РП по родной литературе 11 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

рабочая программа по учебному предмету
«Родная литература (русская)»

Классы: 10, 11
Количество часов в год: 34/34
Количество часов в неделю: 1/1

Содержание программы:
Содержание рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)», 10-11
для классов базируется на традиционном
для Архангельской области
региональном содержании по учебному предмету «Литература» для 10 - 11 классов. В основе
содержания
учебного предмета «Родная литература (русская)» - чтение, текстуальное
изучение и интерпретация художественных произведений литературы Севера (См. об этом:
Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература. 5 - 11
класс. - Архангельск: Издательство Архангельского областного института
переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2005. См. также:
Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования:
литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область /
авт.-сост. Т.В. Молодцова [и др.]. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. - С. 5 - 10.
10 класс (34 часа)
B. Пикуль. Слово о писателе. «Реквием каравану PQ -17». Жизненная основа романа —
подвиг северных конвоев, моряков-северян. Жанр документальной трагедии.
Е. Замятин. Черты русского национального характера в главном герое рассказа Е.
Замятина «Африка».
Б.В. Шергин. По страницам дневников Б.В. Шергина. Б.В. Шергин «Добрым людям на
услышанье».
Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Роман «Братья и сестры» (избранные главы и
фрагменты по выбору учителя), повести и рассказы (по выбору учителя и обучающихся).
Е. Евтушенко на Севере. «Катер связи», «Долгие крики», «Идут белые снеги».
В. Белов. Слово о писателе. «Плотницкие рассказы».
В. Тендряков. Слово о писателе. Повесть «Поденка - век короткий».
Е. Богданов. Слово о писателе. Рассказ «Теплое лето».
А. Яшин. Слово о поэте. «Угощаю рябиной», «Сладкий остров», лирика.
Штрихи к портретам. Стихотворения и персоналии по выбору учителя и обучающихся.
Н. Жернаков. Слово о писателе. «В конце сентября», «Туман над морем белой ночью»
11 класс (34 часа)
Е. Замятин. «Мы»; «Север», «Ела», «Кряжи».
С. Есенин на Севере (1917 г.). «Небо ли такое белое ...».
Ю. Казаков. «Северный дневник», «И родился я на Новой Земле».
Н. Рубцов. Лирика (по выбору учащихся и учителя).
О. Фокина. Лирика (по выбору учащихся и учителя).
М.Ф. Истомин. Публикации в региональной прессе.
Ф. Абрамов. Тетралогия «Пряслины», роман «Дом». Публицистика (по выбору).
В.Н. Булатов. «Русский Север».
Н.Е. Ончуков. «Северные сказки»
В. Личутин. «Золотое дно», «Крылатая Серафима», «Долгий отдых», «Душа
неизъяснимая»
Н. Жернаков. Обзор произведений «Поморские повести», «Фронтовая страда» (повести и
рассказы), «Кричите, гуси осени моей», «Слушайте нас, живые») (повести и рассказы),
«Краснотал».
Стихи поэтов-северян старшего поколения (Н. Журавлев, А. Левушкин, В. Ледков и др.)
Современные поэты и писатели Севера (А Логинов, А. Росков, И. Яшина, Е. Кузьмина, А.
Пичков, М. Попов, В. Чубар)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
10-11 класс
Система результатов литературного образования обучающихся в контексте ФГОС
обозначается в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31
декабря 2015 г. №1578), в примерной основной образовательной программе среднего общего
образования.
В этом смысле планируемые результаты учебного предмета «Родная литература
(русская)» соотносятся с предметными результатами изучения литературы в целом, с общими
личностными и метапредметными результатами освоения примерной основной
образовательной программы среднего общего образования.
К личностным результатам освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)» относятся следующие результаты:
– российская гражданская идентичность, формируемая через понимание родной
литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого
способа познания жизни;
– воспитание и развитие нравственных ценностей личности (патриотизма, любви к
малой родине, уважительного отношения
к культурному наследию и культуре
Русского Севера, ценностного отношения к родному языку);
– развитие осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности и её социальным ростом и создание условий для
этого в процессе изучения литературы Севера;
– развитие умения воспринимать. понимать и сравнивать литературные художественные
произведений, отражающих этнокультурные традиции Русского Севера и другие
этнокультурные традиции.
– развитие потребности в самовыражении и самореализации обучающихся и создание
условий для этого в процессе изучения литературы Севера;
– формирование эстетического вкуса и развитие умения эстетически воспринимать
произведения литературы Севера;
– развитие умения использовать для решения познавательных задач различные
источники информации (в том числе региональные).
К метапредметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)» относятся следующие результаты:
– развитие устойчивого интереса к чтению произведений литературы Севера как средству
познания культуры северян, формирование чувства причастности к их свершениям, традициям
и осознание преемственности поколений;
– развитие умений самостоятельно определять стратегию своего чтения, делать
обоснованный читательский выбор,
организовывать собственную интеллектуальную и
творческую деятельность на основе изучения литературы Севера;
– развитие умений выделять основные темы произведения, его проблематику, определять
жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ
изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные
планы текста, умение «видеть» подтексты в процессе чтения, анализа и интерпретации
произведений литературы Севера;
– развитие умения использовать библиотечные, архивные, электронные ресурсы при
работе с произведениями литературы Севера, обращаться к справочно-информационным

ресурсам, в том числе виртуальным, самостоятельно искать информацию о писателе,
произведении, его интерпретации, ориентироваться в периодических и других изданиях /
информационных ресурсах, освещающих события литературной жизни Русского Севера;
– развитие умения выдвигать гипотезы и проверять их по ходу чтения и анализа
литературного произведения, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
К предметным результатам освоения учебного предмета «Родная литература
(русская)» относятся следующие результаты:
– осознание значимости чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении (в том
числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– обеспечение культурной самоидентификации и осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений литературы
Севера;
– обеспечение самостоятельной продуктивной читательской деятельности в процессе
изучения литературы Севера (в том числе определение читательской задачи, поиск и подбор
текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация);
– овладение процедурами медленного чтения, обобщения и анализа своего
читательского опыта на основе создания собственных устных и письменных высказываний.
10 класс
Обучающийся научится
– осознавать значимости чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для
своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении (в том
числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире;
– воспринимать родную литературу / литературу Севера как одну из культурных
ценностей, отражающей в том числе менталитет, историю, мировосприятие северян;
– обеспечивать культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативноэстетические возможности родного языка на основе изучения произведений родной литературы
/ литературы Севера;
– воспитывать квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение
и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– самостоятельно организовывать собственную интеллектуальную и творческую
деятельность на основе изучения литературы Севера;
– развивать способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера;
– овладевать процедурами смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., развивать умения воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в изучаемом литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Обучающийся получит возможность научиться

– использовать разные типы чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение
и навыки риторической культуры), а также освоить принципы специфического для восприятия
художественного произведения медленного чтения;
– формировать речевые умения и навыки; определять цели и стиль высказывания;
подбирать аргументы и тезисы; расширять словарный и стилистический запас;
– анализировать литературное произведение писателей-северян и писателей,
биографически связанных с Севером; понимать и формулировать «нравственный пафос
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений»;
– формировать способности развертывания и свёртывания текста в письменном и устном
пересказе; выделять фабулу; составлять план; разные виды конспектирования;
– осваивать разные типы классификации художественных произведений (родовая,
жанровая, тематическая); сравнивать и сопоставлять историко-литературные факты и элементы
художественного произведения; овладеть мнемоническими приемами;
– использовать приобретенные умения и навыки в аналитической работе с разными
типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ; использовать устные речевые жанры
(доклад, дискуссия); письменные жанры (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);
воспринимать, понимать, оценивать произведения, выбранные для индивидуального,
самостоятельного чтения, формирования читательской, гуманитарной культуры.
11 класс
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения и изучения родной литературы / литературы Севера для
своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении (в том
числе региональной литературы) как средстве познания мира и себя в этом мире;
– воспринимать родную литературу / литературу Севера как одну из культурных
ценностей, отражающей в том числе менталитет, историю, мировосприятие северян;
– осуществлять культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативноэстетические возможности родного языка на основе изучения произведений родной литературы
/ литературы Севера;
– воспитать в себе квалифицированного читателя, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– развивать способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие этнокультурные традиции Русского Севера;
– овладеть процедурами смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., развить умение воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
изучаемом литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать разные типы чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение
и навыки риторической культуры), а также освоить принципы специфического для восприятия
художественного произведения медленного чтения;
- формировать речевые умения и навыки; определять цели и стиль высказывания;
подбирать аргументы и тезисы; расширять словарный и стилистический запас;

- формировать способности развертывания и свёртывания текста в письменном и устном
пересказе; выделять фабулу; составлять план; разные виды конспектирования;
- осваивать разные типы классификации художественных произведений (родовая,
жанровая, тематическая); сравнивать и сопоставлять историко-литературные факты и элементы
художественного произведения; овладеть мнемоническими приемами;
- использовать приобретенные умения и навыки в аналитической работе с разными
типами текстов, в том числе представленными в ЕГЭ; использовать устные речевые жанры
(доклад, дискуссия); письменные жанры (сочинение, конспект, реферат, рецензия, эссе);
воспринимать, понимать, оценивать произведения, выбранные для индивидуального,
самостоятельного чтения, формирования читательской, гуманитарной культуры.
Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№
п/п

1

2

3
4
5

6
7
8

9

10
11
12

13

Тема урока
Введение
Введение в учебный курс «Родная литература (русская)».
Цели и задачи.
В. Пикуль
В. Пикуль. Слово о писателе. Роман «Реквием каравану PQ17». Жизненная основа романа — подвиг северных конвоев,
моряков-северян. Жанр документальной трагедии.
В. Пикуль. Обзор романа «Реквием каравану PQ-17»
Е. Замятин
Е. Замятин. Слово о писателе. Рассказ «Африка»
Черты русского национального характера в главном герое
рассказа Е. Замятина «Африка»
Б.В. Шергин
Б.В. Шергин – писатель, сказитель, художник. По страницам
дневников Б.В. Шергина.
Б.В. Шергин «Добрым людям на услышанье» (презентация)
Ф.А. Абрамов
РР Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Образ простого русского
человека в рассказах
Ф.А. Абрамова
«Старухи» и «Материнское сердце». Анализ рассказов
РР Люди севера (по рассказам Ф.А. Абрамова из цикла
«Бабилей»: «Когда делаешь по совести», «Последний старик
деревни», «Самая счастливая») Анализ рассказов
Изображение северной русской деревни в тетралогии Ф.
Абрамова «Братья и сестры»
Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова
«Братья и сёстры
История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья
и сёстры» как олицетворение мужества простого русского
народа в военные времена
РР Душевная красота членов нескольких семейств:
Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе

Колво
часов
1
1
2
1

Учёт РП
воспитания

«Дервиш:
помним и
гордимся!»
Дервиш 2021
в Архангельске

1
2
1
1
2
1
1
8
1

1

1
1
1

1

29 февраля –
день рождения
Ф.А. Абрамова

14
15

16
17

18

19
20
21

22

23
24
25
26

27

28
29
30
31
32
33
34

Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры».
Ф.А. Абрамов Повесть «Поездка в прошлое»
Чистые люди из «Чистой книги». Незавершённая книга Ф.А.
Абрамова
Е. Евтушенко
Е. Евтушенко на Севере. Развитие мотива неумолимого
движения времени в лирике
Е. Евтушенко.
РР Е. Евтушенко. Анализ стихотворений «Катер связи»,
«Долгие крики», «Идут белые снеги»
В. Белов
В. Белов. Слово о писателе. Эстетика труда и северного
народного быта в сборнике
В. Белова
«Плотницкие рассказы».
РР В. Белов. Анализ рассказов «Лад», «Привычное дело».
В. Тендряков
В. Тендряков. Слово о писателе. Повесть В. Тендрякова
«Поденка - век кроткий».
История нравственного перерождения человека в повести В.
Тендрякова «Поденка - век кроткий»
Е. Богданов
Е. Богданов. Слово о писателе. Глубина народного
понимания искусства в рассказе
Е. Богданова
«Теплое лето».
А. Яшин
А. Яшин. Лирика
РР Анализ стихотворений А. Яшина «Угощаю рябиной»,
«Сладкий остров»
Н. Мелёхина
Н. Мелёхина Рассказ «Маня, Муся и Магнит»
Штрихи к портретам: наши (Архангельское региональное
отделение Союза писателей России)
Штрихи к портретам: Валерий Шабалин, Ольга Корзова)
Штрихи к портретам: Н. Букин
Штрихи к портретам: В. Ледков
Штрихи к портретам: стихотворения северных поэтов (по
выбору обучающихся)
Н. Жернаков
Н. Жернаков. Слово о писателе. Рассказ «В конце сентября»
Н. Жернаков Рассказ «Туман над морем белой ночью»
ПА Творческая работа
Анализ творческой работы
Резервный урок

1
1
2
1
1
2
1

1
2
1
1
1
1

2
1
1
1
1
4
1
1

105 лет со дня
рождения
Н.
Букина

1
1
2
1
1
1
1
1

11 класс (34 часа)
№
п/п
1

Тема урока
Е. Замятин. Слово о писателе. Роман-антиутопия «Мы»

Колво
часов
1

Учёт РП
воспитания

2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13

14
15
16
17
18
19
20

21

РР Анализ рассказов «Север», «Ела», «Кряжи»
РР Анализ рассказов «Север», «Ела», «Кряжи»
С. Есенин на Севере (1917 г.)
РР Анализ стихотворения «Небо ли такое белое ...»
Верность своему назначению и исполнение долга перед
жизнью в произведениях Ю. Казакова
Ю. Казаков. Анализ произведения «Северный дневник», «И
родился я на Новой Земле»
Ю. Казаков. Анализ произведений «Северный дневник», «И
родился я на Новой Земле»
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.
Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»)
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.
Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»)

1
1
1
1
1

Отношение человека к своей малой родине в поэзии О.
Фокиной
РР Час поэзии (конкурсное чтение лирики О. Фокиной).
Анализ лирического произведения
Легенды, записанные М.Ф. Истоминым. Публикации в газете
«Архангельские губернские ведомости»

1

Ф. Абрамов. Слово о писателе
Ф.А. Абрамов Тетралогия «Пряслины» (обзор)
Роман Ф.А. Абрамова «Дом». История создания, варианты
финала. Взаимоотношения в семье Пряслиных.
Родственные связи в романе Ф.А. Абрамова «Дом». Образысимволы в произведении.
Город и деревня в романе Ф.А. Абрамова «Дом».
РР Душевная красота семьи Пряслиных. (Публицистика Ф.А.
Абрамова)
В.Н. Булатов Исследование «Русский Север». Обзор.

1
1
1

Сборник сказок Н.Е. Ончукова «Северные сказки». История
собирания, вариативность. Особенности сказок, записанных
на территории Архангельской губернии.

1

1
1
1

1

85 лет со дня
рождения Николая
Михайловича
Рубцова
(1936–
1971),
русского
поэта,
уроженца с. Емецк
Холмогорского
района

1
1

200 лет со дня
рождения Михаила
Федоровича
Истомина
(1821–
1862),
историка-краеведа,
литератора,
уроженца с. Ижма
Мезенского района
Архангельской
области (1 нояб. —
ст. ст.)

1
1
1
1

75 лет со дня
рождения
Владимира
Николаевича
Булатова
(1946–
2007),
историка,
ректора АГПИ-ПГУ
(1986–2007)
150 лет со дня
рождения Николая
Евгеньевича

22

Сборник сказок Н.Е. Ончукова «Северные сказки».
Особенности
сказок,
записанных
на
территории
Архангельской губернии. (Анализ сказки).

1

23

В. Личутин. Анализ произведений «Золотое дно», «Крылатая
Серафима», «Долгий отдых», «Душа неизъяснимая»
В. Личутин. Анализ произведений «Золотое дно», «Крылатая
Серафима», «Долгий отдых», «Душа неизъяснимая»
Н. Жернаков. «Поморские повести», «Фронтовая страда»
(повести и рассказы), «Кричите, гуси осени моей», «Слушайте
нас, живые») (повести и рассказы), «Краснотал». Обзор
произведений
Н. Жернаков. «Поморские повести», «Фронтовая страда»
(повести и рассказы), «Кричите, гуси осени моей», «Слушайте
нас, живые») (повести и рассказы), «Краснотал». Обзор
произведений
Стихи поэтов-северян старшего поколения (Н. Журавлев, А.
Левушкин, В. Ледков и др.)

1

Стихи поэтов-северян старшего поколения (Н. Журавлев, А.
Левушкин, В. Ледков и др.)
Современные поэты и писатели Севера (А Логинов, А.
Росков, И. Яшина, Е. Кузьмина, А. Пичков, М. Попов, В.
Чубар)
Современные поэты и писатели Севера (А Логинов, А.
Росков, И. Яшина, Е. Кузьмина, А. Пичков, М. Попов, В.
Чубар)
Современные исследования о Севере. Победители конкурса
«Книга года». Обзор
Книги о Севере. Победители конкурса «Книга года». Обзор.
Анализ книги или фрагмента произведения.
Повторение изученного в 11 классе
Повторение изученного в 11 классе

1

24
25

26

27

28
29

30

31
32
33
34

Ончукова
(1872–
1925),
фольклориста,
этнографа,
собирателя устной
народной
поэзии
Севера

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

100 лет со дня
рождения Анатолия
Ильича Лёвушкина
(1922–2001),
северного поэта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».