0 5 Где и как мы едим 3 3 0 6 Ты – покупатель 3 1 2 7 Ты готовишь себе и друзьям 4 1 3 8 Кухни разных народов 3 2 1 9 Кулинарная история 3 3 0 10 Как питались на Руси и в 4 России 3 1 11 Промежуточный знаний контроль 1 1 0 12 Необычное путешествие кулинарное 4 1 3 13 Обобщение 1 1 0 14 Итоговый контроль знаний 1 1 0 Итого 36 24 12 3 1 Тематическое планирование № Тема занятия Содержание Тема 1. «Здоровье-это здорово» 3 часа 1. 2. 3. 4. 5. 6. Знакомство учащихся с учебнометодическим комплектом «Формула правильного питания». Работа с понятиями здоровье, факторы, влияющие на здоровье, полезные и вредные привычки. Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №1 «Мой Я и мое здоровье образ жизни». Самоконтроль усвоения знаний. Правильное питание и здоровье Каковы еда и питье - таково и житье человека. Самоконтроль усвоения знаний. Самоконтроль усвоения знаний. Тема 2. «Продукты разные нужны, блюда разные важны» 3 часа Здоровье-это здорово Продукты питания и питательные вещества. Состав продуктов питания. Самоанализ «Мой рацион питания». Самоконтроль усвоения знаний. Роль минеральных и О витаминах и минеральных веществах органических веществ, витаминов для здоровья человека. Самоконтроль усвоения знаний. Ключ к здоровью, созданный природой Севера Практическая работа №2 « «Правила рационального питания». Самоконтроль усвоения знаний. Тема 3. «Режим питания» 1 час Продукты разные нужны, блюда разные важны 7. Режим питания 8. Энергия пищи 9. Вкусная математика Понятие «пищевая тарелка». Трехразовое и четырехразовое питание. Самоанализ «Мой режим питания в течение недели». Самоконтроль усвоения знаний. Тема 4. «Энергия пищи» 2 часа Энергетическая функция пищи. Энергетические траты организма. Самоконтроль усвоения знаний. Калорийность продуктов питания. Учет калорийности продуктов питания в процессе жизнедеятельности. Самоконтроль усвоения знаний. Тема 5. «Где и как мы едим» 3 часа 10. 11. 12. 13. 14. 15. Наиболее полезные варианты еды вне дома. Заведения общественного питания. Правила выбора места для перекуса. Самоанализ «Где и как я ем в течение недели». Самоконтроль усвоения знаний. Фаст-фуд. Сухомятка. Мы не дружим с сухомяткой и газировкой Газированные напитки. Первые блюда. Самоконтроль усвоения знаний. Гигиена питания в походе. Путешествие и поход Правила сбора продуктов для непродолжительной экскурсии. Признаки, свидетельствующие о непригодности продукта питания. Самоконтроль усвоения знаний. Тема 6. «Ты – покупатель» 3 часа Где и как мы едим Магазины, их виды. Продуктовые магазины. Скоропортящиеся продукты питания. Самоконтроль усвоения знаний. Как при покупке выбрать полезные и Упаковка продукта питания. качественные продукты Дата на этикетках. Практическая работа №3 «О чем нам скажет упаковка на продукте питания». Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №4 Ты - покупатель «Правила вежливости в магазине». Самоконтроль усвоения знаний. Тема 7. «Ты готовишь себе и друзьям» 4 часа Где можно сделать покупку 16. Помощники на кухне 17. Правила безопасного поведения на кухне 18. Законы этикета и гостеприимства Приготовление овощей. Бытовые приборы на кухне. Правила обращения с приборами и техникой на кухне. Помощь родителям на кухне. Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №5 «Правила поведения на кухне». Самоконтроль усвоения знаний. Правила поведения за столом. Практическая работа №6 «Правила гостеприимства». Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №7 «Мое любимое блюдо». Самоконтроль усвоения знаний. Тема 8. «Кухни разных народов» 3 часа 19. Кулинарные секреты 20. Кулинарное путешествие – турне по миру 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 Кулинарное путешествие по миру. Знакомство с кухней разных народов мира. Самоконтроль усвоения знаний. Кулинарное путешествие по Кулинарная география Архангельской области Архангельской области. Знакомство с традиционными блюдами северной кухни отдельных районов Архангельской области. Самоконтроль усвоения знаний. Практическая работа №8 Кулинарные праздники «Кулинарные праздники во Франции, Таиланде, Швейцарии и Голландии». Самоконтроль усвоения знаний. Тема 9. «Кулинарная история» 3 часа Питание первобытных людей. Самоконтроль усвоения знаний. Питание древних египтян. Кулинария в Древней Греции и Риме Питание в спартанцев и древних римлян. Самоконтроль усвоения знаний. Питание в средневековой Кулинария в Средние века Англии. Самоконтроль усвоения знаний. Тема 10. «Как питались на Руси и в России» 4 часа Первобытная кулинария «Домострой». Особенности русской национальной кухни. Самоконтроль усвоения знаний. Посуда для приготовления «Посудная» история русской кухни пищи. Традиционная посуда русского севера. Самоконтроль усвоения знаний. Традиционные рецепты и блюда русской кухни Знакомство с традиционными блюдами русской кухни. Практическая работа №9 «Рецепт моей любимой каши». Самоконтроль усвоения знаний. Традиционные рецепты и блюда поморов на Традиционные рецепты и блюда страницах сказок Степана Писахова поморов на страницах сказок Степана Писахова. Самоконтроль усвоения знаний. Тема 11. «Промежуточный контроль знаний» 1 час Особенности русской национальной кухни Промежуточный контроль знаний Защита проектов 31. 32. 33. 34. Тема 12. «Необычное кулинарное путешествие» 4 часа Знакомство с историей создания Чудо северного пряника козули данного пряника. Рецептура. Самоконтроль усвоения знаний. Экскурсия №1 на Горькая работа, зато сладок хлеб Соломбальский хлебокомбинат Бурая морская водоросль – Супер - еда с морского дна ламинария, как уникальный продукт питания. Экскурсия №2 на Архангельский водорослевый комбинат. Кулинарное путешествие в «Живописное» кулинарное путешествие музее. Экскурсия №3 в музей изобразительных искусств. Тема 13. «Обобщение» 1 час Актуализация знаний о правилах рационального питания, полезных и не очень полезных продуктах питания, пищевом рационе, режиме питания, гигиенических правилах приема пищи. Тема 14. «Итоговый контроль знаний» 1 час 35. Разговор о правильном питании 36. Итоговый тест Контроль результатов программы Промежуточная аттестация Форма: защита проекта Содержание аттестации: проекты по теме «Рациональное питание» Критерии оценивания: Оценка проектной деятельности происходит по двум критериям: - критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности; - критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта. Критерии оценки проектной деятельности учащихся. I. Критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности: 1. Актуальность выбранной темы. 2. Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач. 3. Практическая ценность проекта. 4. Соответствие плану. 5. Обоснованность выводов. 6. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта. 7. Правильность и грамотность оформления. II Критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта: 8. Выступление на защите (владение материалом предоставляемого проекта, наглядность, культура речи) 9. Умение отвечать на вопросы. 10. Умение защищать свою точку зрения. Критерии оценивания проектов учащихся 5 - 6 классов Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): Цель не сформулирована Цель сформулирована нечетко Цель сформулирована, но не обоснована Цель четко сформулирована и убедительно обоснована Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла): План отсутствует Представленный план не ведет к достижению цели проекта Представлен краткий план достижения цели проекта Представлен развернутый план достижения цели проекта Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) Тема проекта не раскрыта Тема проекта раскрыта фрагментарно (не все аспекты темы раскрыты в проекте) Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко) Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла): Использована не соответствующая теме и цели проекта информация Большая часть представленной информации не относится к теме работы Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий 5. Степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах (максимум 3 балла): Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 1. Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла): Письменная часть проекта отсутствует Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла): Проектный продукт отсутствует Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 2 3 0 2 3 0 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в 3 использовании, соответствует заявленным целям) Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 6 баллов): Презентация не проведена 0 Выступление не соответствует требованиям проведения презентации 1 Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, но оно вышло за 2 рамки регламента Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 3 рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией (умение отвечать на вопросы, доказывать точку зрения). Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 4 рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 5 рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию Критерий 10. Качество проектного продукта (максимум 3 балла): Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство 1 использования, соответствие заявленным целям) Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в 3 использовании, соответствует заявленным целям) Оценивание проекта «высокий уровень» ставится за правильное и точное выполнение проекта при отсутствии ошибок при защите проекта, «средний уровень» - за правильное выполнение проекта с учетом незначительных ошибок при защите проекта, «низкий уровень» - выполнение проекта с учетом неточностей и незначительных ошибок при защите проекта. Итоговая аттестация Форма: тестовая работа Содержание аттестации: «Составляем формулу правильного питания». Методика задания дана в УМК «Формула правильного питания». Цель: определить качество знаний по программе и уровень сформированности взглядов, навыков правильного питания. Темы Твои знания Количество Количество Количество зеленых желтых красных шаров шаров шаров Здоровье – это здорово Продукты разные нужны, блюда разные важны Режим питания Энергия пищи Где и как мы едим Ты-покупатель Ты-готовишь себе и друзьям Кухни разных народов Кулинарная история. Как питались на Руси и в России. Необычное кулинарное путешествие. ИТОГО 1. Занеси в таблицу результаты выполнения заданий, которые оценивались с помощью разноцветных шаров. 2.Подсчитай баллы, которые дают набранные тобой шары. Каждый зеленый шар-3 балла. Каждый желтый шар-2 балла. Каждый красный шар-1 балл. 3.Общее количество баллов, которое ты набрал с помощью зеленых шаров __ 4.Общее количество баллов, которое ты набрал с помощью желтых шаров __ 5.Общее количество баллов, которое ты набрал с помощью красных шаров __ 6. Сложи общее количество баллов, которое ты набрал с помощью зеленых и желтых шаров ____. Занеси эту цифру в числитель формулы. 7. Сложи общее количество баллов, которое ты набрал с помощью красных шаров ____. Занеси эту цифру в знаменатель формулы. Формула правильного питания= -------х количество зеленых шаров= 8.Подсчитай свой результат. Если у тебя получилась цифра 2000 и больше, ты-молодец! Ты сумел освоить новые полезные знания о правилах правильного питания, а также научился заботиться о себе и своем здоровье. Если твой результат оказался меньше, не расстраивайся. Просмотри внимательно таблицу-в каких темах ты набрал меньше всего зеленых шаров? Вернись к этим темам, внимательно прочитай материал и попробуй еще раз выполнить задание. Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, учебная мебель, рабочая тетрадь «Формула правильного питания» (авторы: М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева). Иллюстративный материал (комплекты таблиц и иллюстраций по теме «Питание»). ПК, монитор. Презентационный материал -разработки игр, викторин, виртуальных экскурсий. -методическое пособие для учителя «Формула правильного питания». Литература. Возрастная физиология. Безруких М. М.,Сонькин В. Д., Фарбер Д. А., Москва , 2002г. История важнейших пищевых продуктов. Похлебкин В. В., Москва, 2000г. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании». Климович Ю.П., Волгоград, 2007г. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей. Симоненко А.А., Москва, 2005г. Энциклопедия живописи. Аленов М.А., Москва, 2004г.