Пояснительная записка К сожалению, в современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется практико - ориентированной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник вуза, колледжа вынужден в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Кроме этого, следует обратить внимание на развитие наставничества в среде учащихся, между самими учащимися и студентами среднего профессионального и высшего профессионального образования, находящимися на практике в школе. В МБОУ СШ №52 процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: учащегося, самого наставника и организации-работодателя. 1. Цель программы: обеспечить постепенное развитие наставничества среди участников образовательных отношений, вовлекая наставляемых во все сферы профессиональной и социальной деятельности; способствовать личностному становлению наставляемых; создать условия для самореализации наставляемых. 2. Задачи программы: 1. Формировать и воспитывать у наставляемых потребность в непрерывном самообразовании. 2. Помочь наставляемым, опираясь в своей деятельности на достижения современной науки и передового жизненного опыта, творчески внедрять идеи в социальный процесс. 3. Создать условия для адаптации наставляемых в коллективе. 4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой и социальной деятельности. 3. Планируемые результаты Программы: 1. Подготовка наставляемых к самореализации в будущем; 2. Совершенствование системы методической, воспитательной работы; 3. Повышение качества образования; 4. Повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательных отношений. 4. Индикативные показатели Программы: 1. Умение планировать собственную деятельность на основе творческого поиска через самообразование. 2. Овладение навыками реализации творческой, учебной и социальной деятельности. 3. Умение взаимодействовать с социумом. 4. Умение проектировать систему собственной текущей и будущей профессиональной деятельности. 5. Умение молодых педагогов индивидуально работать с детьми, овладение системой контроля и оценки знаний учащихся, становление молодого учителя как учителяпрофессионала, повышение методической, интеллектуальной культуры учителя. 5. Организация работы по программе: Модуль «Учитель-учитель» Работа с молодыми специалистами ведется по плану реализации наставничества. 5.1. Основные направления работы по реализации Программы 1. Составление планов работы с молодыми специалистами. План работы включает: * создание оптимальных условий для успешной работы * проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами; * оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков; * проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем. 2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя. С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста. 3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы. Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию. 4. Составление плана работы молодого специалиста. План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель. 5. Работа по Программе «Школа наставничества». Этапы реализации Программы: – 1 этап – диагностический – 2 этап – самостоятельный творческий поиск – 3 этап – оценочно-рефлексивный Мероприятия Сроки 1 год «Знакомство со школьнй» 1. Знакомство с учителем. Август 1. Организационные мероприятия: Август- собеседование с молодым специалистом; сентябрь - знакомство с традициями школы; - выбор и назначение наставников. 2. Диагностика умений и навыков молодого учителя. 3. Заполнение информационной карточки. 4. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. 1. Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ. 2. Знакомство с УМК, предметными программами. 3. Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов. Посвящение в учителя Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя Современный урок. Требования к организации. 1. Методические требования к уроку. 2. Посещение семинаров-практикумов «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания». 3. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. 4. Соответствие методов обучения формам организации уроков. 5. Примерная схема тематического плана урока. 6. Декада молодых педагогов. 7. Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников. Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. 1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. 2. Нормы оценивания учебной деятельности. 3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований 5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. 1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций 2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения. 3. Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний» Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций». Самообразование учителя – лучшее обучение. 1. Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития) Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февральмарт Апрель 2. Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста апрель Бенефис молодого учителя. 1. Творческий отчёт молодых педагогов. 2. Творческий отчет учителя-наставника (по желанию) Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. II этап (2 год работы) Тема «Самостоятельный творческий поиск» Реализация программы «Школы молодого специалиста» Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. 1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). 2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. 3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя. 4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. 5. Классный час как урок взаимопонимания. Современные образовательные технологии Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата». Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. 1. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. 2. Самоанализ по качеству цели и задач урока. 3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока. 4. Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителяминаставниками с целью оказания методической помощи. Май В течение года Август Сентябрь Сентябрьоктябрь Ноябрь – Декабрь Январьфевраль 1. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю Март по подготовке урока 2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации Методическая выставка достижений молодого учителя. Динамика роста профессионализма молодого учителя: открытые уроки; Апрельмай выступления-презентации на педсовете по теме самообразования; методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности); представление молодого учителя наставником. Круглый стол «Компетенции и компетентность» Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. III этап (3 год работы) Тема «Выбор индивидуальной линии» Реализация программы «Школы молодого специалиста» Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. 1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. 2. Портфолио аттестуемого Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. 1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. 2. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта. Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. 1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. 2. Система работы с одаренными детьми. 3. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. 4. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. 1. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества. 2. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы. Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. Подведение итогов работы «Школы наставничества»: Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя». Анализ карьерных перспектив молодого учителя. Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» В течение года Август Сентябрь Октябрь – ноябрь Декабрь Февраль – март Апрель Май Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» (по запросу) Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка В течение необходимых рекомендаций. года Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. Модуль «Учитель-ученик» Работа с учащимися ведется по плану ВР и по запросу участников образовательных отношений. Основные направления работы по реализации Программы 1. Составление индивидуальных маршрутов в работе с учащимися. План работы социальной службы включает: * создание оптимальных условий для успешной деятельности; * проведение индивидуальных бесед и консультаций с учащимися; * оказание практической помощи по планированию и реализации учебной деятельности, в том числе предварительную работу с рефлексией; * проведение диагностических мероприятий по выявлению проблем и причин. 2. Проведение диагностических мероприятий, согласно программе мониторинга воспитательной деятельности, которая позволяет выявить потенциальные возможности учащихся в обучении, воспитании. 3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за учащимися и организация их работы. 4. Составление индивидуального плана работы с учащимися. Примерная форма плана Мероприятие Сроки Ответственные Проведение диагностических мероприятий Разработка плана ВР, раздела работы с учащимися «группы риска» Разработка индивидуального маршрута работы с учащимися Организация консультирования по проблемным учебным предметам Организация социально-психологической консультативной помощи социальным педагогом Организация участия учащихся в социально-значимой внеурочной деятельности Модуль «Ученик-ученик» Работа с учащимися ведется по плану ВР, по запросу участников образовательных отношений под руководством классного руководителя. Основные направления работы по реализации Программы 1. Составление индивидуальных маршрутов в работе с учащимися. План работы включает: * создание оптимальных условий для успешной учебной, социально-значимой деятельности; * проведение индивидуальных бесед и консультаций с учащимися; * оказание практической взаимопомощи по планированию и реализации учебной деятельности. 2. Проведение диагностических мероприятий, согласно программе мониторинга воспитательной деятельности, которая позволяет выявить потенциальные возможности учащихся в обучении, воспитании. 3. Организация наставничества. Закрепление учеников-наставников за слабоуспевающими учащимися и организация их работы. 4. Составление индивидуального плана работы с учащимися. Примерная форма плана Мероприятие Сроки Ответственные Проведение диагностических мероприятий классным руководителем Разработка плана работы по устранению проблем у учащихся Организация консультирования по проблемным учебным предметам Организация сотрудничества, взаимопомощи между участниками образовательных отношений Привлечение к участию в социальнозначимой внеурочной деятельности