08.05.2023
«Педагогические средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»
В современном мире вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем. Организация нравственного воспитания личности важна на разных ступенях возрастного развития, в том числе на уровне младшего школьного возраста. Кто, как не учитель начальных классов, имеющий возможность влияния на развитие ребенка как референтное лицо, должен понимать степень значимости рассматриваемой проблемы, уделить ей одну из главенствующих ролей в своей профессиональной педагогической деятельности и вести работу по формированию у детей младшего школьного возраста основ нравственного сознания, чувств и поведения.
При этом возникает необходимость подбора и рациональной реализации педагогическим работником начальной школы соответствующего профессионального инструментария, а именно: педагогических средств нравственного воспитания детей.
Нравственное воспитание младших школьников возможно, если соблюдаются следующие условия:
1) в воспитательной работе учителя младших классов задействован определённый комплекс педагогических средств нравственного воспитания младших школьников;
2) педагог освоил методику реализации педагогических средств нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
3) младшие школьники включены в воспитательный процесс, построенный на основе правильно обозначенной совокупности педагогических средств.
1. Своеобразие нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
«Нравственное воспитание» – это моральное воспитание подрастающего поколения, целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, чувств, отношений и поведения личности, а также способность к совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм.
Целью нравственного воспитания является формирование у младших школьников нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
К принципам нравственного поведения можем отнести следующие: 1)нравственные принципы как обобщенные требования общества к личности, в которых выражены преданность делу, любовь к Родине, высокое сознание общественного долга;
2) принципы, которые касаются отношений учащихся к другим народам и нациям;
3) принципы, отражающие добросовестное отношение к труду на благо общества и заботу о сохранении и умножении общественного достояния;
4) принципы, раскрывающие отношение учащихся к другим людям;
5) принципы, охватывающие отношение школьников к нормам и правилам.
Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице.
2. Педагогические средства нравственного воспитания учащихся начальных классов.
Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели.
К педагогическим средствам нравственного воспитания можем отнести: объекты материальной и духовной культуры (устное народное творчество (сказки, загадки), художественная литература); специально организованную педагогом деятельность (игра, общение, трудовая деятельность); наглядные средства (натуральные объект, изображения, объемные и графические средства); технические средства воспитания (аудиальные, визуальные и аудиовизуальные) и др. Выбор средств и методик их реализации зависит от ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество или закрепляем, или уже перевоспитываем).
При выборе средств работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
1) учитывать воспитательные задачи;
2) на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности;
3) составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, средств работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей и др.
В заключении хотелось бы отметить, что нравственное воспитание представляет собой сложный социально-педагогический процесс. В целом в качестве назначения рассматриваемого направления воспитательной работы в начальной школе выступает формирование высоконравственной личности, для которой нормы, правила, требования морали выступали бы как ее собственные взгляды и убеждения, привычные нормы поведения.
Педагогические средства занимают важное место в системе нравственного воспитания и в целом в организации воспитательной деятельности. С их помощью подрастающее поколение приобретает нравственные знания, осуществляется выработка у школьников этических представлений и понятий, воспитание интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2023
Дата обновления: 14.05.2023
Дата публикации: 08.05.2023