Юным умникам и умницам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

Программа дополнительного образования
«Умники и умницы»

Составила:
Педагог дополнительного образования
Н.И. Солодкая

Архангельск
2023

Пояснительная записка к программе курса «Умники и умницы»
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной
образовательной программы, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов,
как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов:
внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и
совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение
познавательных возможностей детей.
Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам. Развитие
познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
разработана на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и
умницам. Развитие познавательных способностей». Программа дополнительного
образования «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»
представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6
до 10 лет.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных , метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку
в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные
Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных
лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование
компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным
при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение
познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей
современного образования.
Цель программы.
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих
занятий.
Задачи программы:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Направленность – естественно-научная
Сроки реализации программы: 4 года
Контингент обучающихся: учащиеся 1-4 класса с ОВЗ.
Формы и режим занятий: 68 часов (2 ч в неделю в 1 классе) и 72 часа (2 ч в неделю 24 классы).
Формы работы:
коллективная, групповая, комбинированная;
Методы работы:
практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
Планируемые результаты:
Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Программа обеспечивает
достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
 Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
 Строить правильные суждения;
 Сравнивать различные объекты;
 Выполнять простые виды анализа и синтеза;
 Устанавливать связи между понятиями;
 Комбинировать и планировать;
 Самостоятельно действовать;
 Принимать решения;
 Управлять собой в сложных ситуациях;
 Работать в группе.
 Целенаправленно сосредотачиваться;
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

 Определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы)
 В предложенных педагогом ситуациях общения
и сотрудничества, опираясь на общие для всех

простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога,
как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
Определять и
формулировать цель
деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать
последовательность
действий .
Учиться
высказывать своё
предположение (версию)
на основе работы с
иллюстрацией рабочей
тетради.
Учиться работать
по предложенному
учителем плану.
Учиться отличать
верно выполненное
задание от неверного.
Учиться совместно
с учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности товарищей.

Освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные),
составляющие основу умения учиться (функциональной
грамотности).
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся научится:
Ориентироваться в
Донести свою позицию
своей системе знаний:
до других: оформлять свою
отличать новое от уже
мысль в устной и письменной
известного с помощью
речи (на уровне одного
учителя.
предложения или небольшого
Делать
текста).
предварительный отбор
Слушать и понимать
источников информации: речь других.
ориентироваться в
Читать и
учебнике (на развороте, в пересказывать текст.
оглавлении, в словаре).
Совместно
Добывать новые
договариваться о правилах
знания: находить ответы
общения и поведения в школе
на вопросы, используя
и следовать им.
учебник, свой
Учиться выполнять
жизненный опыт и
различные
роли в группе
информацию,
(лидера, исполнителя,
полученную от учителя.
критика).
Перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы
всего класса.
Перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать
и группировать такие
математические объекты,
как числа, числовые
выражения, равенства,
неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
составлять
математические рассказы
и задачи на основе
простейших
математических моделей
(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем); находить и
формулировать решение
задачи с помощью
простейших моделей

(предметных, рисунков,
схематических рисунков,
схем).
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по
их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

Содержание программы:
Модуль 1. Введение. Инструктаж по ТБ. (2 часа)
Модуль 2. Свойства, признаки и составные части предметов (8 часов)
Модуль 3. Сравнение (12 часов)
Модуль 4. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (8 часов)
Модуль 5. Элементы логики (14 часов)
Модуль 6. Развитие речи (14 часов)
Модуль 7. Развитие аналитических способностей (6 (8) часов)
Модуль 8. Обобщающее занятие «Наши достижения» (2 часа)

№

Тема

Количество занятий по годам обучения
1 год
2 год
3 год
1. Вводное занятие
2
2
2
2. Развитие коммуникативных
16
24
24
способностей
3. Развитие познавательных
46
40
40
способностей
4. Заключительное занятие
2
2
2
Итого
66
68
68

4 год
2
24

Учебный план
Тема

Общее
количество
часов
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
2
II. Свойства, признаки и составные части 8

В том числе
Теоретические Практические
2
-

8

40
2
68

предметов
III. Сравнение
IV. Взаимосвязь между видовыми и
родовыми понятиями
V. Элементы логики
VI. Развитие речи
VII. Развитие аналитических способностей
VIII.Обобщающее
занятие
«Наши
достижения»
Итого

12
8

-

12
8

14
14
6(8)
2

-

14
16
6
2

66(68)

2

66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС - 66 ч
№

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-2

Введение.
(Инструктаж по ТБ).

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический
диктант (вводный урок).

3-4

Входной тест.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

5-6

Выделение признаков..

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.

7-8

Различие.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

9-10

Сходство.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

11-12

Существенные признаки.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13-14

Характерные признаки.

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

15-16

Упорядочивание признаков.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

17-18

Правила сравнения.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

19-20

Значение сравнения.

Графический диктант.

21-22

Тест «Сравнение».

Развитие слуховой памяти.

23-24

Развитие мышления.

25-26

Истинные и ложные
высказывания.
Отрицание высказывания..

27-28

Понятие о классах.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.

Графический диктант.

29-30

Правила классификации.

Графический диктант.

31-32

Вопросы.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант

33-34

Алгоритм.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

35-36

Тест «Алгоритм».

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант

37-38

Речь. Техника и
выразительность речи.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графические диктанты.

39-40

Закономерность в буквах и
словах.

Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.

41-42

Многозначные слова.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.

43-44

Омонимы.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

45-46

Омофоны, омоформы.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

47-48

Синонимы.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

49-50

Антонимы.

Развитие логического мышления.

51-52

Фразеологизмы.

Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

53-54

Изобразительные средства
языка. Сравнение

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления.

55-56

Упорядочивание по
родовидовым отношениям.
Олицетворение.

Графический диктант.

59-60

Текст. Тема текста.
Заглавие.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

61-62

Текст. Опорные слова.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

63-64

Виды планов..

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

65-66

Итоговый тест.

Развитие концентрации внимания. Развитие

57-58

Тренировка зрительной памяти. Тренировка
слуховой памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.

мышления. Тест.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС - 68 ч
ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№
1-2

Введение.
(Инструктаж по ТБ).

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления.
Графический диктант (вводный урок).

3-4

Входной тест.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

5-6

Выделение признаков..

Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

7-8

Различие.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

9-10

Сходство.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

11-12

Существенные признаки.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13-14

Характерные признаки.

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

15-16

Упорядочивание признаков.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

17-18

Правила сравнения.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

19-20

Значение сравнения.

Графический диктант.

21-22

Тест «Сравнение».

Развитие слуховой памяти.

23-24

Истинные и ложные
высказывания.

Развитие мышления.

25-26

Отрицание высказывания..

Графический диктант.

27-28

Понятие о классах.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления.

29-30

Правила классификации.

Графический диктант.

31-32

Вопросы.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант
33-34

Алгоритм.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

35-36

Тест «Алгоритм».

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант

37-38

Речь. Техника и
выразительность речи.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графические диктанты.

39-40

Закономерность в буквах и
словах.

Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.

41-42

Многозначные слова.

Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

43-44

Омонимы.

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

45-46

Омофоны, омоформы.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

47-48

Синонимы.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

49-50

Антонимы.

Развитие логического мышления.

51-52

Фразеологизмы.

Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

53-54

Изобразительные средства
языка. Сравнение

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления.

55-56

Упорядочивание по
родовидовым отношениям.

Графический диктант.

57-58

Олицетворение.

Тренировка зрительной памяти. Тренировка
слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.

59-60

Текст. Тема текста.
Заглавие.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

61-62

Текст. Опорные слова.

Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

-63-64

Виды планов..

Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

65-66

Итоговый тест.

Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Тест.

67-68

Работа над ошибками.
Итоговое занятие.

Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС - 34 ч
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС - 34 ч
Материально-техническое:
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Экран
4. Учебные и методические пособия:


О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.:
РОСТкнига, 2011.



О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
Наглядно-дидактические пособия

5. Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
6. Пазлы, разрезные картинки
7.

Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Литература, предлагаемая детям и родителям:

1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика». Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика». Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
3. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
4. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
5. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы,
головоломки. - М.: 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».