Пояснительная записка. Учебный курс «Сочинение» предназначен для учащихся 11 класса, которым предстоит сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Актуальность курса по литературе на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить учащихся к сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции школьников. Одна из главных целей творческой работы –мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует, рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяет выразить свою личность, свой взгляд и мир. Цель курса: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями; совершенствовать умение написания сочинения рассуждения на литературную тему. Задачи курса: помочь учащимся эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности. Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного курса совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки. Программа рассчитана на 17 часов. Результаты освоения курса Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса являются: 1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; 2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознания потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка; 3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях; 4) способность к продуцированию текстов разных жанров; 5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса. Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию; адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; говорение и письмо: умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.); владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические и речевые ошибки; умение выступать с докладами и рефератами, участвовать дискуссиях и обсуждениях различных тем; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками программы курса являются: 1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; 2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны); 3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма; 4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; 5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; 6) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста. Тематическое планирование № п/п Тема Кол-во часов 1. Введение. Особенности проведения итогового сочинения 2023-2024 учебного года. Разделы и подразделы итогового сочинения 2023– 2024 учебного года. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения 1 2. Формулировка задания. Комплект тем итогового сочинения. Критерии оценивания итогового сочинения. Этапы работы над итоговым сочинением. 1 3. Анализ формулировки темы сочинения. Логический анализ и осмысление формулировки темы. Ключевые слова темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. 1 4. Композиция сочинения. Сочинение как текст. Общая схема сочинения: вступление, основная часть, заключение. Сбалансированность частей работы. Алгоритм написания сочинения. Вступительная часть сочинения. 1 5. Структура сочинения. Аргументация. Способы ввода литературных аргументов в текст сочинения. Заключительная часть. «Скрепы» для сочинения 1 6. Разделы и подразделы банка тем 2023 – 2024 учебного года Анализ раздела 1: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: Внутренний мир человека и его личностные качества. 1 7. Анализ раздела 1: Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1 8. Анализ раздела 1: Познание человеком самого себя. 1 9. Анализ раздела 1: Свобода человека и её ограничение 1 10. Анализ сочинений по 1 разделу. Анализ раздела 2: Семья, общество, Отечество в жизни человека: Семья, род, семейные ценности и традиции. 1 11. Анализ раздела 2: Человек и общество. 1 12. Анализ раздела 2: Родина, государство, гражданская позиция человека. 1 13. Анализ сочинений по 2 разделу. Анализ раздела 3: Природа и культура в жизни человека: Природа и человек. 1 14. Анализ раздела 3: Наука и человек. Искусство и человек. 1 15. 16. Анализ сочинений по 3 разделу. Итоговое сочинение. 1 1 17. Анализ итогового сочинения 1