Просто о сложном

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина»

УТВЕРЖДЕНО приказом
Директора МБОУ СШ №52
№ 225
«04» сентября 2023 г.

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОСТО о СЛОЖНОМ»
(о трудностях в русском языке и о секретах их преодоления)

Составила: Неуступова Н.Г., учитель
русского языка и литературы

Архангельск,
2023

Пояснительная записка
Актуальность данной программы несомненна. Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих
концептуальную новизну курса русского языка в 9 классе. К таким новшествам относятся:
1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы);
2) значительное обновление содержания образования (расширение тем).
Концептуальная новизна курса русского языка в 9 классе состоит в том, что на базовом
уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей
культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации
личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка
формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах
речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры
устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития
общекультурного уровня девятиклассника, способного к продолжению обучения в старшей
школе.
Важной особенностью предлагаемой
программы является принципиальная новизна
подходов к реализации преподавания русского языка в 9 классе. На первый план выдвигается
компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей
программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами
русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно -

ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению русскому языку.
Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного
развития обучающихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и
использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического
материала
к осмыслению функционального потенциала языкового
явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого
общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы
направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение обучающимися
лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения
с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств
в разнообразных сферах общения.
Цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
• освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
• дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов,
о национальном своеобразии русского языка;
• закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка,
продолжить развитие умений по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:
-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и
совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного
русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах использования;
• развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах
общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
• формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными
информационными источниками.
Срок реализации – 1 год
Программа рассчитана на 72 часа.
Контингент обучающихся – обучающиеся в возрасте 15-16 лет

Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 часа в неделю).
Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на демонстрацию
результатов овладения нормами современного русского языка, основ культуры устной и
письменной речи.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая
направленность. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и
совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение
знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах
речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать
свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Методы
деятельности
учителя
направлены
на
практическую
работу
с обучающимися. Прежде всего, это работа с текстом и его переработкой, сочинение авторских
текстов, орфографический, пунктуационный, лексический анализ.
Формы и приемы работы обучающихся могут быть следующими: обобщающая беседа
по изученному материалу; различные виды разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексикофразеологический, речеведческий); виды работ, связанные с анализом текста, с его
переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); составление
обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим его использованием по заданию учителя; сжатого изложения на основе текстов;
комментирование орфограмм и пунктограмм; написание сочинений-рассуждений на
лингвистическую тему, на морально-этическую тему, на тему, связанную с анализом текста;
аудирование; информационная переработка устного и письменного текста, пересказ текста по
плану; пересказ текста
с использованием цитат; создание устных
высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой
сферах общения с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
• определять роль языка как средства общения, связь языка и истории;
• определять речевые ситуации и их компоненты;
• объяснять системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
• применять алгоритмы правописания слов на разных языковых уровнях;
• использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач;
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
• делать лингвистический анализ текстов различных жанров, типов, стилей;
• создавать тексты разных стилей и типов;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных информационных носителях;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
• совершенствованию коммуникативных способностей; развитию готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразованию и активному участию в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапреметные результаты:
• владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие

теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение,
сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
• применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
•проведение различных
видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных

признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы:
1. Введение. (1ч).
2. Построение сжатого изложения (8 часов)
Теория. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Основные правила работы
с текстом. Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами;
использование языковых средств обобщенной передачи содержания. (4 часов)
Практика. Контроль знаний: практическая работа (4 часа)
3. Средства выразительности речи (8 часов)
Теория. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические
варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных
членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
(4 часа)
Практика. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Тест.
(4 часа)
4. Нормы русской орфографии. Морфология. (20 часов)
Теория. Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные
и служебные части речи, их правописание (8 часов)
Практика. Тесты. (12 часов)
5. Синтаксические и пунктуационные нормы (18 часов)
Теория. Словосочетание. Предложение. Простое осложненное предложение. Сложное
предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания
в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
(6 часов).
Практика. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Тесты (12 часов)
6. Построение сочинения-рассуждения (15 часов)
Теория. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для
обоснования
лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания
текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-иллюстрации, доказывающие
правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление
сочинения. Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на
основе анализа текста.
(7 часов).
Практика. Написание сочинений (8 часов).
7. Резервные уроки (2 часа)

№

Тема

Тематическое планирование
Количество часов

п/п
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Построение сжатого изложения
Средства выразительности речи
Нормы русской орфографии. Морфология
Синтаксические и пунктуационные нормы
Построение сочинения-рассуждения
Резервные уроки

Общее количество
часов
1
8
8
20
18
15
2

Теория

Практика

1
4
4
8
6
7
0

0
4
4
12
12
8
2

Календарно-тематическое планирование:
№
п/п
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.

8.
9.

10.

11.

12.
13.

Тема

Содержание деятельности

Теория: цель, задачи, содержание программы,
виды работы
Построение сжатого изложения (8 часов)
Построение сжатого изложения
Теория: современные подходы к написанию
изложения. Основные требования к сжатому
изложению. Знакомство с критериями
оценивания сжатого изложения
ПА Диагностическая работа
Практика: диагностическая работа
Микротема. Абзацное членение текста
Теория: смысловая и композиционная
цельность текста. Микротема
Приемы сжатия текста
Теория: информационная обработка текста.
Повторение способов компрессии (сжатия)
текста
Содержательные и языковые способы
Теория: содержательные и языковые способы
сокращения текста
сокращения текста
Практикум: редактирование изложения
Практика: выполнение упражнений
с использованием способов компрессии
(сжатия) текста: исключения, замены,
обобщения
Написание сжатого изложения
Практика: написание сжатого изложения
Анализ сжатого изложения
Практика: анализ работ по критериям:
содержание, сжатие, смысловая цельность,
речевая связность, последовательность
изложения. Работа над ошибками:
орфографическими, пунктуационными,
речевыми, грамматическими
Средства выразительности речи (8 часов)
Богатые возможности русского языка.
Теория: повторение лексических средств
Лексические средства выразительности.
выразительности: (синонимы, антонимы,
Фразеологизмы
паронимы, многозначные слова,
фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.)
Лексические тропы. Способы определения Теория: повторение тропов специальных
тропов.
изобразительно-выразительные средств
(лексических тропов)
Средства речевой выразительности.
Практика: анализ средств выразительности.
Выполнение упражнений
Словообразовательные и морфологические Теория: повторение словообразовательных
средства выразительности
(стилистически окрашенные суффиксы и
Введение (1ч)

приставки) и морфологических средств
выразительности
Теория: повторение синтаксических средств
выразительности (неполные и односоставные
предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции
и др.)
Практика: анализ средств выразительности.
Выполнение упражнений
Практика: выполнение упражнений
Практика: тест

14.

Синтаксические средства выразительности

15.

Средства речевой выразительности

16.
17.

Лексический анализ
Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств
выразительности
Нормы русской орфографии. Морфология. (20 часов)
Правописание гласных и согласных в
Теория: повторение правописания гласных и
корне
согласных в корне
Правописание приставок
Теория: повторение правописания приставок
Правописание суффиксов
Теория: повторение правописания суффиксов
существительных и прилагательных
существительных и прилагательных
Правописание Н и НН в различных частях Теория: повторение правописания Н и НН
речи
в различных частях речи
Правописание суффиксов глаголов,
Теория: повторение правописания суффиксов
причастий и деепричастий
глаголов, причастий и деепричастий
Правописание наречий и омонимичных
Теория: повторение правописания наречий и
частей речи
омонимичных частей речи
Правописание НЕ с разными частями речи Теория: повторение правописания НЕ с
разными частями речи
Слитное, дефисное и раздельное
Теория: повторение слитного, дефисного и
написание слов различных частей речи
раздельного написания слов различных частей
речи
Текстовые иллюстрации орфографических Практика: орфографический анализ.
норм
Выполнение упражнений
Практикум по орфографии
Практика: орфографический анализ.
Выполнение упражнений
Практикум по орфографии
Практика: орфографический анализ.
Выполнение упражнений
Практикум по орфографии
Практика: орфографический анализ.
Выполнение упражнений
ПА Тестовая работа
Практика: тестовая работа
Анализ тестовой работы
Практика:
Проверочная работа по орфографии
Практика: работа над ошибками
Самостоятельные и служебные части речи, Практика: выполнение упражнений
их правописание
Самостоятельные и служебные части речи, Практика: выполнение упражнений
их правописание
Практикум по морфологии
Практика: морфологический анализ
Проверочная работа по орфографии
Практика: проверочная работа
Анализ проверочной работы
Практика: работа над ошибками
Синтаксические и пунктуационные нормы (18 часов)
Словосочетание. Типы связи
Теория: повторение типов подчинительной
в словосочетании
связи слов в словосочетании
Замена словосочетаний
Практика: замена словосочетаний
синонимичными словосочетаниями.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.

Предложение. Грамматическая
(предикативная) основа предложения
Синтаксический анализ. Практикум
Знаки препинания при однородных членах

Выполнение упражнений
Теория: повторение главных членов
предложения, типов сказуемых
Практика: выполнение упражнений
Теория: повторение простых предложений,
осложнённых однородными членами
Теория: повторение простых предложений,
осложнённых обособленными определениями
и приложениями
Теория: повторение простых предложений,
осложнённых обособленными
обстоятельствами
Теория: повторение предложений,
осложнённых вводными словами и вводными
конструкциями, обращениями.
Практика: синтаксический и пунктуационный
анализ. Выполнение упражнений
Практика: синтаксический и пунктуационный
анализ. Выполнение упражнений
Практика: выполнение упражнений

43.

Знаки препинания обособленных
определениях приложениях

44.

Знаки препинания обособленных
обстоятельствах

45.

Знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически
не связанными с членами предложения.
Синтаксический и пунктуационный анализ
сложного предложения
Синтаксический и пунктуационный анализ
сложного предложения
Текстовые иллюстрации синтаксических и
пунктуационных норм. Практикум
Текстовые иллюстрации синтаксических и Практика: выполнение упражнений
пунктуационных норм. Практикум
Комплексный анализ текста
Практика: комплексный анализ текста
Синтаксический анализ
Практика: тест
Пунктуационный анализ
Практика: тест
Синтаксический и пунктуационный анализ Практика: тест
Контрольная работа по синтаксису и
Практика: синтаксический и пунктуационный
пунктуации.
анализ
Анализ работ.
Практика: работа над ошибками
Построение сочинения-рассуждения (15 часов)
Сочинение-рассуждение на
Теория: критерии оценивания сочинениялингвистическую тему. Структура
рассуждения на лингвистическую тему:
сочинения
наличие обоснованного ответа, примероваргументов, смысловая цельность, речевая
связность, последовательность сочинения,
композиционная стройность работы
Подбор обоснования лингвистического
Теория: подбор обоснования лингвистического
положения. Подбор примеров-аргументов положения. Подбор примеров-аргументов для
для обоснования лингвистического
обоснования лингвистического положения.
положения. Композиционное оформление Композиционное оформление сочинения.
сочинения. Речевое оформление сочинения Речевое оформление сочинения
Сочинение-рассуждение
Практика: написание сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему
на лингвистическую тему
Анализ работ
Практика: работа над ошибками
Сочинение-рассуждение на основе текста. Теория: критерии оценивания сочиненияСтруктура сочинения
рассуждения на основе текста: понимание
смысла фрагмента текста, наличие примеровиллюстраций, смысловая цельность, речевая
связность, последовательность сочинения,
композиционная стройность работы.
Понимание смысла текста и его
Теория: побор примеров-иллюстраций,
фрагмента. Примеры-иллюстрации,
доказывающих правильность понимания

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.

58.
59.
60.

61.

62.

64.

65.

66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

доказывающие правильность понимания
текста. Композиционное оформление
текста. Композиционное оформление
сочинения. Речевое оформление сочинения
сочинения. Речевое оформление сочинения
Сочинение-рассуждение на основе текста
Практика: написание сочинения-рассуждения
на основе текста
Анализ работ
Практика: работа над ошибками
Сочинение-рассуждение на моральноТеория: критерии оценивания сочиненияэтическую тему. Структура сочинения
рассуждения на морально-этическую тему,
наличие примеров-аргументов, смысловая
цельность, речевая связность,
последовательность сочинения,
композиционная стройность работы
Работа с определениями. ПримерыТеория: подбор определений, примероваргументы, доказывающие правильность
аргументов для обоснования понятия.
понимания понятия. Композиционное
Композиционное оформление сочинения.
оформление сочинения. Речевое
Речевое оформление сочинения
оформление сочинения
Работа с определениями для сочиненияТеория: подбор определений для сочинениярассуждения на морально этическую тему рассуждения на морально этическую тему
Сочинение-рассуждение на моральноПрактика: написание сочинения-рассуждения
этическую тему
на морально-этическую тему
Анализ работ
Практика: работа над ошибками
Сочинение по выбору обучающихся
Практика: написание сочинения по выбору
Практика: анализ работ
Резервные уроки (2 часа)
ПА Тестовая работа
Практика: тестовая работа
Анализ тестовой работы
Практика: работа над ошибками
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет, стулья, столы, ПК, мультимедийная установка, наличие сети
"Интернет" для участия в онлайн-мероприятиях, презентационный материал, учебная и
художественная литература.
Литература:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный
подход. М.: КНОРУС, 2010;
2. Т.М. Пахнова. Сборник текстов для комплексного анализа. М., «Дрофа», 2012;
3. Б.Т. Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М. «Просвещение», 2015;
4. И.Д. Мороз. Виды изложений и методика их проведения. М. «Просвещение», 2016
Интернет-ресурсы: - ФИПИ, открытый банк заданий fipi.ru›oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
www.vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=97
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
http://vip.km.ru/vschool
- репетитор «Русский язык» (весь школьный курс);
www.1c.ru/repetitor


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».