Красный кирпич.NEW

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа №52 им. Г.И. Катарина»
УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

Программа дополнительного образования
«КРАСНЫЙ КИРПИЧ.NEW».

Составила:Мотовилова Елена Борисовна,
педагог дополнительного
образования.

Архангельск, 2023 год
1

Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебного пособия С.М. Гуревича «Газета вчера,
сегодня, завтра», учебного пособия Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики»,
учебного пособия С. Корсоненко «Основы теории журналистики».
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических
условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно
реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно
расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с обучающимися.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ,
направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они,
как правило, для учащихся младшего звена или старших классов. Данная образовательная
программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества
обучающихся средних классов.
Цель программы – сформировать у обучающихся представление о деятельности
журналиста как социально-значимой для общества средствами журналисткой деятельности.
Для реализации поставленной цели программа решает задачи.
1.1.

Воспитательные:

1.1.

Воспитывать бережное отношение к слову.

1.2.

Воспитывать любовь к языку.

1.3.

Воспитывать трудолюбие, ответственность.

1.4.

Воспитывать умение давать самооценку результатам своего труда.

1.2.

Развивающие:

2.1.

Развивать у обучающихся навыки готовности слушать, слышать собеседника,

вести диалог.
2.2.

Развивать умение работать в команде.

2.3.

Развивать умение анализировать полученную информацию.

2.4.

Развивать культуру речи, культуру общения.

1.3.

Познавательные:

3.1.

Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.

3.2.

Дать представление о жанрах журналистики, тропах и стилистических фигурах.

3.3.

Познакомить со способами сбора материала.

Отличительные особенности программы. Новизна программы «Красный кирпич.NEW»
состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности
школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и

2

навыки, сформированные в ходе реализации программы, используются в практической
деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.
Уровень освоения дополнительной образовательной программы – социальный и
специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка,
расширение

его

информированности,

освоение

понятий

и

технологий

в

области

журналистской деятельности.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск
учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а
также умение

ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и

самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов
журналистской деятельности).
Дополнительная

образовательная

программа

«Красный

кирпич.NEW»

по

направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического
усложнения теоретических и практических заданий.
Направленность программы - художественная
Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год обучения. В 8 классах ведётся 3
часа в неделю, всего 108 часов.
Контингент обучающихся. Программа рассчитана на детей старшего школьного
возраста: 14-16 лет и направлена на развитие таких качеств как эмпатия, общительность,
мобильность, умение слушать и слышать.
Формы и режим занятий. Основная форма организации – учебные занятия.
Реализация программы «Красный кирпич.NEW» предусматривает следующие формы работы с
обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия.
Практическая работа предполагает встречи с педагогами, анализ литературных
источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по верстке
выпуска газеты.
Методы подачи нового материала:
1.

Словесные.

2.

Наглядные.

3.

Практические.

Приёмы организации работы:
1.

Решение проблемных ситуаций.

2.

Ролевые игры.
3

3.

Объяснение.

4.

Разбор речевых ошибок.

5.

Презентация.

6.

Распределение обязанностей.

7.

Анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска

школьной газеты.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Красный кирпич.NEW»

должны быть достигнуты

определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:
•

бережное отношение к слову, языку, осознание их как универсальной ценности;

•

умение планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в

соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
•

умение давать самооценку своего труда, понимание причин успеха/неуспеха

деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
•

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками

при решении задач на занятиях;
•

развитая, эмоциональная речь, умение строить развёрнутые высказывания;

•

умение делать анализ имеющейся информации;

•

умение осуществлять информационную, познавательную и практическую

деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты изучения курса «Красный кирпич.NEW» отражают опыт
учащихся в журналистской деятельности:
* узнали

основные термины журналистики («журналистика», «корреспондент»,

«информация», «фотокорреспондент», «издание», «вёрстка», «заголовок», «журналистская
этика» и т.д.);
* узнали основные понятия журналистики («статья», «заметка», «репортаж»,
«интервью», «анонс», «очерк», «фельетон» и т.д.) и тропы, стилистические фигуры
(«эпитеты», «анафора», «эпифора», «сравнения», «олицетворения» и т.д);
* узнали различные способы сбора материала. Программа предполагает следующие
подходы:
* комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);
* уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).

4

Формой поведения итогов

на протяжении всего периода обучения является

подготовленный для публикации в школьной газете материал.
Выделяем следующие принципы построения программы:
1.

Доступность, соответствие возрастным особенностям детей.

2.

Систематичность и последовательность приобретения навыков и умений.

3.

Личностно-ориентированный подход к детям.

4.

Изучение интересов и потребности детей.

5.

Практическое участие детей.

6.

Творческий подход в решении проблемы.
Содержание программы

Модуль 1 «История

журналистики» (9 часов). Цель модуля – сформировать у

обучающихся в доступной форме представления о

истории

возникновения,

развития

журналистики, особенностях журналистского труда;
Задачи модуля:


воспитывать интерес к журналисткой профессии;



расширять кругозор обучающихся, эрудицию, умение работать с информацией;



познакомить с основными этапами журналистики как науки.

Темы модуля: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Обзор
детских и подростковых СМИ. Функции журналистики. Виды журналистских специализаций
и профессий. Особенности журналистского труда. Качества, необходимые журналисту. Стиль
работы журналиста. Тон, манеры.
Предполагаемый

результат:

у

учащихся

возникнет

желание

самостоятельно

расширить знания по истории журналистики и применить их на практике.
Модуль 2 «Художественно-техническое оформление издания» (10 часов).

Цель

модуля – сформировать у обучающихся в доступной форме представления о правилах и
способах оформления газеты.
Задачи модуля:


воспитывать желание освоить художественно-техническое оформление газеты;



формировать и развивать навыки оформления газеты;



давать базовые представления об оформлении газеты.

Темы модуля: Имидж газеты и её номер. Заголовки в номере: виды заголовков в
газете. Заголовки в номере:

система рубрик в газете. Система иллюстрирования номера:

фотоиллюстрации нефотографические иллюстрации, Особенности иллюстрирования изданий
разных типов.
5

Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области
художественно-технического оформления издания.
Модуль 3
обучающихся

«Основы журналистики» (52 часов). Цель модуля – сформировать у
в доступной форме представления о

жанрах

журналистики, тексте,

изобразительно-выразительных средствах и стилистических фигурах.
Задачи модуля:


воспитывать интерес, любознательность;



формировать и развивать навыки работы в разных жанрах журналистики;



давать

представления

о

жанровой

системе

номера,

информационной

корреспонденции, типах текста, системах текстовых публикаций номера, формах подачи
материала, аналитических жанрах.
Темы модуля: Как найти тему. Событие, факт. Современность, актуальность. Жанровая
система номера:

особенности жанров газетной публицистики. Жанровая система номера:

интервью, диалог, беседа. Жанровая система номера:
фоторепортаж. Жанровая система номера:

заметка, отчёт, репортаж,

художественно-публицистические жанры

(зарисовка, очерк, эссе, фельетон). Изобразительно-выразительные средства и стилистические
фигуры. Информационная корреспонденция: статья. Информационная корреспонденция:
анонс. Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста.
Система текстовых публикаций номера:

основания, публицистические и официальные

документы, статистические данные. Система текстовых публикаций номера:

литературно-

художественные публикации. Формы подачи материала. Эксперимент в журналистике.
Особенности газетного слова. Информативный язык. Аналитические жанры: отчёт, опрос,
анкета, комментарий.
Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь,
культура делового общения,

будет сформирован базовый инструментарий журналисткой

деятельности.
Модуль

«Редакционно-издательская деятельность» (34 часов). Цель модуля –

сформировать у обучающихся

в доступной форме с основы

редакционно-издательской

деятельности.
Задачи модуля:


воспитывать интерес к редакционно-издательской деятельности;



развивать навыки работы с информацией, распространения газеты, проведения

исследований;


давать представление о дизайне номера, информации, о методах и приёмах, о

исследованиях.
6

Темы

модуля: Дизайн газетного номера. Подготовка журналистской информации.

Отбор информации. Подготовка журналистской информации. Редактирование информации.
Формирование номера. Методы и приёмы распространения газеты. Маркетинговые
исследования.
Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся
смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной
сфере деятельности.
Обобщение (3 часа).
Учебный план
№

Тема

5,5

3.5

2

Художественно-техническое
оформление издания.
Основы журналистики

10

5

5

52

22

30

Редакционно-издательская
деятельность
Обобщение

34

13

21

3

1

2

108

46,5

61,5

Итого

№
1

6

7
8

Практика

9

5

5

Теория

История журналистики

4

3
4

Всего
1

3

2

Количество часов

Тематическое планирование.
Название темы
Содержание деятельности
Модуль 1. «История журналистики» 9ч. Введение
Как и почему возникла журналистика.
Возникновение журналистики
Из истории детской прессы.
История детской прессы, газеты,
создаваемые школьниками
Обзор детских и подростковых СМИ.
Издания для детей
Функции журналистики.
Просветительская,
Социальная,
Рекреационная,
Информационная,
Коммуникативная, Идеологическая
Рекламно-справочная
Виды журналистских специализаций и Газетчик, радиожурналист, редактор,
профессий. (пр.ч.)
тележурналист
Особенности журналистского труда.
Публицистической, редакторской и
организаторской.
Журналистпублицист,
т.е.
специалистлитератор, умеющий использовать
слово для выражения своих мыслей и
отображения
реальной
действительности.
Качества, необходимые журналисту (пр.ч.)
Личностные качества журналиста
Стиль работы журналиста. (пр.ч.)
Особенности общения и работы
7

9
10

11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Тон, манеры. (пр.ч.)
Модуль 2. «Художественно-техническое
оформление издания» 10ч
Имидж газеты и её номер.
Заголовки в номере: система рубрик в
газете.
Виды заголовков в газете (пр.ч.)

журналиста
Поведение, правила этикета
Художественное
эстетическое
оформление, основы, правила
Стиль заголовков, соответствие теме

Виды заголовков, шрифт, стиль,
стандарт
Система рубрик (пр.ч.)
Рубрикатор, соответствие теме
Система иллюстрирования номера.
Правила
иллюстрирования,
Система
иллюстрирования
номера: психологические аспекты
особенности иллюстрирования изданий
разных типов (пр.ч.)
Фотоиллюстрации
нефотографические
иллюстрации
Фотоиллюстрации
нефотографические
иллюстрации (пр.ч.)
Особенности иллюстративных изданий
Особенности иллюстративных изданий
(пр.ч.)
Модуль 3. «Основы журналистики» 52 ч. Поиск актуальной темы
Как найти тему. Событие, факт.
Как найти тему. Событие, факт.
Поиск актуальной темы
Современность, актуальность.
Актуализация
полученной
информации в выборе темы
Жанровая система номера
Жанры периодических изданий
Особенности жанров газетной
Газета, особенности построения
публицистики.
содержания
Особенности жанров газетной
публицистики.
Жанровая система номера
Построение в жанре
Жанровая система номера: диалог
Особенности ведения диалога
Жанровая система номера: беседа (пр.ч.)
Особенности ведения беседы
Жанровая система номера: заметка (пр.ч.)
Составление заметок
Жанровая система номера: отчёт (пр.ч.)
Отчёт
Жанровая система номера:
репортаж Особенности ведения репортажа
(пр.ч.)
Жанровая система номера: фоторепортаж Особенности фоторепортажа
(пр.ч.)
Жанровая система номера: художественно- Особенности
художественнопублицистические жанры
публицистического жанра
Жанровая система номера: художественнопублицистические жанры
Жанровая система номера: художественнопублицистические жанры
Жанровая система номера: художественнопублицистические жанры
Жанровая система номера: художественно- Зарисовка,
очерк.
Особенности
публицистические жанры (зарисовка, очерк) построения
8

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

73
74
75
76

Жанровая система номера: художественнопублицистические жанры (эссе, фельетон)
Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные
средства
(пр.ч.)
Стилистические фигуры
Информационная корреспонденция
Информационная корреспонденция: статья.
Информационная корреспонденция: статья.
Информационная корреспонденция: анонс.
Информационная корреспонденция: анонс.
Информационная корреспонденция: анонс.
Что такое текст.
Типы текстов: сильные позиции текста
Тема и микротема текста.
Тема и микротема текста.
Тема и микротема текста.
Система текстовых публикаций номера
Система текстовых публикаций номера
Публицистические
и
официальные
документы
Официальные документы

Эссе, фельетон
Средства выразительности в речи и
изображении
Корреспонденция, виды: статья,
анонс, рекламная листовка и др.

Текстовая информация, особенности
построения
Смысловое разделение текста
Построение публикаций

Публицистика
и
документ
официальный, особенности
Официальные
документы,
построение
Статистические данные
Статистика, правила предоставления
и оформления
Система текстов и публикация номера
Текстовая информация, правила
оформления
Литературно-художественные публикации Литературно-художественные
(пр.ч)
публикации, особенности
Литературно-художественные публикации
(пр.ч)
Формы подачи материала
Подача информации
Формы подачи материала (пр.ч)
Формы подачи материала (пр.ч)
Эксперимент в журналистике
Разработка
эксперимента
в
журналистике, обзор
Эксперимент в журналистике (пр.ч)
Особенности газетного слова.
Газетное
слово,
оформление
информации
Информативный язык (пр.ч)
Информативный язык (пр.ч)
Аналитические жанры: анкета
Анкета, особенности построения и
содержания
Аналитические жанры: комментарий
Комментарий
Аналитические жанры: отчёт, опрос
Отчёт,
опрос,
особенности
построения
Модуль 4. «Редакционно-издательская
деятельность» 34 ч Дизайн газетного
номера.
Дизайн газетного номера.
Правила дизайна
Разработка
художественноДизайн газетного номера. (пр.ч)
эстетического оформления
Дизайн газетного номера. (пр.ч)
Подготовка журналистской информации.
9

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

Подготовка журналистской информации.
Отбор информации. (пр.ч)
Отбор информации. (пр.ч)
Отбор информации. (пр.ч)
Отбор информации. (пр.ч)
Отбор информации. (пр.ч)
Подготовка журналистской информации.
Подготовка журналистской информации.
Редактирование (пр.ч)
Редактирование (пр.ч)
Редактирование (пр.ч)
Редактирование (пр.ч)
Формирование номера.
Формирование номера
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Промежуточная аттестация. Тестовая
работа
Формирование номера (пр.ч)
Формирование номера (пр.ч)
Методы распространения газеты.
Приёмы распространения газеты
Методы и приёмы распространения газеты
(пр.ч)Вёрстка газеты
Вёрстка газеты (пр.ч)
Редактирование информации
Маркетинговые исследования.
Подведение итогов.
Подведение итогов.
Итоговая аттестация. Творческая работа

Отбор
информации
периодического издания

для

Работа над редактирование текста и
оформления

Создание периодического издания

Распространение газет (способы)
Редактирование и вёрстка

Обобщение, рефлексия
Итоговая аттестация

Контроль результатов программы
Промежуточная аттестация
Форма: тестовая работа
Содержание тестовой работы:
1.Считаете ли вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной
сфере деятельности?
А) да
Б) нет
В) да, но не во всём
2. Нужно ли учиться, чтобы стать журналистом?
А) да
Б) нет
В) да, но могут быть исключения
3. Основной инструмент журналиста…
А) изображение
Б) слово
10

В) звук
4. Монологическая форма изложения используется журналистом в …
А) интервью
Б) репортаже
В) статье
5. В основе какого жанра лежит диалог?
А) интервью
Б) репортаж
В) отчёт
6. В каком жанре автор – участник событий, о которых идёт речь?
А) фельетон
Б) репортаж
В) зарисовка
7. В материале какого жанра можно найти критический отзыв?
А) заметка
Б) прогноз
В) рецензия
8. Какое высказывание кажется вам наиболее подходящим к журналистике?
А) Бумага всё стерпит.
Б) Что написано пером, того не вырубишь топором.
В) Лес рубят – щепки летят.
9. Вы увидели новость: «На Землю летят пришельцы». Будете перепечатывать её у себя
в газете?
А) Обязательно! Это же любят читать!
Б) Игнорирую. Этого не может быть!
В) Буду проверять информацию.
10. Быть журналистом значит…
А) Сеять разумное, доброе, вечное.
Б) Удовлетворять потребность людей в новостях.
В) Совать нос в чужие дела.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Номер
вопроса
Правильный в
ответ

в

б

в

а

б

в

б

в

б

После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням освоения
знаний:
Уровень
Критерии оценивания уровня усвоения знаний
Количество
усвоения
учащихся
знаний
Высокий
9- 10 баллов
уровень
Средний
6- 8 баллов
уровень
Низкий
0-5 баллов
уровень
Итоговая аттестация
Форма: творческая работа (сочинение о школьной жизни в выбранном публицистическом
жанре)
Содержание аттестации:

Критерии оценки практической части
Результаты творческой работы оцениваются по следующим критериям и
показателям:
11

Критерии оценки

Количество баллов
В

С

Н

5
3
1
Соответствие теме
5
3
1
Соответствие
выбранному жанру
5
3
1
Логичность,
последовательность,
полнота изложения
материала
Отсутствие
5
3
1
стилистических
(0 ош.)
(1-3 ош.)
(более 3 ош.)
ошибок
Отсутствие речевых 5
3
1
ошибок
(0-1 ош.) (2-5 ош.)
(более 5ош.)
Отсутствие
5
3
1
грамматических
(0-1 ош.) (2-5 ош.)
(более 5 ош.)
ошибок
Итого:
30
18
6
После обработки данных проходит распределение учащихся по уровням усвоения
знаний:
Уровень
Критерии оценки усвоения знаний
Количество
усвоения
учащихся
знаний
Высокий
25 – 30 баллов
уровень
Средний
15 – 25 баллов
уровень
Низкий
0 – 15 баллов
уровень
Материально-техническое обеспечение программы (условия)
1. Методическое обеспечение:
* литература, раскрывающая основы журналистики,
* справочная и энциклопедическая литература, помогающая найти материал для рубрики
«Календарь знаменательных дат»,
* ИКТ (ПК, принтер, программное обеспечение).
Литература
1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: 2004
4. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. – СПб.: 1999
5. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и
перспективы. – М.: 2000
6. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. – М.: 2001
12

7. Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. – М.: 2002
8. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности
функционирования, перспективы эволюции.- М.: 2001
9. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону, 1999
10. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс,
2004
11. Корконосенко С. Основы теории журналистики. - СПб.: 1995
12. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: 2000
13. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
14. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
15. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики.- М.: 2007
16. Рэндалл Д. Универсальный журналист. - М.: 2000
17. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М.: 1999
18. Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: 1998
19. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004
20. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. - М.:2002
Интернет ресурсы:
21.http://kriv-krschool.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ivanova
T.P_vneurochka_Vvedenie-v-zhurnalistiku-5-klass.pdf
22. http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_jurnalist.pdf

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».