Шесть чудес Архангельской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 14 «15» января 2024 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«6 ЧУДЕС АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

Составитель: Аншукова Н.В.
Педагог дополнительного образования.

Архангельск,
2023 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основание для составления программы является методическое письмо Министерства
образования Архангельской области от 16.06.2022 № 209/2 – 09/6118 «О вариативном модуле
«Увлекательные экскурсии и путешествия по Архангельской области»».
Развитие краеведческой направленности в образовательном процессе даёт возможность
теснее связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с
жизнью местного населения, с его задачами в построении общества. Краеведение
приобретает огромное значение потому что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают
особенности природных условий, население, хозяйство данной местности, даёт им
отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического
прошлого своей малой Родины. Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить
смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории
и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58).
Дополнительная образовательная программа относится к программам туристкокраеведческой направленности.
Данная программа актуальна, поскольку краеведение способствует решению задач
социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и
трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социальноэкономическом и культурном обновлении.
Программа направлена на формирование краеведческих знаний о Малой Родине.
Цель программы: познакомить учащихся с культурными и природными объектами
Архангельской области.
Задачи:
Образовательные:
• научить определять особенности культурных и природных объектов, осмысливать
значимость памятников культуры и природы.
Развивающие:
• развивать чуткость по отношению к окружающему миру культуры и природы;
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных
ситуациях.
Воспитательные:
• воспитывать в ребенке готовность к созиданию и бережному отношению к
культурному и природному наследию.
Направленность – туристко-краеведческая
Срок реализации программы: краткосрочная, 8 часов.
Контингент обучающихся: учащиеся параллели 5-11 классов.
Формы и режим занятий:
Формы работы:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.
3. Коллективные.
Методы работы:
1. Лекция
2. Игра.
3. Реализация КТД.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:

1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и
младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной
и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3.
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4.
Полисубъектный подход вытекает из того, что сущность человека
значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность
рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель
взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к
личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
5.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой
личности.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности,
доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
 педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:

педагогика сотрудничества;
 педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:

групповые технологии;

технологии индивидуального обучения;
 педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:

игровые технологии;

проблемное обучение
Планируемые результаты
Предметными результатами занятий являются:
- понимание значения культурного и природного наследия для человека;
опыта поколений;
- знание различных видов искусства;
- сформированность устойчивого интереса к культуре и природе родного края;
- умение использовать элементарные навыки и умения поведения через экскурсионную
деятельность;

- развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном
отношении к Малой Родине;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному
наследию малой Родины;
Метапредметными результатами изучения программы являются освоенные способы
деятельности, применимые при разрешении социальных ситуаций в реальных жизненных
ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между
произведениями разных видов искусства;
- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством, художественному и социально-психологическому самообразованию.
Личностными результатами изучения программы являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном
отношении к наследию;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
творчества;
- позитивная самооценка своих творческих возможностей;
- развитие навыков продуктивного сотрудничества;
- улучшение коммуникативных навыков;
- формирование позитивной оценки собственных творческих произведений;
- повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности.
Содержание
1. Увлекательный мир Архангельской области. Кенозерский национальный
парк.
Введение. Кенозерский национальный парк. Плесецкий сектор: «Бревенчатая ограда
кладбища, XVIII в.» (д. Филипповская), часовня Святителя Николая Чудотворца (кон. XVIII –
нач. XIX века, 1913 г.)» (д. Бухалово), «Часовня во имя Святителя и Чудотворца
Николая,1863 г.» (д. Горбачиха), «Ансамбль Порженского погоста, включающий церковь
святого великомученика Георгия (1782 г.) и ограду деревянную (1854–1855 гг.)» (д.
Горбачиха, д.№12),
«Ансамбль Почезерского погоста, включающий церковь
Происхождения Честных Древ Животворящего креста (1785 г.), церковь во имя Обретения
Главы Иоанна Предтечи (XVIII в.), колокольню (XVIII в.)» (д. Филипповская), «Церковь во
имя святого апостола Андрея Первозванного и Ильи Пророка, 1899 г.» (д. Горбачиха),
«Церковь во имя Сретения Господня, 1883-1888 гг.» (Плесецкий район, д. Ряпусовский
Погост, д. 1), «Церковь во имя Успения Божией Матери, 1875 г.» (д. Вершинино), «Часовня
во имя великомученика Дмитрия Солунского, 1890 г.» (д. Бухалово, д. 10), «Часовня во имя
святого Апостола Андрея Первозванного и Пророка Илии, 1890 г.» (д. Горбачиха, д.6),
«Часовня во имя Архистратига Михаила, 1846 г.» (д. Федосова), «Часовня бессребреников
Космы и Дамиана, 1890 г.» (Плесецкий район, д. Карпова, д. 11 (бывший населенный пункт
Челма), «Часовня во имя Введения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи,
1805 г.» (д. Рыжково), «Часовня великомученицы Варвары, кон. XIX в.» (д. Майлахта, д. 22),
«Часовня во имя Георгия Победоносца, 1890 г.» (д. Минина), «Часовня святого Пророка
Илии, 1801-1804 гг.» (п. Усть-Поча (бывший населенный пункт Свиное), «Часовня во имя
святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1846 г.» (д. Шишкина), «Часовня во имя
святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1846 г.» (д. Зехнова), «Часовня во имя
Иоанна Крестителя, 1803 г.» (д.Горбачиха), «Часовня Казанской Божией Матери, кон. XVIII
– нач. XIX века» (д. Минина), «Часовня во имя святых мучеников Кирика и Иулитты, 1861
г.» (д.Филипповская), «Часовня во имя Рождества Богородицы, 1804 г.» (д. Тамбич-Лахта),

«Часовня во имя священномученика Власия, 1874 г.» (д. Вершинино, д.9), «Часовня во имя
Святителя Николая Чудотворца, кон. XVIII в.» (д. Вершинино), «Часовня во имя Святителя и
Чудотворца Николая, 1846-1874 гг.» (п. Усть-Поча), «Часовня святой великомученицы
Параскевы, кон. XVIII – нач. XIX века» (д. Тырышкино), «Часовня Сошествия Святого Духа,
1801-1804 гг.» (д. Рыжково), «Часовня преподобного Антония Сийского, кон. XIX в.- нач.XX
в.» (д.Поромское), «Часовня преподобномученицы Анастасии Римлянки, 1923 г.» (д.
Косицина, д. 9), «Часовня во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского, 1846 г.»
(д.Качикова Горка, д.11), «Часовня во имя преподобного Пахомия Кенского,1846 г.» (д.
Карпова), «Часовня во имя преподобного Диодора, кон. XVIII – нач. XIX века» (д. Бухалово),
«Часовня во имя святого Афанасия Александрийского, кон. XIX в.» (д. Косицына, д. 9),
«Часовня во имя Трех Святителей Вселенских, кон. XVIII – нач. XIX века» (д. Захарова, д. 1),
«Часовня-крест Успения Божией Матери, XX в.» (д. Тырышкино, д. 13), «Часовня во имя
святых мучеников Флора и Лавра, 1805 г.» (д. Семеново), «Часовня-крест, нач. XX в.»
(деревня Бухалово, д. 15), Памятник науки и техники «Водяная мельница, кон. XIX в. - XX
нач. в.» (д. Зехнова).
2. Кенозерский национальный парк: Каргопольский сектор.
Каргопольский сектор: «Гидротехнический комплекс «Гужовская мельница на
Левусозере, кон. ХIХ – нач. ХХ века» (д. Гужово), «Церковь во имя святой Живоначальной
Троицы, 1863 г.» (18 км северо-восточнее д. Морщихинская), «Церковь во имя преподобного
Александра Свирского Чудотоврца на Хижгоре, 1871 г.» (д. Гужово), «Церковь Георгия
Победоносца, 1895 г.» (д. Казариновская), «Церковь святых апостолов Петра и Павла, 1829
г.» (д. Морщихинская), «Часовня Вознесения Господня, XIX в.» (д. Хвалинская (200 м. к
северо-западу от деревни), «Часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, 1790 г.» (д.
Хвалинская, ул Центральная, д. 40),
3. Родина М.В. Ломоносова.
Жизненный путь М.В. Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры. Ломоносово
(до середины XVIII века — деревни Денисовка и Мишанинская) — село в Холмогорском
районе Архангельской области, на Курострове, на реке Северная Двина.
Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Основан 20 июня 1940 года; открыт
15 августа 1941 года). Памятник М. В. Ломоносову (Открыт 3 августа 1958 года; скульптор
Козловский И. И., архитектор Поляков Л. М.). Каменная церковь Дмитрия Солунского (17261765). Холмогорская резная кость.
4. Северная святыня: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь.
Основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским и играл заметную роль в
русской истории и культуре XVI—XVII веках. Архитектурный ансамбль, окончательно
сложившийся до конца XVII века.
Пятиглавый Троицкий собор (заложен 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8
ноября 1587 г.), Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами
(заложена в 1638 году). Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями
выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами.
Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк.
На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого
поставлен православный крест.
5. Природное наследие: урочище Куртяево.
Куртяево — урочище в Приморском районе Архангельской области, на реке Верховка в
35 км от Северодвинска. Урочище Куртяево является памятником природы регионального
значения. Площадь урочища — 150 га. Минеральные источники. Церковь Святого Алексия.
Находится на месте потухшего вулкана.
6. Пинежские карстовые пещеры.
140 пещер расположены на территории Пинежского заповедника и его охранной зоны.
Голубино: Северный Сифон (4617 м), Большая Пехоровская (3205 м), Географического
общества (1600 м), Сабуровская (1104 м), Нижняя Сабуровская (1084 м), Среднесеверная

(1010 м), Пехоровский Провал (2262 м), Система Драконья-Карьяловский провалВодопадная (2100 м). Верхнесоткинский: система Кумичевка-Визборовская (7260 м),
Конституционная (6130 м). Среднесоткинский: Ленинградская (2970 м), Юбилейная (2555
м). Березниковский: Северянка (1830 м).
7. Историческая память: Новодвинская крепость.
Комплекс фортификационных сооружений в дельте реки Северная Двина. Находится в
20 км к северу от центра Архангельска, на северо-западной оконечности острова Линский
Прилук, на северной окраине посёлка Конвейер. Крепость была заложена в 1701 году по
личному указанию царя Петра I для защиты Архангельского фарватера в связи с ожидаемым
нападением шведов (Северная война 1700—1721 годов). Автор проекта — немецкий
инженер Георг-Эрнест Резе. В 1911 и 1913 годах Новодвинскую крепость обследовала
группа специалистов во главе с основоположником отечественной школы научной
реставрации архитектурных памятников П. П. Покрышкиным. В советское время на
территории крепости сначала находилась детская колония-коммуна, позже —
исправительно-трудовое учреждение, просуществовавшее до 2006 года. В декабре 2007 года
Новодвинская крепость была передана Архангельскому областному краеведческому музею,
получила статус памятника федерального значения. С 2008 года на территории крепости
ведутся противоаварийные работы. Современное состояние.
8. Промежуточная аттестация. Проектная работа
Учебный план
N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Увлекательный
мир
Архангельской
области. Кенозерский национальный парк.

2

1

1

2.

Родина М.В. Ломоносова.

1

1

0

3.

Северная
святыня:
Свято-Троицкий
Антониево-Сийский мужской монастырь.

1

1

0

4.

Природное наследие: урочище Куртяево.

1

0,5

0,5

5.

Пинежские карстовые пещеры

1

0,5

0,5

6.

Историческая
крепость

1

0,5

0,5

7.

Промежуточная
работа

1

0

1

8

4,5

3,5

Итого:

№ п/п
1.

2.

3.

память:

Новодвинская

аттестация.

Проектная

Тематическое планирование
Тема
Содержание деятельности
Увлекательный мир Архангельской Изучение памятников культуры Плесецкого
области. Кенозерский
сектора: деревни Вершинино, Бухалово,
национальный парк. Плесецкий
Филипповская, Горбачиха, Поромское,
сектор
Усть-Поча и др.
Кенозерский национальный парк.
Изучение памятников культуры
Каргопольский сектор
Каргопольского сектора: деревни
Морщихинская, Хвалинская, Гужово,
Казариновская.
Родина М.В. Ломоносова.
Историко-мемориальный музей, памятник
М. В. Ломоносову, каменная церковь

4.

5.

6.
7.
8.

Дмитрия Солунского
Троицкий собор, Шатровая Благовещенская
церковь, Святые врата с Сергиевской
церковью, Святое озеро
Минеральные источники. Церковь Святого
Алексия. Находится на месте потухшего
вулкана. Стоянка пещерного человека.
Пинежские карстовые пещеры
Пещеры Голубинский, Верхнесоткинский,
Среднесоткинский, Березниковский.
Историческая память: Новодвинская Новодвинская крепость,
крепость
фортификационные сооружения
Промежуточная
аттестация.
Проектная работа
Северная святыня: Свято-Троицкий
Антониево-Сийский
мужской
монастырь.
Природное
наследие:
урочище
Куртяево.

Контроль результатов программы
Промежуточная аттестация
Форма: проектная работа
Содержание аттестации:
Практическая часть.
Проектная работа «Увлекательное путешествие по Архангельской области».
Выполнить проект на заданную тему в виде рекламного буклета.

Критерии оценки
Результаты работы оцениваются по следующим критериям и показателям:
Критерии оценки
Количество баллов
Высокий
Средний
Низкий
Эстетичность
5
3
1
Оригинальность,
5
3
1
творческий подход
Содержательность
5
3
1
Грамотность
5
3
1
Информационная
5
3
1
насыщенность
Итого
25
15
5

Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, актовый зал, ПК, звуковые колонки, видео- и аудиоматериалы.
Литература
1. Баландин Р. Михаил Ломоносов. — М.: Вече, 2011. — 352 с.
2. Гостев И. Новодвинская крепость в начале пути к возрождению // Архангельская
старина. — 2009. — № 1. — С. 11-14.
3. Лебедев Е. Н. М. В. Ломоносов. — М., 1990; 2-е изд. Ростов-на-Дону, 1997.
4. М. В. Ломоносов. 1711−1765. - Архангельск, 1961.
5. Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные
центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000.
6. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь: библиографический указатель. /
[сост.: М. А. Смирнова, З. В. Истомина; отв. ред. архим. Трифон, М. А. Смирнова] —
Архангельск: Поморский университет, 2007. — 244 с.

7. Смирнов А. Новодвинская крепость. Брошюра. — Архангельск: РИА «М’арт», 2005.
8. Смирнов А. Новодвинская крепость: Краткий историко-архитектурный очерк //
Летописец Севера: Историко-краеведческий сборник. — Архангельск: Северо-Западное
книжное издательство, 1990.
9. Урочище Куртево [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://www.pomorland.travel/lp/kurtyaevo/ (дата обращения: 18.05.2023)
10. Интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Куртяево (дата обращения: 18.05.2023).
11. Туристический портал Архангельской области. [Электронный ресурс] Режим
доступа: URL: https://pomorland.travel/what-to-see/pinezhskie-peshchery/ (дата обращения:
18.05.2023).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».