муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» Рабочая программа по учебному предмету «История» (2022-2023 учебный год; 2023-2024 учебный год) Классы: 10,11 Количество часов в год: 102/102 Количество часов в неделю: 3/3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «История» Для курса всеобщей истории 10–11 классов отметим следующее направления планируемых результатов. Личностные результаты: -ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества и др.; -российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; -уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); -формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации и др.; -гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; -мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулирования отношений в группе или социальной организации, готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; -приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; -готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям и др.; -нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире; -принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности и др.; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; -экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; -эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта; -положительный образ семьи, отцовства и материнства, интериоризация традиционных семейных ценностей; - уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; -готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; -потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности и др. Метапредметные результаты - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, и основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; -искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий выявленных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; содержательно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; -осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного вза- имодействия; -развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, вы- страивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты 10 класс в результате освоения курса 10 класса ученики узнают: -основные этапы, ключевые события истории человечества в новейшее время (1914-1945 годы); получат возможность узнать: -об истории человечества как многоаспектном процессе взаимодействия государств и народов во всех сферах общественной жизни, в т.ч. и в современном глобальном мире; научатся: -определять причины и следствия событий истории человечества в новейшее время (1914-1945 годы); -различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; -приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения преобразований, событий и войн, -описывать условия существования, основные занятия, образ жизни человека в ХХ века; -оценивать роль личности в истории ХХ века, приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; -работать с историческими документами; - использовать историческую карту для определения событий и процессов новейшей истории; -извлекать информацию из исторической карты, картосхем, привязывать исторические события к месту и времени; - читать информацию по исторической карте (схеме), использовать данную информацию в работе с остальными историческими источниками; - работать с иллюстративным материалом, соотносить полученные данные с историческими событиями (явлениями, процессами); - обзорно использовать информацию Интернета, телевидения при изучении политической деятельности современных политических лидеров зарубежных стран и проводить отбор необходимой информации.; - обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории новейшего времени; - применять полученные знания при анализе современной мировой политики; - обоснованно оценивать исторический материал из различных источников; -оценивать деятельность исторических личностей на основе изучения явлений, событий, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий, относящихся к истории ХХ века; - давать оценку наиболее значительным событиям мировой истории новейшего времени; получат возможность научиться: -соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; -работать с разными видами исторических источников, а также критически их анализировать; -сравнивать различные исторические документы, давать им характеристику; -извлекать информацию из исторического источника, определяя место и время его создания; -на конкретных примерах демонстрировать умение сравнивать исторические события истории новейшего времени; -на конкретных примерах демонстрировать умение обобщать исторические события новейшей истории; -сравнивать исторические пути развития разных стран в новейшее время (1914-1945 годы), объяснять общее и особенное; -устанавливать аналогии в исторических путях разных стран; -использовать навыки проектной деятельности, умения вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества; -излагать круг дискуссионных вопросов всеобщей истории ХХ века и существующие в науке их современные версии и трактовки; отбирать необходимый материал из разных исторических и иных источников, обосновывать свою точку зрения; -составлять описание исторических объектов и памятников ХХ века на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет– ресурсов; -анализировать информацию из различных источников по истории Новейшего времени. 11 класс в результате освоения курса 11 класса ученики узнают: -основные этапы, ключевые события истории человечества в новейшее время (середина XX века - начало XXIв.); получат возможность узнать: -об истории человечества как многоаспектном процессе взаимодействия государств и народов во всех сферах общественной жизни, в т.ч. и в современном глобальном мире; научатся: -определять причины и следствия событий истории человечества в новейшее время (середина XX века - начало XXIв.); -различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; -приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения преобразований, событий и войн, -описывать условия существования, основные занятия, образ жизни человека в ХХ века; -оценивать роль личности в истории ХХ века, приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; -работать с историческими документами; -использовать историческую карту для определения событий и процессов новейшей истории; -извлекать информацию из исторической карты, картосхем, привязывать исторические события к месту и времени; -читать информацию по исторической карте (схеме), использовать данную информацию в работе с остальными историческими источниками; -работать с иллюстративным материалом, соотносить полученные данные с историческими событиями (явлениями, процессами); -обзорно использовать информацию Интернета, телевидения при изучении политической деятельности современных политических лидеров зарубежных стран и проводить отбор необходимой информации.; -обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории новейшего времени; -применять полученные знания при анализе современной мировой политики; -обоснованно оценивать исторический материал из различных источников; -оценивать деятельность исторических личностей на основе изучения явлений, событий, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий, относящихся к истории ХХ века; -давать оценку наиболее значительным событиям мировой истории новейшего времени; получат возможность научиться: -соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; -работать с разными видами исторических источников, а также критически их анализировать; -сравнивать различные исторические документы, давать им характеристику; -извлекать информацию из исторического источника, определяя место и время его создания; -на конкретных примерах демонстрировать умение сравнивать исторические события истории новейшего времени; -на конкретных примерах демонстрировать умение обобщать исторические события новейшей истории; -сравнивать исторические пути развития разных стран в новейшее время (середина XX века - начало XXIв.), объяснять общее и особенное; -устанавливать аналогии в исторических путях разных стран; -использовать навыки проектной деятельности, умения вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества; -излагать круг дискуссионных вопросов всеобщей истории ХХ века и существующие в науке их современные версии и трактовки; отбирать необходимый материал из разных исторических и иных источников, обосновывать свою точку зрения; -составлять описание исторических объектов и памятников ХХ века на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет– ресурсов; -анализировать информацию из различных источников по истории Новейшего времени. Для курса истории России 10–11 классов отметим следующее направления планируемых результатов. Личностные результаты: 1) сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 2) сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута; 2) способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели; 3) умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; 4) умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 5) умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; 6) умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 7) умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; 8) умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; 9) способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; 10) умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. 11) способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; 12) способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); 13) умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; 14) умение развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; 15) способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты 10 класс в результате освоения курса 10 класса ученики узнают: - важнейшие события истории России (1914-1945 годы) в контексте мировой истории; получат возможность узнать: - об особенностях исторического пути России (1914-1945 годы); научатся: - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; - анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; получат возможность научиться: - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. 11 класс в результате освоения курса 10 класса ученики узнают: - важнейшие события истории России (середина XX века - начало XXIв.) в контексте мировой истории; получат возможность узнать: - об особенностях исторического пути России (середина XX века - начало XXIв.); научатся: - характеризовать этапы становления исторической науки; - определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; - формулировать принципы периодизации истории развития человечества; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - владеть современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; - анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; получат возможность научиться: - раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» 10 класс (102 часа) Всеобщая история Р а з де л 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Мир накануне Первой мировой войны Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Расширение избирательного права. Национализм. «Империализм». Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции декларации. Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из войны России. 14 пунктов В. Вильсона. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны. Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). Революционная волна после Первой мировой войны Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм. Версальско-вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков — Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана-Келлога. Страны Запада в 1920-е гг. Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолинии идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Маттеотти. Фашистский режим в Италии. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Китай после Синьхайской революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война. «Великий поход» Красной армии Китая. Становление демократических институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски «индийской национальной идеи». Национально-освободительное движение в Индии в 1919–1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально- политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной идеологии. Победа Ф Д. Рузвельта на выборах в США. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Общественно-политическое развитие стран Латинской Америки. Нарастание агрессии. Германский нацизм Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Политика «умиротворения» агрессора Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Италоэфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР. Раздел 3. Вторая мировая война Начало Второй мировой войны Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советскогерманский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско-финляндская война и её международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и её союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств. Коренной перелом в войне Сталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах. Разгром Германии, Японии и их союзников Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румыниии Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. История России Раздел 1. Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 гг. Российская империя накануне революции. Россия в Первой мировой войне. Война и общество. Нарастание кризиса. Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Становление советской власти. Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений. Культура и революция. Раздел 2. Советский Союз в 1920–1930-е гг. Новая экономическая политика. Образование СССР и его международное значение. Модернизация экономики и науки в 1930-х гг. Политическое развитие СССР в 1920–1930-е гг. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Раздел 3. Советский Союз в годы военных испытаний. СССР накануне войны. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 — осень 1941 г.). Битва за Москву и блокада Ленинграда. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Война и общество. Во вражеском тылу. Культура и наука в годы войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. Победа: итоги и уроки. 11 класс (102 часа) Всеобщая история Р аздел 4. Соревнование социальных систем. Начало «холодной войны» Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США. Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряжённости после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах. Дальний Восток в 40–70-е гг. Войны и революции Гражданская война в Китае. Образование КНР. Война в Корее. Национально-освободительные и коммунистические движения в Юго-Восточной Азии. Индокитайские войны. Поражение США и их союзников в Индокитае. Советско-китайский конфликт. «Разрядка» Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века «Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. Консервативная и трудовая Великобритания. «Скандинавская модель» общественно-политического и социально-экономического развития. Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Новые течения в обществе и культуре. Информационная революция. Энергетический кризис. Экологический кризис и зеленое движение. Экономические кризисы 1970-х — начала 1980-х гг. Демократизация стран Запада. Падение диктатур в Греции, Португалии и Испании. Неоконсерватизм. Внутренняя политика Р. Рейгана. Достижения и кризисы социалистического мира «Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и её подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже. Перестройка в СССР и «новое мышление». Экономические и политические последствия реформ в Китае. Антикоммунистические революции в Восточной Европе. Распад Варшавского договора, СЭВ и СССР. Воссоздание независимых государств Балтии. Общие черты демократических преобразований. Изменение политической карты мира. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО против Югославии. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Положение стран Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Социалистические движения в Латинской Америке. «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Колониальное общество. Роль итогов войны в подъёме антиколониальных движений в Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и её последствия. Выбор пути развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге. Этнические конфликты в Африке. Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в Иране. Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране. Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке. Обретение независимости странами Южной Азии. Д. Неру и его преобразования. Конфронтация меж- ду Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии после войны в Индокитае. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы». Раздел 5. Современный мир Глобализация конца ХХ — начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и её последствия. Постсоветское пространство: политическое и социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, кризисы и военные конфликты. Россия в современном мире. История России Раздел 6. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Внешняя политика СССР в 1945–1964 гг. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Духовная жизнь в СССР в 1950-е –1960-е гг. Политика и экономика: от реформ к застою. СССР на международной арене. Углубление кризисных явлений в СССР и формирование духовной оппозиции. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960–1980-е гг. Политика перестройки в сфере экономики. Развитие гласности и новое политическое мышление. Кризис и распад советского общества. Раздел 7. Российская Федерация в 1991–2016 гг. Начало рыночных реформ в России в 1992 г. Политико-конституционный кризис 1993 г. Новая Конституция России. Попытки корректировки курса реформ 1993–1996 гг. Национальные и социальные проблемы 1990-х гг. Второе президентство Б.Н. Ельцина. 1996–1999 гг. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Политическое развитие России в 2000–2016 гг. Модернизация экономики России в 2000–2008 гг. Российская экономика в 2009–2016 гг. Социальное развитие России в 2000–2016 гг. Внешняя политика России в начале XXI в. Образование, наука и культура России в конце XX — начале XXI вв. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ 10 КЛАСС Всего в году - 102 ч. (из расчета 3 ч. в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов 2 3 I полугодие – 48 часов Введение (1 час) Введение. Мир накануне и в годы Первой мировой войны ( 5 ч.) Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921г.г. (17 ч.) Региональный компонент ( 6 ч.) Повторение (1 час) Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, повод, планы воюющих сторон. 4 5 6 Первая мировая война: основные события на фронтах. Первая мировая война: тыл. Российская империя в Первой мировой войне. 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Война и общество. Р/К. Архангельская губерния в годы Первой мировой войны. Р/К. Архангельская губерния в годы Первой мировой войны. Российская империя накануне революции. Нарастание кризиса. Российская революция 1917г.: от Февраля к Октябрю. Российская революция 1917г.: от Февраля к Октябрю. Р/К. Архангельский Север: от Февраля к Октябрю. Приход к власти партии большевиков. Р/К. Октябрьская революция на Архангельском Севере. Становление советской власти. Становление советской власти. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учёт рабочей программы воспитания День знаний День памяти жертв, погибших в Первой мировой войне 105 лет со дня наступления русских войск под командованием А.А. Брусилова. 19 Гражданская война: причины, этапы, участники событий. 1 20 21 22 23 24 25 Начало Гражданской войны. В вихре братоубийственного противостояния. Россия в годы «военного коммунизма». Окончание и последствия Гражданской войны. Р/К. Гражданская война и интервенция на Севере. Р/К. Архангельский Север после Гражданской войны. Начало восстановления экономики в рамках «военного коммунизма». Общество в эпоху революционных потрясений. Революция и культура. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир накануне и в годы Первой мировой войны». Межвоенный период (1918-1939) – 15 часов Советский Союз в 1920-1930-е г.г. – 19 часов Региональный компонент (8 часов) Повторение (1 час) Революционная волна после Первой мировой войны Послевоенное мироустройство. Версальско-вашингтонская система Версальско-вашингтонская система Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии. Страны Запада в 1920-е гг. Страны Запада в 1920-е гг. Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Социально- политические последствия Великой депрессии. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Экономический и политический кризис в начала 1920-х годов. Переход к нэпу. Экономика нэпа. Р/К. НЭП на Севере. Образование СССР и внутренняя политика советской власти в 1920-е г.г. Национальная политика в 1920-е г.г. Политическое развитие в 1920-е г.г. Политическое развитие в 1920-е г.г. Р/К. Общественно-политическая жизнь края в 1920-е годы. 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 День защитника Отечества. Создание РККА. 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 Внешняя политика СССР в 1920-е годы. Советское общество в 1920-е годы. Наука и культура СССР в 1920-е годы. II полугодие – 54 часа Индустриализация в 1930-е годы. Индустриализация в 1930-е годы. Р/К. Социалистическая индустриализация в Северном крае. Коллективизация сельского хозяйства в 1930-е годы. Коллективизация сельского хозяйства в 1930-е годы. Р/К. Коллективизация сельского хозяйства Северного края. Р/К. Культура и быт Архангельского Севера в 1920-е годы. Политическое развитие в 1930-е г.г. Политическое развитие в 1930-е г.г. Р/К. Общественно-политическая жизнь края в 1930-е годы. Р/К. Культура и быт Архангельского Севера в 1930-е годы. Внешняя политика СССР в 1930-е годы. Советское общество в 1930-е годы. Наука и культура СССР в 1930-е годы. Р/К. Освоение Арктики. Нарастание агрессии. Германский нацизм. Тоталитаризм в Италии. Милитаристский режим в Японии. «Народный фронт» и Гражданская война в Испании. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Политика «умиротворения агрессора». Милитаризм и пацифизм на международной арене. Мировое сообщество и СССР в 1929-1939 г.г. Повторительно-обобщающий урок по теме «Межвоенный период. Советский Союз в 1920-1930-е г.г.» Вторая мировая война (14 ч.) Советский Союз в годы военных испытаний ( 13 ч.) Региональный компонент (2 ч) Повторение (3 часа) Промежуточная аттестация (1 час) Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее международные последствия. На Западном фронте (июнь 1940-май 1941г.г.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Открытие Второго фронта и наступление союзников. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начальный этап Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1941г.) Битва за Москву и блокада Ленинграда. Начало войны на Тихом океане (декабрь 1941-май 1942г.г.) Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Коренной перелом на Западе. Северная Африка и Средиземноморье. Война и общество: единство фронта и тыла. Во вражеском тылу. Партизанское движение. 1 1 1 1 1 1 1 89 90 Р/К. Жители Архангельской области на фронте и в тылу. Р/К. Ленд-лиз и северные конвои. 1 1 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Культура и наука в годы войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и уроки. Разгром Германии. Окончание военных действий в Европе. Окончание войны на Тихом океане. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. СССР и вопросы послевоенного мирового устройства. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. Потсдамская конференция. Образование ООН. Повторительно-обобщающий урок по теме «Вторая мировая война. Советский Союз в годы великих испытаний» Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. Итоговое повторение. Итоговое повторение. 1 1 1 100 101 102 1 1 1 1 День памяти юного героя-антифашиста Северные конвои: память на века День Победы 1 1 1 1 1 1 1 1 ИСТОРИЯ 11 КЛАСС Всего в году - 102 ч. (из расчета 3 ч. в неделю) № п/п Тема урока I полугодие – 48 часов Кол-во часов Учёт рабочей программы воспитания 17 18 19 20 21 22 Соревнование социальных систем (25 ч.) Апогей и кризис советской системы (26 ч.) Региональный компонент (10 часов) Восстановление и развитие экономики СССР. Р/К. Архангельская область в 1945-1953г.г. Р/К. Архангельская область в 1945-1953г.г. Политическое развитие СССР в 1945-1953г.г. Становление социально-ориентированной экономики в странах Западной Европы и США. Становление социально-ориентированной экономики в странах Западной Европы и США. Послевоенный мир и причины «холодной войны». Политика стран Запада в начале «холодной войны». Место и роль СССР в послевоенном мире. Образование военных блоков. Раскол Германии. Падение мировой колониальной системы. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Советский Союз в последние годы жизни Сталина. Внешняя политика СССР в 1945-1953г.г. Смерть Сталина и борьба за власть в высшем руководстве страны. Смена политического курса. XX съезд КПСС. Экономическое развитие СССР второй половины 1950-1960-х г.г. Р/К. Архангельская область в 1953-1964г.г. Р/К. Визит Н.С.Хрущева в Архангельскую область. Духовная жизнь в СССР в 1950-1960-е г.г. Наука и образование. Первый полет человека в космос. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х г.г. Партнерство и соперничество сверхдержав. Внешняя политика СССР в 1953-1964г.г. Карибский кризис. США в 1960-1970-е г.г.: власть и общество. Кризисы конца 1960-х-начала 1970-х г.г. в странах Европы. Брежневская эпоха: достижения и проблемы. Брежневская эпоха: достижения и проблемы. Р/К. Архангельская область в 1964-1984г.г. Р/К. Архангельская область в 1964-1984г.г. Духовная жизнь советского общества в 1970-начале 1980 –х г.г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 День космонавтики 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Борьба с инакомыслием и идеология. А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров. Повседневная жизнь советского человека. Противоречия общественно-политической жизни. Кризис в Восточной Европе. «Доктрина Брежнева». Международная ситуация во второй половине 1960-х годов. Начало разрядки. Советско-американские отношения в первой половине 1970-х годов. Противоречия политики разрядки и ее кризис. Ввод советских войск в Афганистан. Неоконсервативный поворот и возникновение информационного общества. Восточная Европа: долгий путь к демократии. Начало перестройки. Перестройка, гласность и политическая реформа. Экономическое развитие СССР в 1985-1991г.г. Общество в эпоху перестройки. Р/К Архангельская область в 1985-1991 годах. Р/К Архангельская область в 1985-1991 годах. Р/К. Общественная и культурная жизнь Архангельской области в 1985-1991 годах. II полугодие – 54 часа Р/К. Общественная и культурная жизнь Архангельской области в 1985-1991 годах. Новое мышление. Новое мышление и внешняя политика СССР. Демократические революции в Восточной Европе. Распад Югославии. Кризис и распад СССР. Кризис и распад СССР. Развитие государств на постсоветском пространстве. Развитие государств на постсоветском пространстве. Япония и новые индустриальные страны. Китай: на пути модернизации и реформирования. Исламский мир: единство и многообразие. Африка: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией. Российская Федерация в 1991-2016г.г. (23 часа) Региональный компонент (6 часов) Начало рыночных реформ в России в 1992г. Начало рыночных реформ в России в 1992г. Политико-конституционный кризис. Новая Конституция России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Распад СССР 1 1 1 1 1 День Конституции Российской Федерации 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 Политика России в 1993-1995г.г. Экономика России в 1993-1995г.г. Р/К. Архангельская область в 1992-1999 годах. Р/К. Архангельская область в 1992-1999 годах. Национальные проблемы 1990-х г.г. Социальные проблемы 1990-х г.г. Второе президенство Б.Н.Ельцина. 1996-1999г.г. Второе президенство Б.Н.Ельцина. 1996-1999г.г. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е г.г. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е г.г. Российская Федерация на рубеже веков: по пути стабилизации. Политическое развитие России в 2000-2020г.г. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 78 79 80 81 82 83 84 Политическое развитие России в 2000-2020г.г. Экономика России в 2000-2020г.г. Экономика России в 2000-2020г.г. Социальное развитие России в 2000-2020г.г Социальное развитие России в 2000-2020г.г. Образование и наука России в конце XX- начале XXI века. Культура России в конце XX- начале XXI века. 1 1 1 1 1 1 1 85 86 87 88 89 90 Р/К. Культурная жизнь современной Архангельской области. Р/К. Культурная жизнь современной Архангельской области. Р/К. Архангельская область в начале XXI века. Р/К. Архангельская область в начале XXI века. Россия в современном мире. Россия в современном мире. Современный мир (9 часов) Промежуточная аттестация (1 час) Повторение (2 часа) Глобализация конца XX – XXI в.в. США в начале XXI в. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Азии и Америке. 1 1 1 1 1 1 91 92 93 1 1 1 День российского парламентаризма День славянской письменности и культуры 94 Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. 1 95 96 97 98 Основные направления в искусстве и массовая культура. Изменение системы международных отношений. Современный мир. Основные проблемы развития современного общества. Международный терроризм. 1 1 1 1 99 Основные проблемы развития современного общества. 100- Итоговое повторение «Россия во второй половине XX- начале XXI века» 101 102 Итоговое повторение «Мир во второй половине XX- начале XXI века» 1 2 1 Развитие современной науки День солидарности борьбе терроризмом. в с