Курс внеурочной деятельности Я - путешественник 3 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я - путешественник» составлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального
общего образования;
- Планируемых результатов начального общего образования;
- Календарного учебного графика.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
классам и разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
В настоящее время важным является освоение детьми окружающего мира. Уровень
интеллектуальности человека отражается и на его поведении. Именно выработка
нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Данная программа для обучающихся начальной школы направлена на:
- формирование позитивного отношения к ценностям, накопленным человечеством;
- воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России;
- раскрытие способностей и талантов учащихся,
- подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель изучения курса
- способствовать интеллектуальному развитию через знакомство с разными
странами мира.
Задачи:
- сформировать представление о странах мира, как наследии человечества;
- сформировать первоначальное представление о моральных нормах и правилах
поведения в обществе, представителями социальных групп на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью других
людей, стремление к здоровому образу жизни;
- создать в коллективе благоприятную среду для самосознания учеником своей
индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;
- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой
активности учащихся;
- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
- воспитывать бережное отношение к мировому историческому и культурному
наследию.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Я - путешественник» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами «Окружающий мир», «ОРКСЭ»,
«Литературное чтение», «Музыка» и др.

Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию социокультурных потребностей обучающихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа - 1 час в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления о
странах мира, народах и расах, как
человеческому наследию.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей.
Эстетического воспитания:
- развитие этических чувств - совести как регуляторов морального поведения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- эмпатия как понимание чувств у других людей и сопереживание им.
Трудового воспитания:
- знание основных правил труда и ориентация на их выполнение.
Экологического воспитания:
- проявление бережного отношения к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
- формирование первоначальных представлений о научной картине окружающего
мира;
- осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности в обогащении своих знаний.
Метапредметные результаты
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Предметные:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- определять страну и её признаки;
- определять примеры памятников культуры разных стран и религий;
- объяснять основы взаимопонимания и построения взаимоотношений с людьми
разных национальностей;
- правильно строить речевое письменное или устное обращение к другому человеку;
- понимать другого человека и грамотно строить взаимоотношения.

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации;
- использовать основы культуры устного и письменного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Россия» (3 часа)
Федеративное деление России. Народы России. Памятники культуры и природы
России. Викторина.
Раздел 2. «Страны Азии» (6 часов)
Юго-западная Азия: Турция, ОАЭ.
Центральная Азия: Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Киргизия, Туркменистан,
Таджикистан.
Восточная Азия: Китай, Япония, КНДР, Республика Корея, Монголия.
Южная Азия: Индия, Шри-Ланка, Мальдивы, Непал, Пакистан.
Памятники культуры и природы. Климат. Народы. Традиции.
Географическое положение, климат материка. Занимательные факты из истории
исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. Народы и традиции.
Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка Юго-западная Азия.
Персия – страна «садов волшебства». Сирия. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция.
Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая
крепость». Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Республики
Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения. Южная Азия. Индия. Храм Солнца в
Конараке. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость. Непал. Долина
Катманду. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань
– «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения.
Таджикистан. Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год
Великая китайская стена, Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По
Великому Шелковому пути. Монголия. Гоби – 1 млн кв. км песка и камней. Япония. У
подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций
Японии. КНДР. Республика Корея. Юго-Восточная Азия.
Интеллектуальный турнир.
Раздел 3. «Страны Южной Америки» (7 часов)
Западная: Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Боливия, Перу, Чили.
Восточная: Бразилия, Аргентина, Гайана, Суринам, Парагвай, Уругвай.
Памятники культуры и природы. Климат. Народы. Традиции.
Квест
Раздел 4. «Страны Африки» (5 часов)
Северная Африка: Египет, Марокко, Тунис, Ливия, Алжир, Мавритания.
Западная и Центральная Африка: Нигерия, Гвинея-Бисау, Либерия и др.
Восточная Африка: Эфиопия, Кения, Мадагаскар, Эритрея, Сейшельские острова.
Южная Африка: ЮАР, Лесото, Ботсвана, Намибия, Свазиленд.
Памятники культуры и природы. Климат. Народы. Хозяйство. Традиции.
Квест
Раздел 5. «Страны Европы» (5 часов)
Северная Европа: Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.

Западная Европа: Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Германия, Бельгия,
Франция, Люксембург.
Восточная Европа: Польша, Чехия, Румыния, Словакия, Болгария.
Южная Европа: Португалия, Испания, Италия, Греция, Словения и др.
Памятники культуры и природы. Климат. Традиции.
Занимательные факты из истории исследования. Географическое положение, климат
материка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия
материка. Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и
очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый
дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия.
Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.Страны
Бенилюкс.Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. УостУотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена.
Стоунхендж. Гибралтар. Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который
всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Германия. В Берлин через
Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси –
памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея.
Долина Эльбы. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн –
нависающая вершина. Лихтенштейн – «город-крепость". Южная Европа. Португалия –
«кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная
пристань. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Андорра. Италия. Рим:
вечный город. Гора Этна. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Балканские страны.
Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы.
Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Россия. Беловежская пуща. Украина.
Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.
Интеллектуальный турнир.
Раздел 6. «Страны Северной Америки» (5 часов)
Англо-Америка: Канада, США
Средняя Америка: Мексика, Куба, Гаити, Ямайка, Коста-Рика, Никарагуа,
Сальвадор, Доминиканская Республика.
Памятники культуры и природы. Климат. Традиции. Интеллектуальный турнир.
Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Путешествие
Льюиса и Кларка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические
условия материка. Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир.
Ниагара – «Гремящая вода». США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды
Аляски. Хребет Брукс. Йосемитская долина – страна чудес. Йелоустон – наглядное
пособие по геологии. Гранд-Каньон. Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы.
Американская мечта: миф или реальность?
Раздел 7. «Увлекательная Австралия и Океания» (3 часа)
Австралия: природные богатства и памятники, климат, народы и традиции.
Океания: Гавайи, Французская Полинезия, Маршалловы острова, Вануату, острова
Кука и др.
Занимательные факты из истории исследования Австралии и Океании. Разнообразие
природы. Животные. Народы. Климатические условия материка. Три открытия
Австралии. Как появилось название «кенгуру»? Девственная природа национального
парка Какаду. Дарвин. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Двенадцать апостолов. Большой
Барьерный Риф – жемчужина Австралии. Сидней. Новая Зеландия. Гора Эгмонт. Вулканы.
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана
Интеллектуальная игра-путешествие.

Тематическое планирование
№
1.

2.
3

4

5
6

Тема

Содержание
Основные виды деятельности учащихся
«Россия» (3 часа)
Федеративное деление России. Народы Изучает понятия
Из чего состоит страна
России. Памятники культуры и природы Раскрывает смысл изучаемых понятий
Увлекательная Россия
России. Викторина.
(«государство», «климат»).
Викторина «Моя Россия»
Определяет средства общения для передачи
информации
Оперирует полученными знаниями
Определяет средства общения
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(письмо, построение текстовой информации)
Оперирует
полученными
знаниями
в
продукте деятельности
«Страны Азии» (6 часов)
Памятники культуры и природы. Раскрывает особенности изучаемых стран
Юго-западная Азия: Турция, ОАЭ.
Климат. Народы. Традиции.
Определяет особенности стран и народов
Оперирует полученными знаниями
Анализирует особенности стран
Восточная Азия: Китай, Япония, КНДР,
Республика Корея, Монголия.

7

Центральная Азия: Казахстан, Узбекистан,
Афганистан, Киргизия, Туркменистан,
Таджикистан.

8

Южная
Азия:
Индия,
Мальдивы, Непал, Пакистан.

9.
10.

Интеллектуальный турнир.
«Страны Южной Америки» (7 часов)
Западная часть: Венесуэла и Эквадор

11.
12.
13.

Колумбия и Боливия
Боливия, Перу, Чили.
Восточная часть: Бразилия и Аргентина,

Шри-Ланка,

Памятники культуры и
Климат. Народы. Традиции.

природы. Раскрывает особенности изучаемых стран
Определяет особенности стран и народов
Оперирует полученными знаниями
Анализирует особенности стран

14.
15.
16.
17.

18.

19.

20.

21.
22.

23.

Гайана и Суринам
Парагвай и Уругвай.
Квест
«Страны Африки» (5 часов)
Памятники культуры и природы.
Северная Африка: Египет, Марокко, Климат. Народы. Хозяйство. Традиции.
Тунис, Ливия, Алжир, Мавритания.
Квест
Западная и Центральная Африка: Нигерия,
Гвинея-Бисау, Либерия и др.

Раскрывает особенности изучаемых стран
Определяет особенности стран и народов
Оперирует полученными знаниями
Анализирует особенности стран

Восточная Африка: Эфиопия, Кения,
Мадагаскар,
Эритрея,
Сейшельские
острова.
Южная Африка: ЮАР, Лесото, Ботсвана,
Намибия, Свазиленд.
Квест
«Страны Европы» (5 часов)
Памятники культуры
Северная Европа: Норвегия, Швеция, Климат. Традиции.
Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.
Западная
Европа:
Великобритания,
Ирландия,
Нидерланды,
Германия,
Бельгия, Франция, Люксембург.

24.

Восточная Европа: Польша,
Румыния, Словакия, Болгария.

25.

Южная Европа: Португалия,
Италия, Греция, Словения и др.

26.
27.

Интеллектуальный турнир.
«Страны Северной Америки» (5 часов)

и

природы. Раскрывает особенности изучаемых стран
Определяет особенности стран и народов
Оперирует полученными знаниями
Анализирует особенности стран

и

природы. Проявляет эмпатию

Чехия,
Испания,

Памятники

культуры

Англо-Америка: Канада, США
28.

Средняя Америка: Мексика, Куба и Гаити,
Ямайка и Коста-Рика

29.

Никарагуа, Сальвадор, Доминиканская
Республика.
Интеллектуальный турнир.

30.
31.

Климат. Традиции.

«Увлекательная Австралия и Океания» (3 Памятники культуры
часа)
Климат. Традиции.
Австралия:
природные
богатства
и
памятники, климат, народы и традиции.

32.

Новая Зеландия

33.

Океания: Гавайи, Французская Полинезия,
Маршалловы острова, Вануату, острова
Кука и др.
Итоговое занятие. Игра
Игровая деятельность

34

Оперирует полученными знаниями

и

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(эмпатия)
Определяет особенности уважения
Оперирует полученными знаниями о доброте
и жестокосердии
Определяет
особенности
правильного
поведения
Оперирует полученными знаниями об
общении
природы. Раскрывает смысл поведенческих проявлений
Анализирует ситуации
Оперирует полученными знаниями
общении
Проявляется творческий подход

об

Оперирует полученными знаниями в игровой
деятельности

Форма организации внеурочной деятельности– клуб.
Форма работы по количеству участников – индивидуальная, групповая.
Виды внеурочной деятельности – познавательная, проблемно-ценностное общение.
Виды деятельности на занятиях: беседа, рассказ, дискуссия, практикум, творческая работа, анализ и поиск решения проблемных
ситуаций, игра, интеллектуальный турнир.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. - М.: Сфера, 2013.
Баринова И.И., Елховская Л.И., В.В. Николина. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 2012.

Болушевский С.В., Андрушкевич Ю.П. Календарь путешествий: Лучшие места на каждый месяц. - М.:Эксмо, 2010.
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 2012. (энциклопедический словарь).
Душина И.В., СмоктуновичТ.Л.. География. Материки, океаны, народы и страны: Страноведение. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Литература для обучающихся
Большой географический атлас. /Сост. М. Горчаков и О. Савина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.
География. Справочник школьника. / Сост. Т.С. Майорова. - М.: АСТ, 2013.
Я познаю мир. Страны и народы. – М.: АСТ, 2010.
Каталог образовательных ресурсов-интернет:
Федеральные образовательные ресурсы;
· Региональные образовательные ресурсы;
· Образовательная пресса;
· Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады;
· Инструментальные программные средства;
· Энциклопедии, словари, справочники, каталоги;
· Ресурсы для дистанционных форм обучения;
· Ресурсы по предметам образовательной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».