Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» УТВЕРЖДЕНО приказом Директора МБОУ СШ №52 № 225 «04» сентября 2023 г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «В МИРЕ ГЕОГРАФИИ» Составитель: Аншукова Н.В. Педагог дополнительного образования. Архангельск, 2023 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде. Содержание программы естественно-научной направленности предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведения, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества. Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности. Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований. Педагогическая целесообразность реализации программы заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. Цель программы: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире. Задачи: 1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии. 2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей. 3. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники. 4. Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности. 5. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научнопознавательных занятий, проектов. Направленность – естественно-научная Срок реализации программы: 1 год Контингент обучающихся: учащиеся параллели 8-11 классов. Формы и режим занятий: 72 часа (2 ч в неделю). Формы работы: 1. Групповые. 2. Индивидуальные. 3. Коллективные. Методы работы: 1. Лекция. 2. Практическая работа. 3. Квест. Результаты освоения курса Личностные результаты: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; - умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения; - умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные результаты: - формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения; - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов; - формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми. 5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности. В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития. Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Технологическую основу программы составляют следующие технологии: педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса: педагогика сотрудничества; педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса: групповые технологии; технологии индивидуального обучения; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии; проблемное обучение Содержание Раздел 1. Введение. Раздел 2. Мировой океан. Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли. Тайны глубин Мирового океана. Исследователи. Богатства Мирового океана. Человечество и океан. Океания – острова, затерянные в океане. Раздел 3. Африка. Египет – страна с древнейшей историей. ЮАР – самая развитая страна материка – почему?. Танзания – удивительная природа. Чад – жизнь в центре материка. Нигерия – на берегу Гвинейского залива. Намибия – между океаном и пустыней. Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости. Исследователи Африки. Раздел 4. Австралия. Австралия – страна-материк. Исследователи Австралии. Национальные парки Австралии. Большой Барьерный риф. Раздел 5. Антарктида. Ледяной купол планеты. Исследователи. Обитатели ледяных пустынь. Экспедиции и полярные станции. Раздел 6. Южная Америка. Бразилия – самая…,самая…, самая. Аргентина – по безбрежным пампасам. Чили – страна с «сумасшедшей географией». Венесуэла – «жемчужина для путешественников». Колумбия – страна с «вертикальной географией». Перу – страна древней цивилизации инков. Исследователи Раздел 7. Северная Америка. Канада – вторая по площади страна мира. Мексика – страна контрастов. США – страна, не имеющая государственного языка. Исследователи Раздел 8. Евразия. Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас. Германия – «локомотив Европы». Саудовская Аравия – страна двух святынь. Индия – таинственная и неповторимая. Япония. Норвегия – страна фьордов. Южная Европа: древние цивилизации. Россия – путешествия по стране Чудеса Евразии. Исследователи Евразии. Раздел 9. Промежуточная и итоговая аттестация В тематическом планировании вынесена на занятия № 71, № 72. В документации будет выставлена по утверждённому графику, ориентировочно (занятия № 64 и № 72). Учебный план N п\п Содержание программы Всего часов Практика 1. Введение. 1 0,5 0,5 2. Мировой океан 7 4 3 3. Африка 9 5 4 4. Австралия 5 3 2 5. Антарктида 4 6. Южная Америка 8 7. Северная Америка 5 8. Евразия 31 9. Промежуточная и итоговая аттестация 2 2 0 Итого: 72 18 54 Тематическое планирование № п/п Тема занятия 1. Введение Организационное занятие. Тема 1. Мировой океан 2. Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли. 3. Тайны глубин Мирового океана. Исследователи 4.-5 Богатства Мирового океана 6-7 Теория Человечество и океан 8 Океания – острова, затерянные в океане. Тема 2. Африка Содержание деятельности Круглый стол Занятие – викторина Видео путешествие. Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) Занятие-конференция, работа с картами Презентации учащихся Египет – страна с древнейшей историей Видео путешествие ЮАР – самая развитая страна материка – Круглый стол почему? 11 Танзания – удивительная природа Видео путешествие 12 Чад – жизнь в центре материка Презентации учащихся 13 Нигерия – на берегу Гвинейского залива Презентации учащихся 14.-15 Намибия – между океаном и пустыней Видео путешествие 16 Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости Презентации учащихся 17 Исследователи Африки Тема 3. Австралия 17 Австралия – страна-материк Презентации учащихся 18 Исследователи Афстралии 19 Национальные парки Австралии Презентации учащихся 9 10 20-21 Большой Барьерный риф Тема 4. Антарктида 22 Ледяной купол планеты. Исследователи 23 Обитатели ледяных пустынь 24-25 Экспедиции и полярные станции Тема 5. Южная Америка 26-27 Бразилия – самая…,самая…, самая 28 Аргентина – по безбрежным пампасам 29. Чили – страна с «сумасшедшей географией» 30. 31 32 Видео путешествие Презентации учащихся Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) Видео путешествие Круглый стол Видео путешествие Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) для Видео путешествие Венесуэла – «жемчужина путешественников» Колумбия – страна с «вертикальной географией» Презентации учащихся Перу – страна древней цивилизации инков Видео путешествие Исследователи 33 Тема 6. Северная Америка 34 Канада – вторая по площади страна мира 35-36 Мексика – страна контрастов 37 США – страна, не имеющая государственного языка 38 Исследователи Тема 7. Евразия 39-42. Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас 43. Германия – «локомотив Европы» 44 Саудовская Аравия – страна двух святынь 45-49 Индия – таинственная и неповторимая. Япония. 50-51 Норвегия – страна фьордов 52-53 Южная Европа: древние цивилизации 54-59 Россия – путешествия по стране 60-65 Чудеса Евразии 66-70 Исследователи Евразии Промежуточная и итоговая аттестация Презентации учащихся Презентация. Круглый стол Занятие-конференция Круглый стол Круглый стол Презентации учащихся Видео путешествие Презентации учащихся Презентации учащихся Презентации учащихся 71 72 Проектные работы Проектные работы Защита работ Защита работ Контроль результатов программы Промежуточная и итоговая аттестация Форма: проектная работа Содержание аттестации: Проект по выбранной теме Критерии оценки: 1. Соответствие содержания теме 2. Раскрытие темы. 3. Наличие исследования. Итоговая аттестация. Защита проекта Критерии оценки: 1. Наличие наглядности. 2. Эрудированность. Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, учебная мебель 15 столов, 30 стульев, ПК, интерактивная доска, звуковые колонки, видео- и аудиоматериалы. Литература. 1. Абросимова Н. А. География рыб. Учебное пособие для ВО, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Лань, 2020. — 120 c. 2. Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с. 3. Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. 4. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с. 5. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н. П. Барсов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. 6. География мира в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. 7. География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. 8. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. 9. Герасимова М. И. География почв: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Герасимова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с. 10. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с. 11. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. 12. Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И. Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с. 13. Григорьев А. А. География всемирного наследия: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. 14. Григорьев А. А. Удивительная география: учеб. пособие / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 364 с. 15. Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с. 16. Лобжанидзе А. А. География народов и религий: учебник и практикум для СПО / А. А. Лобжанидзе, С. А. Горохов, Д. В. Заяц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. 17. Максаковский В. П. Историческая география мира. Учебное пособие. — М.: Ленанд, 2016. — 624 c. 18. Музафаров Е. Н. История и география биотехнологий. Учебное пособие. — М.: Лань, 2018. — 344 c. 19. Наумов В. Д. География почв. Почвы России. Учебник. — М.: Проспект, 2020. — 344 c. 20. Окунев И. Ю. Политическая география. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2021. — 512 c. 21. Перцик Е. Н. История географии: учебник для академического бакалавриата / Е. Н. Перцик. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с. 22. Пржевальский Н. М. Путешествия. От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор. Из Зайсана через Хами в Тибет / Н. М. Пржевальский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 511 с. 23. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. И. Н. Барыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 391 с. 24. Розанов Л. Л. Общая география. Геотехнопространство. Строение. Процессы. Динамика. Управление. — М.: Editorial URSS, 2018. — 272 c. 25. Рычагов Г. И. Геоморфология: учебник для академического бакалавриата / Г. И. Рычагов. — 4-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 396 с. 26. Сахно Н. В., Ватников Ю. А. География и техногенез эндемических болезней животных. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020. — 184 c. 27. Севастьянов Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для академического бакалавриата / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 317 с. 28. Симагин Ю. А. Экономическая география и регионалистика: учебник для СПО / Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин, В. Д. Карасаева; под ред. Ю. А. Симагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. 29. Симагин, Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин, В. Д. Карасаева; под ред. Ю. А. Симагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. 30. Смирнова М. С. Естествознание: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. С. Смирнова, М. В. Нехлюдова, Т. М. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. 31. Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. 32. Шмакова Г. В. Краеведение: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 116 с.