РП по ИЗО 8 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»

Классы: 5,6,7,8
Количество часов в год:34/34/34/34
Количество часов в неделю:1/1/1/1

2023-2024 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках изобразительного искусства и составлять планы деятельности при
выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и
другие источники знаний по изобразительному искусству) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке изобразительного искусства и при
выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации (учебники, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе
изучения изобразительного искусства в 5,6,7,8 кл. с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
для участия в конкретных видах деятельности на уроках изобразительного искусства (опрос, беседа, дискуссия, выполнение
самостоятельных работ);
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета «Изобразительное искусство», новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты
5 класс
В результате освоения курса 5 класса ученики узнают:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в
образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.

научатся:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан,
Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней
Греции, Китая, Средневекосой Европы, Западной Европы)
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно - прикладного искусства (художественное стекло, керамика,
ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных,
декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы, декора;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать
изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
«Декоративно - прикладное искусство в жизни человека»
5 класс (34 часа)
Древние корни народного искусства (8 ч)
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы (2 ч)
Конструкция, декор предметов народного быта
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды
Связь времен в народном искусстве (9 ч)
Древние образы в современных народных игрушках (2 ч.)
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома (2 ч.)
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор – человек, общество, время. (11 ч)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2 ч.)
Одежда «говорит» о человеке (3 ч.)
Коллективная работа «Бал во дворце» (2 ч.)
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (2 ч.)
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире. (6 ч.)
Современное выставочное искусство (2 ч.)
Ты сам - мастер
Ты сам - мастер
Промежуточная аттестация. Творческая работа
Экскурсия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов
1

1

Древние корни народного искусства (8 ч)
Древние образы в народном искусстве

2
3
4
5

Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта

1
1
1
1

6
7

Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм

1
1

8

Народные праздничные обряды

1

Учёт рабочей программы воспитания

Творчество художника
В. Стожарова
Творчество художника
И. Билибина

10
11

Связь времен в народном искусстве (9 ч)
Древние образы в современных народных игрушках
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели

1
1
1

12

Городецкая роспись

1

13

Хохлома

1

14
15
16
17
18

Хохлома
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время. (11 ч)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Одежда «говорит» о человеке
Одежда «говорит» о человеке
Одежда «говорит» о человеке
Коллективная работа «Бал во дворце»
Коллективная работа «Бал во дворце»
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Декоративное искусство в современном мире. (6 ч.)
Современное выставочное искусство
Современное выставочное искусство
Ты сам - мастер
Ты сам - мастер
Промежуточная аттестация. Творческая работа.
Экскурсия

1
1
1

9

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Творчество художника
Н. Туркина
Творчество художника
Л. Беспаловой
Творчество художника
С.Веселова

Предметные результаты
6 класс
В результате освоения курса 6 класса ученики узнают:
- в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства
- роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального
окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе
- о изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира
- о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя
- к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение
- что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т.е. определенных знаний и умений.
научатся:
- знанию видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),
декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знанию основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; пониманию образной природы искусства, эстетической оценке
явлений природы;
- применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих
работ;
- умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона умение видеть проявления
визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способности использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ -освоению умений применять в художественно—
творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать дальнейшими навыками лепки, уметь
использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть дальнейшими навыками плоского и объемного изображений предмета и группы
предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться правилами линейной и воздушной
перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении
с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать

изобразительные метафоры и видеть целостную картину Мира, присущую произведению искусства;
- понимать значение развития основных этапов изображения портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- называть выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мирового и
отечественного искусства
получат возможность научиться:
- ценностному отношению к изобразительному искусству и мировой культуре;
- различать изобразительное искусство разных времен и эпох;
- различать многообразие образных языков изобразительного искусства и его особенности в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный
образ;
- различать основные виды и жанры изобразительных искусств;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и
натюрморта;
- применять основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- использовать ритмическую организацию изображения и богатство выразительных возможностей;
- использовать разные художественные материалы, художественные техники для создания художественного образа
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство в жизни человека».
6 класс (34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы
Рисунок — основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте
Выразительные возможности натюрморта
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Образ человека — главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре
Графический портретный рисунок
Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Человек и пространство. Пейзаж (8 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник
Городской пейзаж
Пейзаж в графике. Пейзаж в русской живописи
Промежуточная аттестация. Творческая работа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Кол-во
часов

Учёт рабочей программы воспитания

1

100 л. со дня основания
Российской академии
художественных наук.

Художественные материалы
Рисунок — основа изобразительного творчества
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объемные изображения в скульптуре
Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение предметного мира — натюрморт
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Освещение. Свет и тень
Натюрморт в графике
Цвет в натюрморте

1
1
1
1
1
1
1

Выразительные возможности натюрморта
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Образ человека — главная тема искусства
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Изображение головы человека в пространстве
Портрет в скульптуре
Графический портретный рисунок

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

150 л. со дня рождения
художника И.Э.Грабаря

135 л. со дня рождения
художника-графика В.А.
Фаворского

22
23
24

Сатирические образы человека
Образные возможности освещения в портрете
Роль цвета в портрете

1
1

25

Великие портретисты прошлого

1

26

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

1

27
28
29
30

Человек и пространство. Пейзаж (8 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве
Изображение пространства
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.

1
1
1
1

31
32
33
34

Пейзаж настроения. Природа и художник
Городской пейзаж
Пейзаж в графике. Пейзаж в русской живописи
Повторение изученного материала

1
1
1
1

165 л. со дня рождения
художника М.А. Врубеля
570 л. со дня рождения
художника Леонардо да
Винчи
140 л. со дня рождения
художника П.Пикассо

190 л. со дня рождения
художника И.И.
Шишкина

Предметные результаты
7 класс
В результате освоения курса 7 класса ученики узнают:
- основы архитектуры и дизайна;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
- пути развития современного дизайна и архитектуры;
научатся
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности
(цвет, линия, перспектива, композиция), ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
- анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие
начала и специфику;

- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и
их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно – пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
- конструировать основные объёмно –пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно –
пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статистику и динамику
тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в динамике и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
7 класс (34 часа)
«Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек»
«Художник-дизайн-архитектура» (8 ч.)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква – строка – текст. Искусство шрифта (2ч.)
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
Многообразие форм полиграфического дизайна (2 ч.)
«В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ» «Художественный язык конструктивных искусств» - 8 часов

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный
образ времени (2 ч.)

Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне.
«ГОРОД И ЧЕЛОВЕК»

« Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» - 11 часов
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица (2 ч.)
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды (2 ч.)
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства (2 ч.)
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (2 ч.)
«ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ» «Образ человека и индивидуальное проектирование» - 7 часов
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка
своего дома.
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.
Промежуточная аттестация. Творческая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
«Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,
который создаёт человек» «Художник-дизайн-архитектура» (8 ч.)
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная
выразительность плоскостной композиции
Прямые линии и организация пространства
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Буква – строка – текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как
элементы композиции
Многообразие форм полиграфического дизайна
Многообразие форм полиграфического дизайна
«В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ» «Художественный язык конструктивных искусств» - 8 часов
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и
пропорциональность.
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как
сочетание объёмов и материальный образ времени.
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как
сочетание объёмов и материальный образ времени.
Роль и значение материала в конструкции
Цвет в архитектуре и дизайне.
«ГОРОД И ЧЕЛОВЕК» « Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни

Кол-во
часов

Учёт рабочей программы воспитания

1
1
1
1
1
1
1

Творчество художника
Д. Моора

1
1
1
1
1
1
1
1
1
110 лет со дня открытия

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

человека» - 11 часов
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
«ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ»
«Образ человека и индивидуальное проектирование» - 7 часов
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
Дизайн и архитектура моего сада.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной
одежды.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.
Промежуточная аттестация. Творческая работа.

1
1
1

Государственного музея
ИЗО им. А.С. Пушкина
Творчество архитектора
В. Растрелли

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Предметные результаты
8 класс
в результате освоения курса 8 класса ученики узнают:
- как допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- как формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- как использовать речь для регуляции своего действия;
- как вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

получат возможность узнать:
- как целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
- как использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
- как использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
научатся:
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали
быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре;
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным
темам;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое).
получат возможность научиться:
- называть имена российских художников;
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из
доступных материалов;
- обиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
8 класс (34 часа)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография как искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое "если бы". Тайны актерского перевоплощения.
Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол.
Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (9ч.)
Фотография-взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография искусство "светописи". Вещь: свет и фактура.
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Мой фотоальбом. Выставка работ учащихся.
Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино (10 ч.)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время кино.
Художник и художественное творчество в кино.
Художник в игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео.
Азбука кино языка.
Фильм "рассказ в картинках".
Бесконечный мир кинематографа.

Искусство анимации. Многообразие жанровых форм.
История и специфика рисовального фильма.
Телевидение - пространство культуры. Экран - искусство – зритель (7 ч.)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видиосюжета до телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох. Кинонаблюдения.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, Интернет…Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Повторение изученного материала
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 8 КЛАСС
Всего в году - 34 ч. (из расчета 1 ч. в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

Тема урока
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография как искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое "если бы". Тайны актерского перевоплощения.
Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол.
Спектакль - от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.Эволюция изобразительных искусств и
технологий.
Фотография-взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и
выбирать.
Фотография искусство "светописи". Вещь: свет и фактура.

Кол-во
часов
1

Учёт рабочей программы воспитания
Творчество великих
реформаторов театра

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

Творчество художника
Н.Н. Куприянова

12
13

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.

1
1

14
15
16
17
18

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.
Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино.
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время кино.
Художник и художественное творчество в кино.

1
1
1
1

Художник в игровом фильме.
От большого экрана к домашнему видео.
Азбука кино языка.
Фильм "рассказ в картинках".
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации. Многообразие жанровых форм.
История и специфика рисовального фильма.
Телевидение - пространство культуры. Экран - искусство - зритель.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного
изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видиосюжета до
телерепортажа.
Киноглаз, или Жизнь врасплох. Кинонаблюдения.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, Интернет…Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Повторение изученного материала

1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Творчество художника
Б.М. Кустодиева

Творчество художника
М.Н. Ромадина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».