В мире географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«В МИРЕ ГЕОГРАФИИ»

Составитель: Аншукова Н.В.
Педагог дополнительного образования.

Архангельск,
2023 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия
современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и
представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения
использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Содержание программы естественно-научной направленности предназначено для
расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов
через призму страноведения, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль
в образовании и воспитании учащихся.
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные
контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира,
где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной,
выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность
сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки
соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий.
Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к
активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной
жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие
вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для
обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность
позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение
занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной
деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у
школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только
с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается не только в
том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет
пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и
социальным проблемам.
Цель программы: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование
их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание
разнообразия стран в современном мире.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих
способностей.
3. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные
географические источники.
4. Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной
деятельности.
5. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями,
сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научнопознавательных занятий, проектов.
Направленность – естественно-научная
Срок реализации программы: 1 год
Контингент обучающихся: учащиеся параллели 8-11 классов.

Формы и режим занятий: 72 часа (2 ч в неделю).
Формы работы:
1. Групповые.
2. Индивидуальные.
3. Коллективные.
Методы работы:
1. Лекция.
2. Практическая работа.
3. Квест.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально
значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог
с
другими
людьми
и
достигать
в
нем
взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее
решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и
отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты, как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и
акваториях.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
1.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и

младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
2.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной
и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
3.
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее
условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и
организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и
планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и
оценке результатов деятельности.
4.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека
значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность
рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель
взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к
личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
5.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых
элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет
собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой
личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца,
исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским,
где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности,
доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
 педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:

педагогика сотрудничества;
 педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:

групповые технологии;

технологии индивидуального обучения;
 педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:

игровые технологии;

проблемное обучение
Содержание
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Мировой океан. Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы
Земли. Тайны глубин Мирового океана. Исследователи. Богатства Мирового океана.
Человечество и океан. Океания – острова, затерянные в океане.
Раздел 3. Африка. Египет – страна с древнейшей историей. ЮАР – самая развитая
страна материка – почему?. Танзания – удивительная природа. Чад – жизнь в центре
материка. Нигерия – на берегу Гвинейского залива. Намибия – между океаном и пустыней.
Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости. Исследователи Африки.

Раздел 4. Австралия. Австралия – страна-материк. Исследователи Австралии.
Национальные парки Австралии. Большой Барьерный риф.
Раздел 5. Антарктида. Ледяной купол планеты. Исследователи. Обитатели ледяных
пустынь. Экспедиции и полярные станции.
Раздел 6. Южная Америка. Бразилия – самая…,самая…, самая. Аргентина – по
безбрежным пампасам. Чили – страна с «сумасшедшей географией». Венесуэла –
«жемчужина для путешественников». Колумбия – страна с «вертикальной географией». Перу
– страна древней цивилизации инков. Исследователи
Раздел 7. Северная Америка. Канада – вторая по площади страна мира. Мексика –
страна контрастов. США – страна, не имеющая государственного языка. Исследователи
Раздел 8. Евразия. Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас. Германия –
«локомотив Европы». Саудовская Аравия – страна двух святынь. Индия – таинственная и
неповторимая. Япония.
Норвегия – страна фьордов. Южная Европа: древние цивилизации. Россия –
путешествия по стране
Чудеса Евразии. Исследователи Евразии.
Раздел 9. Промежуточная и итоговая аттестация
В тематическом планировании вынесена на занятия № 71, № 72. В документации будет
выставлена по утверждённому графику, ориентировочно (занятия № 64 и № 72).
Учебный план
N п\п

Содержание программы

Всего часов

Практика

1.

Введение.

1

0,5

0,5

2.

Мировой океан

7

4

3

3.

Африка

9

5

4

4.

Австралия

5

3

2

5.

Антарктида

4

6.

Южная Америка

8

7.

Северная Америка

5

8.

Евразия

31

9.

Промежуточная и итоговая аттестация

2

2

0

Итого:

72

18

54

Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
1.
Введение Организационное занятие.
Тема 1. Мировой океан
2.
Роль и влияние Мирового океана на жизненные
процессы Земли.
3.
Тайны глубин Мирового океана. Исследователи
4.-5
Богатства Мирового океана
6-7

Теория

Человечество и океан

8
Океания – острова, затерянные в океане.
Тема 2. Африка

Содержание деятельности
Круглый стол
Занятие – викторина
Видео путешествие.
Занятие-практикум (работа с
картой и Интернет-ресурсами)
Занятие-конференция, работа с
картами
Презентации учащихся

Египет – страна с древнейшей историей
Видео путешествие
ЮАР – самая развитая страна материка – Круглый стол
почему?
11
Танзания – удивительная природа
Видео путешествие
12
Чад – жизнь в центре материка
Презентации учащихся
13
Нигерия – на берегу Гвинейского залива
Презентации учащихся
14.-15
Намибия – между океаном и пустыней
Видео путешествие
16
Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости
Презентации учащихся
17
Исследователи Африки
Тема 3. Австралия
17
Австралия – страна-материк
Презентации учащихся
18
Исследователи Афстралии
19
Национальные парки Австралии
Презентации учащихся
9
10

20-21
Большой Барьерный риф
Тема 4. Антарктида
22
Ледяной купол планеты. Исследователи
23
Обитатели ледяных пустынь
24-25
Экспедиции и полярные станции
Тема 5. Южная Америка
26-27
Бразилия – самая…,самая…, самая
28
Аргентина – по безбрежным пампасам
29.
Чили – страна с «сумасшедшей географией»
30.
31
32

Видео путешествие
Презентации учащихся
Занятие-практикум (работа с
картой и Интернет-ресурсами)
Видео путешествие
Круглый стол
Видео путешествие
Занятие-практикум (работа с
картой и Интернет-ресурсами)
для Видео путешествие

Венесуэла
–
«жемчужина
путешественников»
Колумбия – страна с «вертикальной географией» Презентации учащихся
Перу – страна древней цивилизации инков
Видео путешествие
Исследователи

33
Тема 6. Северная Америка
34
Канада – вторая по площади страна мира
35-36
Мексика – страна контрастов
37
США – страна, не имеющая государственного
языка
38
Исследователи
Тема 7. Евразия
39-42.
Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас
43.
Германия – «локомотив Европы»
44
Саудовская Аравия – страна двух святынь
45-49
Индия – таинственная и неповторимая.
Япония.
50-51
Норвегия – страна фьордов
52-53
Южная Европа: древние цивилизации
54-59
Россия – путешествия по стране
60-65
Чудеса Евразии
66-70
Исследователи Евразии
Промежуточная и итоговая аттестация

Презентации учащихся
Презентация. Круглый стол
Занятие-конференция

Круглый стол
Круглый стол
Презентации учащихся
Видео путешествие
Презентации учащихся
Презентации учащихся
Презентации учащихся

71
72

Проектные работы
Проектные работы

Защита работ
Защита работ

Контроль результатов программы
Промежуточная и итоговая аттестация
Форма: проектная работа
Содержание аттестации:

Проект по выбранной теме
Критерии оценки:
1. Соответствие содержания теме
2. Раскрытие темы.
3. Наличие исследования.
Итоговая аттестация.
Защита проекта
Критерии оценки:
1. Наличие наглядности.
2. Эрудированность.
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, учебная мебель 15 столов, 30 стульев, ПК, интерактивная доска, звуковые
колонки, видео- и аудиоматериалы.
Литература.
1. Абросимова Н. А. География рыб. Учебное пособие для ВО, 2-е изд., испр. и доп. — М.:
Лань, 2020. — 120 c.
2. Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство
Юрайт, 2019. — 356 с.
3. Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М.
4. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
5. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н.
П. Барсов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
6. География мира в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика: учебник и практикум
для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М.
Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
7. География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и
практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина,
Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.
8. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под ред. Н. В. Каледина, Н. М.
Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.
9. Герасимова М. И. География почв: учебник и практикум для академического бакалавриата
/ М. И. Герасимова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с.
10. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н.
Гладкий, А. И. Чистобаев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с.
11. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. —
М.: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.
12. Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И.
Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с.

13. Григорьев А. А. География всемирного наследия: учеб. пособие для академического
бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —
298 с.
14. Григорьев А. А. Удивительная география: учеб. пособие / А. А. Григорьев. — 2-е изд.,
испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
15. Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
В. Н. Калуцков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 347 с.
16. Лобжанидзе А. А. География народов и религий: учебник и практикум для СПО / А. А.
Лобжанидзе, С. А. Горохов, Д. В. Заяц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство
Юрайт, 2019. — 203 с.
17. Максаковский В. П. Историческая география мира. Учебное пособие. — М.: Ленанд,
2016. — 624 c.
18. Музафаров Е. Н. История и география биотехнологий. Учебное пособие. — М.: Лань,
2018. — 344 c.
19. Наумов В. Д. География почв. Почвы России. Учебник. — М.: Проспект, 2020. — 344 c.
20. Окунев И. Ю. Политическая география. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2021. — 512 c.
21. Перцик Е. Н. История географии: учебник для академического бакалавриата / Е. Н.
Перцик. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
22. Пржевальский Н. М. Путешествия. От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор. Из Зайсана
через Хами в Тибет / Н. М. Пржевальский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 511 с.
23. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.] ; под
ред. И. Н. Барыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 391 с.
24. Розанов Л. Л. Общая география. Геотехнопространство. Строение. Процессы. Динамика.
Управление. — М.: Editorial URSS, 2018. — 272 c.
25. Рычагов Г. И. Геоморфология: учебник для академического бакалавриата / Г. И. Рычагов.
— 4-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
26. Сахно Н. В., Ватников Ю. А. География и техногенез эндемических болезней животных.
Учебное пособие. — М.: Лань, 2020. — 184 c.
27. Севастьянов Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для академического
бакалавриата / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт,
2017. — 317 с.
28. Симагин Ю. А. Экономическая география и регионалистика: учебник для СПО / Ю. А.
Симагин, А. В. Обыграйкин, В. Д. Карасаева; под ред. Ю. А. Симагина. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.
29. Симагин, Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник
для академического бакалавриата / Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин, В. Д. Карасаева; под
ред. Ю. А. Симагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с.
30. Смирнова М. С. Естествознание: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.
С. Смирнова, М. В. Нехлюдова, Т. М. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт,
2019. — 332 с.
31. Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки: учебник и практикум
для академического бакалавриата / А. Ю. Солодовников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.
32. Шмакова Г. В. Краеведение: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В.
Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 116 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».