Курс внеурочной деятельности Что такое волонтёрство 10 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Что такое волонтёрство» составлена в соответствии с
требованиями:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного
общего образования;
- Планируемых результатов основного общего образования;
- Учебного плана школы;
- Календарного учебного графика;
- Положения о рабочей образовательной программе.
Программа по курсу внеурочной деятельности включает пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса, тематическое
планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие
цели и задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и
предметные результаты за период обучения.
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по
классам и разделам программы.
В тематическом планировании темы по всем разделам содержания.
Общая характеристика программы курса
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно быть социально активным человеком, уметь
использовать свой личностный потенциал в правильном направлении, а также обладать
высоким уровнем эмпатийности. Необходимо уметь планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
различных социальных ситуациях.
Цель изучения курса
Формирование социально активной личности обучающихся
Задачи:
- способствовать развитию организаторских навыков;
- воспитание эмоционально отзывчивой личности;
- научить планировать и организовывать различные мероприятия.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Что такое волонтёрство» позволяет реализовать
деятельность ученических сообществ и связан с предметами: «»Обществознание», «ОБЖ»
и др.
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию интеллектуальных и социокультурных способностей
учащихся.
Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часа — 1 час в неделю.
Срок реализации программы — 1 год.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы волонтёрства» (8 часов)
Кто такие волонтёры (добровольцы). История развития волонтёрства
(добровольчества). Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Основные принципы добровольческого труда. Формы участия в волонтёрской
деятельности. Трудности волонтёрства. Основы лидерства в волонтёрской деятельности.

«Волонтёрство и будущая профессия» (14 часов)
От идеи к результату. Выбираем направление деятельности. Направления
волонтёрства и профессии. Волонтёры в социальной сфере. Волонтёры в сфере
физической культуры и спорта. Волонтёры в сфере культуры. Эковолонтёры. Событийные
волонтёры. Медиаволонтёры. Киберволонтёры. Волонтёры в сфере здравоохранения.
Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Взаимодействия волонтёров разных организаций. Доверяй, но проверяй
«От идеи к проекту» (12 часов)
Продумываем свой социальный квест. Квест как форма социального проекта. Этапы
социального проекта: мы хотим. Этапы социального проекта: ищем пути реализации, как
правильно действовать, как правильно действовать, как правильно действовать.
Социальные проекты общества. Деловая игра «Волонтёры России»
Проектная работа. Презентация проектных работ «Я - волонтёр».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным
результатам относят:
Гражданско-патриотического воспитания:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Духовно-нравственного воспитания:
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Эстетического воспитания:
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Экологического воспитания:
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Трудового воспитания:
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
Ценности научного познания:
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
ученик научатся:
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
• объяснять значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• выявлять отдельные виды социальных норм;
• использовать основные нормы морали;
• понимать сущность патриотизма, гражданственности;
• объяснять основы социально-значимой деятельности.
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
• выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и
характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• использовать знания и умения для формирования способности уважительно
относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодёжи;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
• выявлять достижения российского народа;
• объяснять сущность процесса социализации личности;
• применять алгоритм действий для реализации социально-значимой деятельности.
• приводить примеры проявления патриотизма из истории и жизни современного
общества;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности.
Тематическое планирование
№
Тема
Содержание
Основные виды
деятельности
1.
«Основы волонтёрства» Кто такие волонтёры Развить мотивацию к
(8 часов) Кто такие (добровольцы). История целенаправленной
волонтёры (добровольцы) развития
волонтёрства социально
значимой
деятельности;
2.
История
развития (добровольчества).
Направления
стремление
быть
волонтёрства
волонтёрской
полезным, интерес к
(добровольчества)

3, 4

5.
6.

7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20

21

22.
23.

24.
25.
26.

Направления
волонтёрской
(добровольческой)
деятельности
Основные
принципы
добровольческого труда
Формы
участия
в
волонтёрской
деятельности
Трудности волонтёрства
Основы
лидерства
в
волонтёрской
деятельности
«Волонтёрство
и
будущая профессия» (14
часов)
От идеи к результату
Выбираем
направление
деятельности
Направления
волонтёрства и профессии
Волонтёры в социальной
сфере
Волонтёры
в
сфере
физической культуры и
спорта
Волонтёры
в
сфере
культуры
Эковолонтёры
Событийные волонтёры
Медиаволонтёры
Киберволонтёры
Волонтёры
в
сфере
здравоохранения
Волонтёры
в
сфере
предупреждения
и
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций
Взаимодействия
волонтёров
разных
организаций
Доверяй, но проверяй
«От идеи к проекту» (12
часов)
Продумываем
свой
социальный квест
Квест
как
форма
социального проекта
Этапы
социального
проекта: мы хотим
Этапы
социального

(добровольческой)
социальному
деятельности. Основные сотрудничеству.
принципы
добровольческого труда.
Формы
участия
в
волонтёрской
деятельности. Трудности
волонтёрства.
Основы
лидерства в волонтёрской
деятельности.

Профессия,
Интегрировать
самоопределение,
интерпретировать
трудности
выбора. информацию
Диагностический
инструментарий.
Выбираем
направление
деятельности.
Направления
волонтёрства
и
профессии. Волонтёры в
социальной
сфере.
Волонтёры
в
сфере
физической культуры и
спорта.
Волонтёры
в
сфере
культуры.
Эковолонтёры.
Событийные волонтёры.
Медиаволонтёры.
Киберволонтёры.
Волонтёры
в
сфере
здравоохранения.
Волонтёры
в
сфере
предупреждения
и
ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.

Продумываем
свой
социальный квест. Квест
как форма социального
проекта.
Этапы
социального
проекта.
Социальные
проекты
общества. Деловая игра
«Волонтёры России»
Проектная
работа.

и

Сформировать
внутреннюю позиции
личности как особого
ценностного
отношения
к
себе,
окружающим людям и
жизни
в
целом.
Сформировать
установку на активное

31.
32.

проекта:
ищем
пути Презентация проектных участие в социальной
реализации
работ «Я - волонтёр».
деятельности
Этапы
социального
проекта: как правильно
действовать
Этапы
социального
проекта: как правильно
действовать
Этапы
социального
проекта: как правильно
действовать
Социальные
проекты
общества
Деловая игра «Волонтёры
России»

33.
34

Проектная работа
Обобщение

27.

28.

29.

30.

Форма организации – клуб.
Вид деятельности – проблемно-ценностное общение.
Виды деятельности на занятиях - рассказ, беседа, диалог, дискуссия, практикум,
анализ и объяснение проблемных ситуаций, добровольческая социально-значимая
деятельность, создание проекта с возможностью выполнения творческой работы,
презентация.
Электронные образовательные ресурсы.
При реализации программы используются проекты, предлагаемые на сайте:
Добро.РФ
Учебно-методическое обеспечение
Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных
исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.7783.
Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших
школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9. С.10-13.
Дьячкова, Т.В. Волонтёрское движение подростков как альтернатива асоциальным
группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Воспитательная работа в школе. - 2022.
- №1. - С.63-69.
Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной
отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер //
Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №1. - С.4-14.
Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной
отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер //
Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №2. - С.20-28.
Мотивационные основы подготовки волонтеров к деятельности в области
безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / М. Г. Синякова [и др.] //
Педагогическое образование в России. - 2022. - №2. - С.141-150.

Соловьева, Н.И. Медиаволонтерство - инновационный ресурс социальной
активности детей и молодежи [Текст] / Н. И. Соловьева, К. Г. Цуцкиридзе // Практические
советы учителю. - 2022.- №5. - С.25-29.
Чешагорова, Н.В. Поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в
том числе в сфере добровольчества (волонтёрства) [Текст] / Н. В. Чешагорова //
Управление качеством образования. - 2022. - №2. - С.81-87.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».