Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № « » сентября 2023 г. Программа дополнительного образования «Безопасность дорожного движения. 4 класс» Составили: Педагоги дополнительного образования Лысенкова Е.М., Ферина Т.А., Васильева Л.А., Назарова М.Н. Архангельск 2023 Пояснительная записка Программа является условием формирования знаний о безопасности на дороге в реализации образовательного процесса школы, т.к. современные образовательные стандарты диктуют новые требования к образовательной деятельности. Программа имеет обучающую и социальную направленность. Актуальность программы состоит в том, что жизнь в современном обществе предполагает умение действовать в рамках собственной безопасности и безопасности других людей в области дорожного движения. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного, ценностного отношения к безопасности дорожного движения. Программа поможет сформировать ценностное отношение к безопасности дорожного движения и раскроет основы правил дорожного движения. Таким образом, цель программы: формирование умения анализировать особенности безопасности дорожного движения. Задачи: 1. Формирование знаний безопасности дорожного движения. 2. Развитие ценностного отношения к безопасности среди участников дорожного движения. 3. Формирование психологической безопасности при нахождении на улице среди участников дорожного движения. Направленность – социально-гуманитарная Срок реализации программы: краткосрочная, 2 месяца Контингент обучающихся: учащиеся параллели 4 классов. Формы и режим занятий: 8 часов (1 ч в неделю). Формы работы: 1. Групповые. 2. Индивидуальные. 3. Коллективные. Методы работы: 1. Игра. 2. Видеолекторий. 3. Лекция. 4. Беседа. 5. Экскурсия. Планируемые результаты: Предметными результатами являются: - понимание значения БДД для человека; - освоение/присвоение социального опыта поколений; - знание основ и общее понимание значения БДД для жизни и здоровья человека; - умение использовать элементарные навыки и умения социальной деятельности в БДД; - развитие эмоционально-ценностного и ответственного отношения к БДД; Метапредметными результатами являются: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между предметами окружающего мира и социальными ситуациями; 2 - работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному анализу социальных ситуаций. Личностными результатами являются: - развитое социальное чувство ответственности, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к БДД; - позитивная самооценка своих социальных возможностей; - развитие навыков продуктивного сотрудничества; - улучшение коммуникативных навыков; - повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности. Содержание программы 1. ПДД – общие понятия. «Мой путь в школу». Обязанности участников дорожного движения. Причины ДТП. 2. Виды светофоров, их сигналы. Виды светофоров: трамвайный, железнодорожный, трехсекционный. Светоформигалка. Работа с электрифицированным стендом или плакатами. 3. Сигналы регулировщика и их значение для пешеходов. Сигналы регулировщика для пешехода. Подчинение пешеходов этим сигналам. Наглядное изучение сигналов с помощью жезла. 4. Знаки сервиса. Знаки сервиса. Работа с эликтрифицированным стендом или плакатами. Работа с книгой. 5. Дорожные ситуации со скрытой опасностью. «Дорожные ловушки». Просмотр и обсуждение видеосюжетов. 6. Движение учащихся в группе и в колонне (обязанности пешеходов). Правила движения пешеходов в группе и в колонне. Дидактические игры. 7. Безопасность при езде на велосипеде роликах и скейтбордах. Правила для велосипедистов. Опасные для катания на велосипеде места. Просмотр и анализ видеофильма. 8. Промежуточная аттестация. Учебный план № п/п Название раздела Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ПДД – общие понятия. «Мой путь в школу». Виды светофоров, их сигналы. Сигналы регулировщика и их значение для пешеходов. Знаки сервиса. Дорожные ситуации со скрытой опасностью. Движение учащихся в группе и в колонне (обязанности пешеходов). Безопасность при езде на велосипеде роликах и скейтбордах. Промежуточная аттестация. Тестовая работа 3 Всего 1 1 1 Теория 0,5 0,5 0,5 Практика 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 (Тестирование (устное или письменное) на основе методической разработки М.Л. Форштата «Пешеход на дороге»). Итого 8 4 4 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема ПДД – общие понятия. «Мой путь в школу». Виды светофоров, их сигналы. Сигналы регулировщика и их значение для пешеходов. Знаки сервиса. Дорожные ситуации со скрытой опасностью. Движение учащихся в группе и в колонне (обязанности пешеходов). Безопасность при езде на велосипеде роликах и скейтбордах. Промежуточная аттестация. Тестовая работа. Тестирование (устное или письменное) на основе методической разработки М.Л. Форштата «Пешеход на дороге». Контроль результатов программы Промежуточная аттестация Форма: тестовая работа Содержание аттестации: Тестовая работа Низкий уровень Критерии оценки: Средний уровень Высокий уровень Теоретическая часть Учащийся не может ответить Учащийся отвечает на 3-4 Учащийся отвечает на 5-7 ни на один вопрос теста вопроса теста вопросов теста. Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, учебная мебель (15 столов, 30 стульев), ПК, интерактивная доска, принтер, презентационный материал по БДД, видеоматериалы. 4