РП по учебному курсу Готовимся к итоговому сочинению 11 класс

Пояснительная записка.
Учебный курс «Сочинение» предназначен для учащихся 11 класса, которым предстоит
сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к
сдаче ЕГЭ.
Актуальность курса по литературе на современном этапе развития школы определяется,
прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли
и записать их в письменной форме, позволяют без трудностей подготовить учащихся к
сочинению, то есть обеспечивают формирование коммуникативной компетенции
школьников. Одна из главных целей творческой работы –мотивировать учеников на чтение,
пробудить в них интерес к литературе как к предмету.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует
литературные взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит и волнует,
рассуждать на заданную тему, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше
понять его. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяет выразить свою
личность, свой взгляд и мир.
Цель курса:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений
работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как
инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями;
совершенствовать умение написания сочинения рассуждения на литературную тему.
Задачи курса:









помочь учащимся эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать
общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств
выразительности.

Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода
к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и
образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного курса
совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные,
организационные умения и навыки.

Программа рассчитана на 17 часов.
Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы курса
являются:
1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных
ценностей народа;
2) воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознания потребности сохранять
чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для
успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;
4) способность к продуцированию текстов разных жанров;
5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического
вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы курса являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:












умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных
типов, справочной литературой;
способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение
коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий; говорение и письмо:
умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их целевой
установки, предполагаемого адресата и характера общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение свертывать и преобразовывать прослушанный и прочитанный текст (план,
аннотация, конспект и т. д.);
владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как слово, так и
чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические, стилистические
и речевые ошибки;
умение выступать с докладами и рефератами, участвовать дискуссиях и обсуждениях
различных тем;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметными результатами освоения выпускниками программы курса являются:
1) расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его основных
функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации
языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный
стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и
его признаки, основные единицы языка, языковая норма;
4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими,
орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и
использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных
правил;
5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление
представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических
средств;
6) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных
уровней в создании образной системы художественного текста.
Тематическое планирование
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1.

Введение. Особенности проведения итогового сочинения 2023-2024
учебного года. Разделы и подразделы итогового сочинения 2023– 2024
учебного года. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового
сочинения

1

2.

Формулировка задания. Комплект тем итогового сочинения. Критерии
оценивания итогового сочинения. Этапы работы над итоговым сочинением.

1

3.

Анализ формулировки темы сочинения. Логический анализ и осмысление
формулировки темы. Ключевые слова темы. Проблемный вопрос в темах
различной формулировки. Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом.

1

4.

Композиция сочинения. Сочинение как текст. Общая схема сочинения:
вступление, основная часть, заключение. Сбалансированность частей
работы. Алгоритм написания сочинения. Вступительная часть сочинения.

1

5.

Структура сочинения. Аргументация. Способы ввода литературных
аргументов в текст сочинения. Заключительная часть. «Скрепы» для
сочинения

1

6.

Разделы и подразделы банка тем 2023 – 2024 учебного года Анализ раздела
1: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: Внутренний мир
человека и его личностные качества.

1

7.

Анализ раздела 1: Отношение человека к другому человеку (окружению),
нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1

8.

Анализ раздела 1: Познание человеком самого себя.

1

9.

Анализ раздела 1: Свобода человека и её ограничение

1

10.

Анализ сочинений по 1 разделу. Анализ раздела 2: Семья, общество,
Отечество в жизни человека: Семья, род, семейные ценности и традиции.

1

11.

Анализ раздела 2: Человек и общество.

1

12.

Анализ раздела 2: Родина, государство, гражданская позиция человека.

1

13.

Анализ сочинений по 2 разделу. Анализ раздела 3: Природа и культура в
жизни человека: Природа и человек.

1

14.

Анализ раздела 3: Наука и человек. Искусство и человек.

1

15.
16.

Анализ сочинений по 3 разделу.
Итоговое сочинение.

1
1

17.

Анализ итогового сочинения

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».