Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 9 классов Архангельск 2023 - 2024 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» Система результатов литературного образования обучающихся в контексте ФГОС, как и целевые установки, раскрывается в примерной основной образовательной программе основного общего образования (1). В этом смысле планируемые результаты учебного предмета «Родная литература (русская)» соотносятся с предметными результатами изучения литературы в целом, с общими личностными и метапредметными результатами освоения примерной основной образовательной программы основного общего образования. К личностным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты: - российская гражданская идентичность, формируемая через понимание родной литературы как одной из культурных ценностей народа; - воспитание и развитие нравственных ценностей личности (патриотизма, любви к малой родине, уважительного отношения к культурному наследию и культуре Русского Севера); 1. См. об этом: Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию) - развитие потребности в самовыражении и самореализации обучающихся и создание условий для этого в процессе изучения литературы Севера; - формирование эстетического вкуса и развитие умения эстетически воспринимать произведения литературы Севера; - развитие умения использовать для решения познавательных задач различные источники информации (в том числе региональные); - развитие умения понимать русское слово в его эстетической функции; - развитие умения осмысленно читать и адекватно воспринимать литературное произведение. К метапредметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты: - развитие умения оценивать и определять сферу своих литературных интересов на основе изучения литературы Севера; - развитие умения самостоятельно организовывать собственную интеллектуальную и творческую деятельность на основе изучения литературы Севера; - развитие умения понимать проблему, тему, идею текста, устанавливать причинно- следственные связи в процессе чтения и анализа произведений литературы Севера; - развитие умения работать с различными источниками информации: находить её, анализировать, использовать в процессе самостоятельного чтения произведений; - развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их по ходу чтения и анализа литературного произведения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; - развитие умения использовать в самостоятельной деятельности полученную информацию. К предметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» относятся следующие результаты: - осознание значимости чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении (в том числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире; - восприятие родной литературы / литературы Севера как одной из культурных ценностей, отражающей в том числе менталитет, историю, мировосприятие северян; - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений родной литературы / литературы Севера; - воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; - развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера; - овладение процедурами смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в изучаемом литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 8 класс Ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 9 класс Выпускник научится: - осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; - создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Выпускник получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание программы Содержание рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» базируется на традиционном для Архангельской области региональном содержании по учебному предмету «Литература» для 5-11 классов. В основе содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» - чтение и текстуальное изучение художественных произведений литературы Севера (См. об этом: Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. 5 - 11 класс. - Архангельск: Издательство Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2005. См. также: Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область / авт.-сост. Т.В. Молодцова [и др.]. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. - С. 5 10. Восьмой класс (17 часов) Северная лирическая песня. Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику...» и др. A. Грин. Жизнь и творчество писателя. Северная ссылка А. Грина. «Жизнь Гнора». «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес». B.А. Каверин. «Два капитана». Север в романе. Жизненный материал и художественный сюжет. Герои и их прототипы. Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество писателя. «Жила-была семужка». Человек и природа. Суровая диалектика жизни. О.А. Фокина. «Родник», «Северная Двина», «Речка Содонга». Н. Рубцов. Стихи о природе. Стихи о войне. А. Яшин «Босиком по земле», «Голоса весны» и др. Девятый класс (17 часов) Протопоп Аввакум на Севере. Литературная и публицистическая деятельность Аввакума и других узников пустозёрской тюрьмы в период «пустозёрского сидения». Беломорский Север - родина М.В. Ломоносова. Природные и социальные условия формирования личности М.В. Ломоносова. Особенности развития экономики и культуры Поморья. А.Н. Радищев на Севере. Брат Моисей Николаевич и старшие сыновья А.Н. Радищева в Архангельске. Ф.А. Абрамов. Повести «Пелагея», «Алька». Жизнь северной деревни. Образы Пелагеи и Альки. Сложность и противоречивость характеров Пелагеи и Альки Амосовых. Повесть «Деревянные кони». Василиса Мелентьевна - из «светоносных людей» (Ф.А. Абрамов). Рассказы по выбору учителя и обучающихся. Способы раскрытия характеров героев в прозаических произведениях. Способы выражения авторской позиции. Значение и функции средств художественной выразительности в прозаическом тексте. В.И. Белов. Очерки о народной эстетике «Лад» (главы по выбору учителя и обучающихся). Проблема сохранения народной культуры, северных традиций. Труд как первооснова мастерства и искусства. А.И. Солженицын о книге В. Белова «Лад» (фрагмент из «Литературной коллекции» А.И. Солженицына). Жанровая природа произведения. Очерк как литературный жанр. Основные особенности очерка. Отличие очерка от других жанров малой формы (рассказа, новеллы и др.). К.П. Гемп. Жизнь и творчество. «Сказ о Беломорье» (главы по выбору учителя и обучающихся). Книга «Сказ о Беломорье» как «энциклопедия народной культуры» (Ф.А. Абрамов), «грандиозная картина поморской и крестьянской культуры Русского Севера» (Д.С. Лихачёв). Жизнь и традиции поморов. Словарь поморских речений. Жанровая природа произведения. Сказ как литературный жанр / принцип повествования и образная природа названия литературного произведения. Из поэзии Севера XX века. А. Яшин. О.Фокина. Н. Рубцов. В. Ледков. Стихотворения и персоналии по выбору учителя и обучающихся. Краткий очерк жизни и творчества поэтов. Штрихи к портретам. Анализ лирического текста. Лирический герой. Значение и функции средств художественной выразительности. Программа рассчитана на 1 час в неделю, т.е. 17 часов в 8 классе, 34 часа в 9 классе Тематическое планирование 8 класс (17 часов) № урока Содержание Кол-во часов 1 Северная лирическая песня. 1 2 Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику» и др. 1 3 Слово об А. Грине. Северная ссылка А. Грина. 1 4 А. Грин. «Жизнь Гнора» 1 5 А. Грин. «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес». 1 6 В.А. Каверин. «Два капитана». Север в романе. 1 7 В.А. Каверин. «Два капитана». Жизненный материал и художественный сюжет. 1 8 В.А. Каверин. Герои и их прототипы. 1 Учёт рабочей программы воспитания 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова 120 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина 9 Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество. 1 10 11 12 Ф.А. Абрамов. «Жила-была семужка». Человек и природа. Ф.А. Абрамов. Суровая диалектика жизни О.А. Фокина. «Родник», «Северная Двина» 1 1 1 13 О.А. Фокина. «Речка Содонга» и др. 1 14 Н. Рубцов. Стихи о природе 1 15 ПА Итоговая контрольная работа 16 17 Н. Рубцов. Стихи о войне А. Яшин. «Босиком по земле», «Голоса весны» и др. 1 1 9 класс (34 часа) № урока 1 2 3 4 5 6 Содержание Введение – 1 час Учебный предмет «Родная литература (русская)»: задачи изучения. «Житие протопопа Аввакума…» - 3 часа Протопоп Аввакум на Севере. Литературная и публицистическая деятельность Аввакума и других узников пустозёрской тюрьмы в период «пустозёрского сидения». «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Протопоп Аввакум в литературе XX века. Рассказ Ф.А. Абрамова «Из колена Аввакумова». М.В. Ломоносов – 2 часа Беломорский Север – родина М.В. Ломоносова. Природные и социальные условия формирования личности М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов. Особенности развития экономики и культуры Поморья. Кол-во часов Учёт рабочей программы воспитания 1 1 1 1 1 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова 7 А.Н. Радищев – 2 часа А.Н. Радищев на Севере. Брат Моисей Николаевич и старшие сыновья А.Н. Радищева в Архангельске. 1 8 Архангельский Радищев 1 К.П. Гемп – 4 часа 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 К.П. Гемп. Жизнь и творчество. К.П. Гемп. Книга «Сказ о Беломорье» как «энциклопедия народной культуры» (Ф.А. Абрамов), «грандиозная картина поморской и крестьянской культуры Русского Севера» (Д.С. Лихачёв). К.П. Гемп. «Сказ о Беломорье» (главы). Жизнь и традиции поморов. Словарь поморских речений. К.П. Гемп. «Сказ о Беломорье» (главы). Жанровая природа произведения. Сказ как литературный жанр. Ф.А. Абрамов – 9 часов Ф.А. Абрамов. Веркола. Истоки творчества. Ф.А. Абрамов. Повесть «Пелагея». Жизнь северной деревни. Образ Пелагеи. Ф.А. Абрамов. Повесть «Алька». Образ Альки. Ф.А. Абрамов. Сложность и противоречивость характеров Пелагеи и Альки Амосовых. Ф.А. Абрамов. Повесть «Деревянные кони». Василиса Мелентьевна – из «светоносных людей» (Ф.А. Абрамов). Способы раскрытия характера героини. Ф.А. Абрамов. «Слон голубоглазый». Нравственная проблематика в рассказе. Ф.А. Абрамов. Цикл «Трава-мурава». Тематика рассказов. Рассказы Ф.А. Абрамова о Великой Отечественной войне. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 В.И. Белов. Жизнь и творчество. 1 22 В.И. Белов. Очерки о народной эстетике «Лад». Проблема сохранения народной культуры, северных традиций. В.И. Белов. «Лад». Труд как первооснова мастерства и искусства. А.И. Солженицын о книге В. Белова «Лад» (фрагмент из «Литературной коллекции» А.И. Солженицына). В.И. Белов. Рассказ «Такая война». Образ Дарьи Румянцевой. А. Яшин – 1 час Из поэзии Севера XX века. А.Я. Яшин. Жизненный и творческий путь. 1 24 25 17 декабря – день рождения К.П. Гемп. 1 В.И Белов – 4 часа 23 16 декабря – день рождения В. Ледкова 1 1 1 29 февраля – день рождения Ф.А. Абрамова. 26 27 28 29 30 31 32 33 34 О. Фокина – 1 час Из поэзии Севера XX века. Штрихи к портрету. В. Ледков – 1 час Из поэзии Севера XX века. В. Ледков. «Я всем сердцем горжусь, что в России родился». Ю.П. Казаков – 3 часа Ю.П. Казаков. Слово о писателе. Рассказы «Двое в декабре», «Запах хлеба» Ю.П. Казаков и Север. Рассказ «Поморка». Поэзия Севера XX века (Ю. Матонина, В. Матонин) Современная поэзия Севера. Творчество Инэль Яшиной Современная поэзия Севера. Творчество А. Роскова Современная северная проза. Повторение изученного за год 1 1 1 1 1 1 1 1 1