Пояснительная записка Рабочая программа курса «Что такое волонтёрство» составлена в соответствии с требованиями: - Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования; - Планируемых результатов основного общего образования; - Учебного плана школы; - Календарного учебного графика; - Положения о рабочей образовательной программе. Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности. Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения. В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и разделам программы. В тематическом планировании темы по всем разделам содержания. Общая характеристика программы курса Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно быть социально активным человеком, уметь использовать свой личностный потенциал в правильном направлении, а также обладать высоким уровнем эмпатийности. Необходимо уметь планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в различных социальных ситуациях. Цель изучения курса Формирование социально активной личности обучающихся Задачи: - способствовать развитию организаторских навыков; - воспитание эмоционально отзывчивой личности; - научить планировать и организовывать различные мероприятия. Место курса в плане внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности «Что такое волонтёрство» позволяет реализовать деятельность ученических сообществ и связан с предметами: «»Обществознание», «ОБЖ» и др. Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию интеллектуальных и социокультурных способностей учащихся. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа — 1 час в неделю. Срок реализации программы — 1 год. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы волонтёрства» (8 часов) Кто такие волонтёры (добровольцы). История развития волонтёрства (добровольчества). Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности. Основные принципы добровольческого труда. Формы участия в волонтёрской деятельности. Трудности волонтёрства. Основы лидерства в волонтёрской деятельности. «Волонтёрство и будущая профессия» (14 часов) От идеи к результату. Выбираем направление деятельности. Направления волонтёрства и профессии. Волонтёры в социальной сфере. Волонтёры в сфере физической культуры и спорта. Волонтёры в сфере культуры. Эковолонтёры. Событийные волонтёры. Медиаволонтёры. Киберволонтёры. Волонтёры в сфере здравоохранения. Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Взаимодействия волонтёров разных организаций. Доверяй, но проверяй «От идеи к проекту» (12 часов) Продумываем свой социальный квест. Квест как форма социального проекта. Этапы социального проекта: мы хотим. Этапы социального проекта: ищем пути реализации, как правильно действовать, как правильно действовать, как правильно действовать. Социальные проекты общества. Деловая игра «Волонтёры России» Проектная работа. Презентация проектных работ «Я - волонтёр». Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам относят: Гражданско-патриотического воспитания: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; Духовно-нравственного воспитания: • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Эстетического воспитания: • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; Экологического воспитания: • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Трудового воспитания: готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; Ценности научного познания: • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: ученик научатся: • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • выявлять отдельные виды социальных норм; • использовать основные нормы морали; • понимать сущность патриотизма, гражданственности; • объяснять основы социально-значимой деятельности. • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • описывать основные социальные роли подростка; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • выявлять достижения российского народа; • объяснять сущность процесса социализации личности; • применять алгоритм действий для реализации социально-значимой деятельности. • приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного общества; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Тематическое планирование № Тема Содержание Основные виды деятельности 1. «Основы волонтёрства» Кто такие волонтёры Развить мотивацию к (8 часов) Кто такие (добровольцы). История целенаправленной волонтёры (добровольцы) развития волонтёрства социально значимой деятельности; 2. История развития (добровольчества). Направления стремление быть волонтёрства волонтёрской полезным, интерес к (добровольчества) 3, 4 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20 21 22. 23. 24. 25. 26. Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности Основные принципы добровольческого труда Формы участия в волонтёрской деятельности Трудности волонтёрства Основы лидерства в волонтёрской деятельности «Волонтёрство и будущая профессия» (14 часов) От идеи к результату Выбираем направление деятельности Направления волонтёрства и профессии Волонтёры в социальной сфере Волонтёры в сфере физической культуры и спорта Волонтёры в сфере культуры Эковолонтёры Событийные волонтёры Медиаволонтёры Киберволонтёры Волонтёры в сфере здравоохранения Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Взаимодействия волонтёров разных организаций Доверяй, но проверяй «От идеи к проекту» (12 часов) Продумываем свой социальный квест Квест как форма социального проекта Этапы социального проекта: мы хотим Этапы социального (добровольческой) социальному деятельности. Основные сотрудничеству. принципы добровольческого труда. Формы участия в волонтёрской деятельности. Трудности волонтёрства. Основы лидерства в волонтёрской деятельности. Профессия, Интегрировать самоопределение, интерпретировать трудности выбора. информацию Диагностический инструментарий. Выбираем направление деятельности. Направления волонтёрства и профессии. Волонтёры в социальной сфере. Волонтёры в сфере физической культуры и спорта. Волонтёры в сфере культуры. Эковолонтёры. Событийные волонтёры. Медиаволонтёры. Киберволонтёры. Волонтёры в сфере здравоохранения. Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Продумываем свой социальный квест. Квест как форма социального проекта. Этапы социального проекта. Социальные проекты общества. Деловая игра «Волонтёры России» Проектная работа. и Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное 31. 32. проекта: ищем пути Презентация проектных участие в социальной реализации работ «Я - волонтёр». деятельности Этапы социального проекта: как правильно действовать Этапы социального проекта: как правильно действовать Этапы социального проекта: как правильно действовать Социальные проекты общества Деловая игра «Волонтёры России» 33. 34 Проектная работа Обобщение 27. 28. 29. 30. Форма организации – клуб. Вид деятельности – проблемно-ценностное общение. Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, диалог, дискуссия, практикум, анализ и объяснение проблемных ситуаций, добровольческая социально-значимая деятельность, создание проекта с возможностью выполнения творческой работы, презентация. Электронные образовательные ресурсы. При реализации программы используются проекты, предлагаемые на сайте: Добро.РФ Учебно-методическое обеспечение Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.7783. Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9. С.10-13. Дьячкова, Т.В. Волонтёрское движение подростков как альтернатива асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Воспитательная работа в школе. - 2022. - №1. - С.63-69. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №1. - С.4-14. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №2. - С.20-28. Мотивационные основы подготовки волонтеров к деятельности в области безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / М. Г. Синякова [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2022. - №2. - С.141-150. Соловьева, Н.И. Медиаволонтерство - инновационный ресурс социальной активности детей и молодежи [Текст] / Н. И. Соловьева, К. Г. Цуцкиридзе // Практические советы учителю. - 2022.- №5. - С.25-29. Чешагорова, Н.В. Поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства) [Текст] / Н. В. Чешагорова // Управление качеством образования. - 2022. - №2. - С.81-87.