РП по химии 8-9 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Химия»

Классы: 8, 9
Количество часов в год: 68/68
Количество часов в неделю:2/2

2023-2024г.г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
Личностные результаты:
1) Формирование российской и гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм.
2) Воспитание ответственного отношения к труду, целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и
умений, навыки самоконтроля и самооценки.
3) Освоение правил коллективного и индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей; понимание и принятие ценности здорового и безопасного образа жизни.
4) Формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории.
5) Развитие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
6) Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты
1) владение универсальными естественно-научными способами деятельности – наблюдение, измерение, эксперимент, учебное
исследование; применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
2) использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций – формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметные результаты
8 класс
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования выпускник на базовом уровне научится:
1)характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества; раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество,
сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
2) изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических
уравнений;
3) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
4) сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
5) классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
6) пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
7) проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила
техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
8) различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при
обращении с кислотами и щелочами.
9) изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений
10) классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и
инертныеэлементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
11) раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

12) описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
13) характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых
периодов периодической системы, а также калия и кальция;
14) различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
15) изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
16) выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
17) характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей
строения их атомов;
18) описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических
элементов и многообразную научную деятельность ученого;
19) характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.
Менделеева;
20) осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений;
21) определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания,
кислоты, соли;
22) составлять формулы веществ по их названиям;
23) определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
24) составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным
в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
25) объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных
элементами второго и третьего периодов;
26) называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
27) называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
28) приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
29) проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;.
30) объяснять суть химических процессов;
31) называть признаки и условия протекания химических реакций;
32) устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
(реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
33) прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по
формулам / названиям продуктов реакции;
34) составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных
классов;
35) выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
36) определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов.
Ученик получит возможность научиться:
1) грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
2) осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
3) понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.;

4) использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
5) развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению
иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
6) объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,
недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
7) осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
8) описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
9) применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных
веществ;
10) развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных
понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
11) составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
12) приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
13) прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
14) выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
15) организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
16) готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.
9 класс
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования выпускник на базовом уровне научится:
1) объяснять суть химических процессов;
2) называть признаки и условия протекания химических реакций;
3) устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков: o по числу и
составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); o по выделению или поглощению
теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); o по изменению степеней окисления химических элементов (окислительновосстановительные реакции); o по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
4) называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
5) называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
6) проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака;
составлять уравнения соответствующих реакций
7) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций
обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
8) прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ; определять исходные вещества по
формулам / названиям продуктов реакции;
9) составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных
классов;
10) описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
11) характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;

12) характерные для каждого класса веществ;
13) приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
14) определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно -восстановительных реакциях;
15) составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
16) проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
17) выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
18) готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
19) определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
20) проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Ученик получит возможность научиться:
1) грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
2) осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
3) понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой
химии и др.;
4) использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
5) применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных
веществ;
6) составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
7) приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
8) прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
9) прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
10) применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств
конкретных веществ;
11) развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, еѐ основных
понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
12) приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
13)выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество - оксид - гидроксид – соль.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Химия»
8 класс (68 часов)

Введение (4 часа)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования:
свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и
хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в
XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М.
Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и

коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы
(главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации: модели различных простых и сложных веществ; коллекции стеклянной химической посуды; коллекции материалов и
изделий из них на основе алюминия; взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Л.О №1: «Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов».
Л.О №2: «Сравнение скорости испарения воды, одеколона, этилового спирта с фильтровальной бумаги».
Атомы химических элементов (8 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности
строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон»,
«относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент».
Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева.
Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера
элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента— образование положительных и
отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов
химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная
химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов.
Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой —- образование металлических кристаллов. Понятие о
металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Л.О. №3 «Изготовление моделей молекул бинарных соединений».
Простые вещества (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые
вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации
кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на
металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы
количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы
газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Образцы металлов. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые

металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.
Л.О. №4 «Ознакомление с коллекцией металлов»
Л.О. №5 « Ознакомление с коллекцией неметаллов»
Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул
бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их
формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений:
хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде.
Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски
индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид
натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.
Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.
Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза,
оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и
изменение его окраски в различных средах. Шкала рН.
Л.О.№6 «Ознакомление с коллекцией оксидов»
Л.О. №7 «Ознакомление со свойствами аммиака»
Л.О. №8 «Качественная реакция на углекислый газ»
Л.О. №9 «Определение рН растворов кислот, щелочи и воды»
Л.О. №10 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов»
Л.О. №11 «Ознакомление с коллекцией солей»
Л.О. №12 «Ознакомление с коллекцией веществ с разными типами кристаллических решеток. Изготовление моделей
кристаллических решеток»
Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения
вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,
выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических
реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций,
протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений
химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции
по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное
вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности
протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими
металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды.
Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие
«гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере
гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты: в) растворение
перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния,
фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного
гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж)
взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода.
Л.О. №13 «Прокаливание меди в пламени спиртовки»
Л.О. №14 «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом»
Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3 часа)
1.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и

нагревательными приборами.
2.
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
3.
Анализ почвы и воды.
4.
Признаки химических реакций.
5.
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как
модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение
растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и
слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена
между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и
ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие
кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики
химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов.
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительновосстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом
поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой,
хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Л.О. №15 «Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра»
Л.О. №16 «Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами»
Л.О. №17 «Взаимодействие кислот с основаниями»
Л.О. №18 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов»
Л.О. №19 «Взаимодействие кислот с металлами»
Л.О. №20 «Взаимодействие кислот с солями»
Л.О №21 «Взаимодействие кислот со щелочами»
Л.О. №22 «Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов»
Л.О. №23 «Взаимодействие щелочей с солями»
Л.О. №24 «Получение и свойства нерастворимых оснований»
Л.О. №25 «Взаимодействие основных оксидов с кислотами»
Л.О. №26 «Взаимодействие основных оксидов с водой»
Л.О. №27 «Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами»
Л.О. №28 «Взаимодействие кислотных оксидов с водой»
Л.О. №29 «Взаимодействие солей с кислотами»
Л.О. №30 «Взаимодействие солей с щелочами»
Л.О. №31 «Взаимодействие солей с солями»
Л.О. №32 «Взаимодействие растворов солей с металлами»
Практикум № 2 Свойства растворов электролитов (3 часа)
Решение экспериментальных задач.

9 класс (68 часов)
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева (10 часов)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов,
кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах.
Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в
клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций
по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение

степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости
химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара
(поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической
реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих
веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный
катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от
природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной
кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего
слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с
раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10.
Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 1. Металлы (19 часов)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и
металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов
как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы
с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные
металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты,
нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов —
оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их
амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 .
Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации.
Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой.
Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями
щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение
гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Практикум 1. Свойства металлов и их соединений
Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных
задач на распознавание и получение соединений металлов.
Тема 2. Неметаллы (28 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности
строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых
веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород.Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы.
Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода.
Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и
гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры.
Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и
применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их
свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).
Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции.
Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и
ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение.
Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности.
Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации.
Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из
растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с

медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений
хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты.
20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия
или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка.
25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на
галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной
кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов.
37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Практикум 2. Свойства соединений неметаллов
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме«Подгруппа
кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа
углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 3. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)
(12часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера
элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете
представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств
веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление
протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения
химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи
гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории
электролитической диссоциации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».