Курс внеурочной деятельности Азбука нравственности 3 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» составлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Календарного учебного графика.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
классам и разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение
детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности
человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов
и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся
начального звена направлена на:
- формирование позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как
человек, семья;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель изучения курса
- способствовать формированию основ нравственности у детей младшего школьного
возраста.
Задачи:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах
поведения в школе, семье, между поколениями, представителями социальных групп на
основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к
здоровому образу жизни;
- создать в коллективе благоприятную среду для самосознания учеником своей
индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой
активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию
России.

Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Азбука нравственности» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами «Окружающий мир», «ОРКСЭ»,
«Литературное чтение», «Музыка» и др.
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей.
Эстетического воспитания:
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им.
Трудового воспитания:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Экологического воспитания:
- проявление бережного отношения к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
- формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Предметные:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- определять дружбу и её признаки;

- определять примеры соблюдения заповедей;
- использовать нравственные нормы на основе христианских заповедей;
- объяснять основы взаимопонимания и построения взаимоотношений;
- правильно строить речевое письменное или устное обращение к другому человеку;
- понимать другого человека и грамотно строить взаимоотношения.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
- использовать основы культуры устного и письменного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Культура общения» (9 часов)
Этикет. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение
гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2. «Общечеловеческие нормы нравственности» (4 часа)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3. «Дружеские отношения» (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и
бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте
и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4. «Как понять другого человека» (10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О
тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он
нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обобщение.

Тематическое планирование
№
1.

2.
3

4

5

6

7

8
9.

Тема
общения»

Содержание
часов) Основы этикета общения

Основные виды деятельности учащихся
«Культура
(9
Изучает понятия
Этикет.
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«культура», «общение», «этикет»).
Определяет средства общения для передачи
информации
Устное приглашение на мероприятие. Правила приглашения на мероприятие
Оперирует полученными знаниями
Определяет средства общения
Письменное
приглашение
на Письменный
этикет
в
оформлении Раскрывает смысл изучаемых понятий
мероприятие.
приглашения
(письмо, построение текстовой информации)
Оперирует
полученными
знаниями
в
продукте деятельности
Встреча гостей.
Особенности встречи гостей, этикет
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(встреча, этикет, приветствие)
Определяет алгоритм встречи гостей
Оперирует полученными знаниями
Развлечение гостей.
Способы развлечения гостей, этикет
Определяет способы развлечения гостей
Оперирует полученными знаниями
Анализирует ситуации
Поведение в гостях.
Правила поведения в гостях
Определяет способы развлечения гостей
Оперирует полученными знаниями
Анализирует
ситуации
поведенческой
деятельности
Поведение в гостях (этикет за Правила поведения за столом
Раскрывает смысл изучаемых понятий
столом).
(встреча, этикет, приветствие)
Определяет алгоритм встречи гостей
Оперирует полученными знаниями
Как дарить подарки.
Виды подарков, правила дарения
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(подарок)
Как дарить подарки.
Определяет алгоритм вручения подарка
Оперирует полученными знаниями
Анализирует ситуации

10.
11.
12.
13.
14.

«Общечеловеческие
нормы
нравственности» (4 часа) Заповеди.
Заповеди.
Дал слово держи.
Дал слово держи.
«Дружеские отношения» (11 часов)
Дружба каждому нужна.

15.
16.

Дружба верностью сильна.
Преданный друг.

17.
18.

О доброте и бессердечии.
О доброте и бессердечии.

19.

Об уважительном
старшим.

20.
21.

О зависти и скромности.
О зависти и скромности.

отношении

Нравственные понятия и нормы: добро, Раскрывает смысл изучаемых понятий
любовь, дружба, порядочность, благородство, (нравственность)
честь, достоинство
Определяет алгоритм встречи гостей
Оперирует полученными знаниями
Основы дружбы

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(дружба)
Определяет дружеские отношения, правила
дружбы
Оперирует полученными знаниями
Преданность и верность
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(дружба, верность, преданность)
Определяет дружеские отношения, правила
дружбы
Оперирует полученными знаниями
Смысл доброты. Понятие бессердечности
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(дружба, верность, преданность)
Определяет дружеские отношения, правила
дружбы
Оперирует полученными знаниями о доброте
и бессердечии
Анализирует ситуации
к Уважение к людям старшего возраста
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(уважение)
Определяет особенности уважения
Оперирует полученными знаниями об
уважении
О пользе скромности и вреде зависти, Раскрывает смысл изучаемых понятий
эмоциональные основы
(уважение)
Определяет особенности уважения
Оперирует полученными знаниями об
уважении
Анализирует социальные ситуации

22.

О доброте и жестокосердии.

23.
24.

В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.

25.

«Как понять другого человека» (10
часов) Золотые правила.
Золотые правила.
Учимся понимать настроение другого
по внешним признакам.
Учимся понимать настроение другого
по внешним признакам.

26.
27.
28.

29.
30.
31.

32.

33.
34

О тактичном и бестактном
ведении.
О тактичном и бестактном
ведении.
Учимся
находить
хорошее
человеке, даже если он нам
нравится.
Учимся
находить
хорошее
человеке, даже если он нам
нравится.
Творческая работа
Итоговое занятие. Игра

попов
не
в
не

Что такое доброта, кто такой человек с Раскрывает смысл изучаемых понятий
жестким сердцем, эмоциональные основы и (уважение)
причины
Определяет особенности уважения
Оперирует полученными знаниями о доброте
и жестокосердии
Изучение афоризмов, заповедей
Изучает мудрые мысли
Оперирует полученными знаниями об
уважении
Особенности понимания людей
Оперирует полученными знаниями об
уважении
Оперирует полученными знаниями
Особенности понимания эмоций, чувств, Проявляет эмпатию
мимики
Оперирует полученными знаниями
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(эмпатия)
Определяет особенности уважения
Оперирует полученными знаниями о доброте
и жестокосердии
Правила поведения, общения с людьми
Определяет
особенности
правильного
поведения
Оперирует полученными знаниями об
общении
Правила отношения к людям
Раскрывает смысл поведенческих проявлений
Анализирует ситуации
Оперирует полученными знаниями об
общении
Творческая работа (коллаж)
Игровая деятельность

Форма организации внеурочной деятельности– кружок.

Проявляется творческий подход
Оперирует полученными знаниями в игровой
деятельности

Форма работы по количеству участников – индивидуальная, групповая.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Виды деятельности на занятиях: беседа, рассказ, дискуссия, практикум, творческая работа, анализ и поиск решения проблемных
ситуаций, игра.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М;
Просвещение, 2009 г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ книга, 2013 г.
Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ –
книга, 2013 г.
Закон РФ «Об образовании».
Интернет – ресурсы
Мультимедийный фонд
Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
Каталог образовательных ресурсов-интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
· Региональные образовательные ресурсы;
· Образовательная пресса;
· Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
· Инструментальные программные средства;
· Энциклопедии, словари, справочники, каталоги;
· Ресурсы для дистанционных форм обучения;
· Ресурсы по предметам образовательной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».