Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № 225 «04» сентября 2023 г. Программа дополнительного образования «Безопасность дорожного движения. 5 класс» Составили: Педагоги дополнительного образования Маркова Н.В., Смирнова Е.В., Фельдман Ф.М. Архангельск 2023 Пояснительная записка Программа является условием формирования знаний о безопасности на дороге в реализации образовательного процесса школы, т.к. современные образовательные стандарты диктуют новые требования к образовательной деятельности. Программа имеет обучающую и социальную направленность. Актуальность программы состоит в том, что жизнь в современном обществе предполагает умение действовать в рамках собственной безопасности и безопасности других людей в области дорожного движения. Один из наиболее актуальных вопросов является воспитание у детей активного, ценностного отношения к безопасности дорожного движения. Программа поможет сформировать ценностное отношение к безопасности дорожного движения и раскроет основы правил дорожного движения. Таким образом, цель программы: формирование знаний об особенностях правил дорожного движения. Задачи: 1. Формирование знаний безопасности дорожного движения. 2. Развитие ценностного отношения к безопасности среди участников дорожного движения. 3. Формирование психологической безопасности при нахождении на улице среди участников дорожного движения. Направленность – социально-гуманитарная Срок реализации программы: краткосрочная, 2 месяца Контингент обучающихся: учащиеся параллели 5 классов. Формы и режим занятий: 8 часов (1 ч в неделю). Формы работы: 1. Групповые. 2. Индивидуальные. 3. Коллективные. Методы работы: 1. Игра. 2. Видеолекторий. 3. Лекция. 4. Беседа. 5. Экскурсия. Планируемые результаты: Предметными результатами являются: - понимание значения БДД для человека; - освоение/присвоение социального опыта поколений; - знание основ и общее понимание значения БДД для жизни и здоровья человека; - умение использовать элементарные навыки и умения социальной деятельности в БДД; - развитие эмоционально-ценностного и ответственного отношения к БДД; Метапредметными результатами являются: - сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между предметами окружающего мира и социальными ситуациями; 2 - работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному анализу социальных ситуаций. Личностными результатами являются: - развитое социальное чувство ответственности, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к БДД; - позитивная самооценка своих социальных возможностей; - развитие навыков продуктивного сотрудничества; - улучшение коммуникативных навыков; - повышение уровня саморегуляции, социально-психологической компетентности. Содержание программы 1. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины ДТП. Причины ДТП. Современный транспорт – фактор риска для здоровья человека. Просмотр видеосюжета с последующим обсуждением. 2. Правила поведения участников дорожного движения и их действия в аварийных ситуациях. П.4, 5 ПДД. Просмотр видеосюжета с последующим обсуждением. 3. Дорожные знаки (предупреждающие и запрещающие). Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Работа с ПДД, компьютерные игры. 4. «Дорожные ловушки». Сигналы светофоров и их виды. Закрепить знания, полученные на четвертом году обучения. «Дорожные ловушки». Работа с видеоматериалом («Навыки предотвращения опасных ситуаций»). П. 6.1-6.9. Правил дорожного движения. Реверсивный светофор. Работа с электрифицированным стендом, Рисование перекрестков, развод транспортных потоков) 5. Перевозка учащихся на общественном транспорте и грузовых автомобилях. П. 4.4,4.6, 4.8, 5.1, 5.2, 22. Правил дорожного движения. Правила пользования общественным транспортом. Работа с таблицами, книгой. 6. Движение на велосипеде и роликах. П.24.1,24.3 Правил дорожного движения. Последствия нарушений ПДД. Игры, просмотр видеосюжетов 7. Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Виды кровотечений. Первая помощь при них. Первая помощь при неотложных ситуациях. Остановка сильного кровотечения. Видеосюжет 8. Промежуточная аттестация. Викторина: «Как мы знаем правила безопасного поведения на улице и дороге». Учебный план № п/п Название раздела Количество часов 1. 2. 3. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины ДТП. Правила поведения участников дорожного движения и их действия в аварийных ситуациях. Дорожные знаки (предупреждающие и 3 Всего 1 Теория 0,5 Практика 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 запрещающие). «Дорожные ловушки». Сигналы светофоров и их виды Перевозка учащихся на общественном транспорте и грузовых автомобилях. Движение на велосипеде и роликах. Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Промежуточная аттестация. Викторина: «Как мы знаем правила безопасного поведения на улице и дороге». Итого 4. 5. 6. 7. 8. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 8 4 4 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Современный транспорт - зона повышенной опасности. Причины ДТП. Правила поведения участников дорожного движения и их действия в аварийных ситуациях. Дорожные знаки (предупреждающие и запрещающие). «Дорожные ловушки». Сигналы светофоров и их виды Перевозка учащихся на общественном транспорте и грузовых автомобилях. Движение на велосипеде и роликах. Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Промежуточная аттестация. Викторина: «Как мы знаем правила безопасного поведения на улице и дороге». Контроль результатов программы Промежуточная аттестация Форма: викторина Содержание аттестации: Викторина Низкий уровень Критерии оценки: Средний уровень Высокий уровень Теоретическая часть Учащийся не может ответить Учащийся отвечает на 3-4 Учащийся отвечает на 5-7 ни на один вопрос теста вопроса теста вопросов теста. Материально-техническое обеспечение 4 Учебный кабинет, учебная мебель (15 столов, 30 стульев), ПК, интерактивная доска, принтер, презентационный материал по БДД, видеоматериалы. 5