МБОУ СШ № 52 программа Наставничество

Пояснительная записка
К сожалению, в современных условиях профессионального образования
недостаточное внимание уделяется практико - ориентированной подготовке будущих
специалистов, поэтому выпускник вуза, колледжа вынужден в максимально короткие сроки
адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня
наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная
необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного
профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на
рабочем месте. Кроме этого, следует обратить внимание на развитие наставничества в среде
учащихся, между самими учащимися и студентами среднего профессионального и высшего
профессионального образования, находящимися на практике в школе. В МБОУ СШ №52
процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: учащегося,
самого наставника и организации-работодателя.
1. Цель программы: обеспечить постепенное развитие наставничества среди
участников образовательных отношений, вовлекая наставляемых во все сферы
профессиональной и социальной деятельности; способствовать личностному становлению
наставляемых; создать условия для самореализации наставляемых.
2. Задачи программы:
1.
Формировать и воспитывать у наставляемых потребность в непрерывном
самообразовании.
2.
Помочь наставляемым, опираясь в своей деятельности на достижения
современной науки и передового жизненного опыта, творчески внедрять идеи в социальный
процесс.
3.
Создать условия для адаптации наставляемых в коллективе.
4.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой и
социальной деятельности.
3. Планируемые результаты Программы:
1.
Подготовка наставляемых к самореализации в будущем;
2.
Совершенствование системы методической, воспитательной работы;
3.
Повышение качества образования;
4.
Повышение
уровня
аналитической
культуры
всех
участников
образовательных отношений.
4. Индикативные показатели Программы:
1.
Умение планировать собственную деятельность на основе творческого
поиска через самообразование.
2.
Овладение навыками реализации творческой, учебной и социальной
деятельности.
3.
Умение взаимодействовать с социумом.
4.
Умение проектировать систему собственной текущей и будущей
профессиональной деятельности.
5.
Умение молодых педагогов индивидуально работать с детьми, овладение
системой контроля и оценки знаний учащихся, становление молодого учителя как учителяпрофессионала, повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
5. Организация работы по программе:
Модуль «Учитель-учитель»
Работа с молодыми специалистами ведется по плану реализации наставничества.
5.1. Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы включает:

* создание оптимальных условий для успешной работы
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе
предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых
специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого
учителя.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное
микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в
обучении,
воспитании, проведении
экспериментальной работы, диагностика
профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого
специалиста.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за
молодыми специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ,
конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с
нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя,
корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого
специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую,
психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
4. Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы,
выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации,
составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ
учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что
знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями
сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по Программе «Школа наставничества».
Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
Мероприятия
Сроки
1 год «Знакомство со школьнй»
1. Знакомство с учителем.
Август
1.
Организационные мероприятия:
Август- собеседование с молодым специалистом;
сентябрь
- знакомство с традициями школы;
- выбор и назначение наставников.
2.
Диагностика умений и навыков молодого учителя.
3.
Заполнение информационной карточки.
4.
Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
1.
Изучение «Закона об образовании», документов Министерства
образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о
заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников
учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по
выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы
НОТ.
2.
Знакомство с УМК, предметными программами.
3.
Коррекция календарных и поурочных планов молодых
специалистов.
Посвящение в учителя
Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном
собрании, посвященном Дню учителя
Современный урок. Требования к организации.
1.
Методические требования к уроку.
2.
Посещение семинаров-практикумов «Типы и формы уроков,
факторы, влияющие на качество преподавания».
3.
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с
классификацией по основной дидактической задаче.
4.
Соответствие методов обучения формам организации уроков.
5.
Примерная схема тематического плана урока.
6.
Декада молодых педагогов.
7.
Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
1.
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
2.
Нормы оценивания учебной деятельности.
3.
Виды контроля и их рациональное использование на различных
этапах изучения программного материала.
4.
Организация мониторинговых исследований: образцы составления
обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности
учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения
рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности
учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и
мониторинговых исследований
5.
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости
школьников.
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.
1.
Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из
неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
2.
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества
демократического стиля общения.
3.
Изучение методических разработок: «Система мер, направленных
на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного
мероприятия», «Методика проведения родительского собрания»,
«Тематика родительских собраний»
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ
педагогических ситуаций».
Самообразование учителя – лучшее обучение.
1.
Выбор методической темы. Планирование работы над методической
темой на год: схема плана работы над методической темой (программа
саморазвития)

Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Декабрь

Февральмарт

Апрель

2.
Микроисследование организации работы с начинающими
педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста
апрель
Бенефис молодого учителя.
1.
Творческий отчёт молодых педагогов.
2.
Творческий отчет учителя-наставника (по желанию)
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка
необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях,
семинарах, совещаниях и т. д.
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
Реализация программы «Школы молодого специалиста»
Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к
началу учебного года.
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом
возрастных особенностей учащихся.
1.
Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое
исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по
сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы
изучения эффективности воспитательной системы класса).
2.
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей
школы.
3.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
4.
Основы составления психолого-педагогической характеристики
класса и учащегося.
5.
Классный час как урок взаимопонимания.
Современные образовательные технологии
Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся
как модель педагогической технологии»
Практикум «Организация исследовательской работы учащихся,
оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата».
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
1.
Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа
самонаблюдения и самооценивания урока.
2.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
3.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа
урока. Памятка для проведения самоанализа урока.
4.
Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителяминаставниками с целью оказания методической помощи.

Май
В течение
года

Август
Сентябрь
Сентябрьоктябрь

Ноябрь –
Декабрь

Январьфевраль

1.
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю Март
по подготовке урока
2.
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный
способ внутришкольного повышения квалификации
Методическая выставка достижений молодого учителя.
Динамика роста профессионализма молодого учителя:

открытые уроки;

Апрельмай

выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;
методическая выставка (систематизация наработок за 2 года
профессиональной деятельности);

представление молодого учителя наставником.
Круглый стол «Компетенции и компетентность»



Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка
необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях,
семинарах, совещаниях и т. д.
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии»
Реализация программы «Школы молодого специалиста»
Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к
началу учебного года.
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.
1.
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических
работников.
2.
Портфолио аттестуемого
Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий.
1.
Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах
методической
работы,
карты
экспертной оценки
проведения
нестандартных уроков.
2.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание
программного продукта.
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в
научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными
детьми.
1.
Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
2.
Система работы с одаренными детьми.
3.
Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети».
Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
4.
Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
1.
Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
2.
Организация работы учителя по достижению уровня умений и
навыков, заложенных в модели выпускника школы.
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения
учителя и пути дальнейшего развития.
Подведение итогов работы «Школы наставничества»:

Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов
на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся»,
«Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности
учителя».

Анализ карьерных перспектив молодого учителя.
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей
деятельности»

В течение
года

Август
Сентябрь
Октябрь –
ноябрь
Декабрь

Февраль –
март

Апрель

Май

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» (по
запросу)
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка В течение
необходимых рекомендаций.
года
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях,
семинарах, совещаниях и т. д.
Модуль «Учитель-ученик»
Работа с учащимися ведется по плану ВР и по запросу участников образовательных
отношений.
Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление индивидуальных маршрутов в работе с учащимися.
План работы социальной службы включает:
* создание оптимальных условий для успешной деятельности;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с учащимися;
* оказание практической помощи по планированию и реализации учебной деятельности, в
том числе предварительную работу с рефлексией;
* проведение диагностических мероприятий по выявлению проблем и причин.
2. Проведение диагностических мероприятий, согласно программе мониторинга
воспитательной деятельности, которая позволяет выявить потенциальные возможности
учащихся в обучении, воспитании.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за учащимися и
организация их работы.
4. Составление индивидуального плана работы с учащимися.
Примерная форма плана
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Проведение диагностических мероприятий
Разработка плана ВР, раздела работы с
учащимися «группы риска»
Разработка индивидуального маршрута
работы с учащимися
Организация консультирования по
проблемным учебным предметам
Организация социально-психологической
консультативной помощи социальным
педагогом
Организация участия учащихся в
социально-значимой внеурочной
деятельности

Модуль «Ученик-ученик»
Работа с учащимися ведется по плану ВР, по запросу участников образовательных
отношений под руководством классного руководителя.
Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление индивидуальных маршрутов в работе с учащимися.
План работы включает:
* создание оптимальных условий для успешной учебной, социально-значимой
деятельности;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с учащимися;

* оказание практической взаимопомощи по планированию и реализации учебной
деятельности.
2. Проведение диагностических мероприятий, согласно программе мониторинга
воспитательной деятельности, которая позволяет выявить потенциальные возможности
учащихся в обучении, воспитании.
3. Организация наставничества. Закрепление учеников-наставников за
слабоуспевающими учащимися и организация их работы.
4. Составление индивидуального плана работы с учащимися.
Примерная форма плана
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Проведение диагностических мероприятий
классным руководителем
Разработка плана работы по устранению
проблем у учащихся
Организация консультирования по
проблемным учебным предметам
Организация сотрудничества,
взаимопомощи между участниками
образовательных отношений
Привлечение к участию в социальнозначимой внеурочной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».